НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Исчезнувший аул Алыбай


Все течет, все изменяется, наша жизнь обновляется, что-то в ней появляется, что-то уходит из нее, и уход этот всегда вызывает грустное чувство утраты.
А если уходит в небытие целая деревня?..
В ковыльной степи на берегу озера Чебачье в прошлом столетии существовал аул Алыбай. Он находился возле современного города Карасук Новосибирской области. Недалеко от аула расположен поселок Александровкий. Аул Алыбай в начале прошлого столетия был крупнейшим по численности населения казахским аулом Сибирского края.
 Сколько их исчезло с лица земли, будто и не было вовсе! Остаются только  травой поросшие фундаменты домов, деревья и кустарники. Почему так случается? Много населённых пунктов перестало существовать в нашем районе и среди них - аул Алыбай.
Мне эта тема близка потому, что мои корни именно из этого аула. Здесь когда жили мои дедушка и бабушка, родилась моя мама.

История возникновения села
В далеком прошлом юго-западная часть Западной Сибири, в том числе и наша Кулундинская степь, считалась голодной степью. На сотни километров в окружности не было видно жилья, над нею в зимнее время бушевали по несколько дней метели, морозы доходили до 55 градусов. Особенно редко была заселена наша Кулунда до 1800 года. Только кое-где у колков стояли кибитки казахов, а возле них паслись табуны лошадей и скота.
В двадцатом столетии в Новосибирской области было 80 казахских аулов, многие из них созданы в дореволюционный период. В настоящее в Карасукском  районе нашей области  из этого числа существуют только три аула — это аул Карасарт, который основан в 1764 году, аул Нижнебаяновский, основанный в 1826 году и аул Токпан -1809 г.
 Сейчас на месте аула Алыбай остались бугры от домов и построек, ямы от погребов, следы фундаментов и кладбище возле аула.
В ауле проживали казахи (в архиве значатся киргизы). В 20-30 годы  XX века,  по причине голода, а также процесса раскулачивания,  в наших местах стали заселяться казанские татары и казахи из Казахстана.
По переписи 1926 года, в поселении проживало 486 человек, из которых 252 -мужчины и 234 - женщины. Число хозяйств – 110. Во второй половине прошлого столетия численность населения этого аула сокращалась. Так, в 1970 году в ауле оставалось 165 человек.

Из воспоминаний
Из воспоминаний дедушки Тезекбаева Тлеубая Жангабыловича: «Мои дедушка и отец бежали с Казахстана. Рассказывали, что семья держала коров, лошадей, несколько овец, и на тот момент они считались богатыми людьми. Боясь власти, они бросили дом и бежали в Сибирь. На тот момент отцу было около 10 лет. Был образованным, учился в медресе, умел читать на арабском языке. Жили скудно. Семья потихоньку обживалась. Отец женился на девушке из Алтайского края. У них родились 13 детей, из которых остались в живых 4 сына, остальные умерли ещё в младенчестве. Родители работали в колхозе. В 1938 году был награжден серебряной медалью ВДНХ. Был звеноводом.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая принесла немало горя. Уходили на фронт отцы, братья, дяди. Из аула ушли на фронт, практически, все мужчины, многие не вернулись.
По словам моего дедушки, его отца на войну не взяли, он был отправлен в трудармию при шахте имени Калинина. Там он получил инвалидность из-за упавшей на ногу породы. Спустя 6 месяцев, после госпиталя он возвращается домой. В тылу было много работы. Вручную сеяли и собирали урожай зерновых.
Из воспоминаний бабушки Тезекбаевой (Батыровой) Гульбаршин Тасболатовны: «Мне было 16 лет, когда вышла замуж. Жили мы в избушке, где не было полов, приходилось смазывать глиной. Зимой вносили снег, ставили на печь, а затем стирались. В 1974 году построили дом. Это был красивый и добротный дом. В семье родились четверо детей, а кроме этого, с нами жили родители супруга. Но это было не в тягость, т. к. они помогали растить детей и управляться по хозяйству. Я многому научилась у свекрови: доить коров, готовить еду. Помню, как замешивала тесто на хлеб. Мне сказали, что надо месить до тех пор, пока кулачки станут красными. Вот и старалась. Пекли по 6-10 булок хлеба».
Из воспоминаний мамы Абетовой Каламкас Тлеубаевны: «Дом строился, когда я только родилась. В доме было много места. Помню, как ходили со старшей сестрой собирали яйца курей. Стены сарая были построены из соломы, и в них находились гнезда кур. Недалеко от дома находился колодец, и нам нравилось там играть. Разливали воду, лепили из глины различные предметы, играли в прятки в кустах. В  минутах ходьбы росли березы. Эти колки для нас были  «лесами». Убегая в «лес» мы собирали ягоды. А за колком были картофельные поля карасучан. Кроме картофеля они выращивали горох, и мы лакомились им. Люди разводили овец, коров, лошадей. И жители аула по очереди их пасли. Вечером, пригоняли в аул, и каждый житель встречал свою скотину. Помню, дедушка набирал в таз овса и, выйдя на улицу, звал овец домой.
Излишки своей продукции жители возили на рынок в Карасук. Если не было техники, запрягали лошадей и выезжали с товаром. Очень радовались мы тому, когда родители приезжали с города, ведь они привозили красивую одежду и вкусности».

Образование.
В ауле была начальная школа, она находилась в небольшом здании. Было всего две комнаты, в одной из которых стояла печь. Учителя сами отапливали школу, сами ее мазали, белили, ночами заготавливали дрова. Учились до 4 класса, позже - до 3 класса.
Из воспоминаний дедушки: «Учились мы в деревянной школе, которая находилась у конторы. Учителем был Шафиева Зайда. В 1954 году, окончив 4 класс, продолжил обучение в Карасартовской школе, которую завершил в 1960 году».
Из воспоминаний моей тёти: «Учительницей была Ольга Владимировна Коланда. Она приезжала с Карасука и проживала у Шмырбаевых.
Все дети обучались в одном кабинете. Было очень сложно, но всёже учились. В 1978 году школу закрыли, т. к. велась политика укрупнения деревень. Проучилась в этой школе подготовительный и 1 класс».
Из воспоминаний учеников 1976,77 годов: «Нас учила Жумартова Мария Хамитовна. Она была с Карасука, и проживала на квартире у Кабулова Жаксыбека. 4 класс заканчивал в Александровке. Иногда приходилось пешком добираться в аул, т. к. не было транспорта. Мы были закреплены за старшеклассниками».
В 70-е годы учились в селе Александровка. Жили в интернате, и возвращались только в субботу.
В 1981 году моя мама должна была пойти в первый класс. Но к тому времени школу закрыли, поэтому вся семья мамы переехала в Александровку.

Организация колхоза
Ни одно событие в жизни страны не обходило стороной аул. Жизнь людей непрерывно переплеталась с судьбой огромной России. С приходом советской власти началась коллективизация. С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х-начале 1930-х годов, репрессии приобрели массовый характер. Особенного размаха они достигли в 1937-1938 годы, когда сотни тысяч граждан были расстреляны или отправлены в лагеря Гулага по обвинениям в совершении политических преступлений. Среди жителей аула тоже были репрессированные. В книге памяти Новосибирской области значится Мамбетов Абиль Муканович. В 1938 году он был приговорен тройкой УНКВД Алтайского края к 10 годам ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей), по обвинению в "участии в контрреволюционной повстанческой организации" (ст. 58-2-10-11 УК РСФСР. Реабилитирован 1 февраля 1958 г.
Во время коллективизации образовались колхозы. Названия колхозов менялись: в довоенный период - «Джесталап», затем - «Жол Сталина» (центральная усадьба в п. Александровка), «Маяк Ильича» (центральная усадьба с. Михайловка). В 1965 году произошла реорганизация в совхоз, который несколько раз менял название: «Мясной», «Российский», «Александровский». Происходило укрупнение хозяйства за счет присоединения малых поселков: Стеклянного, Жанакурлыса, Джесталапа, а «Александровский» являлся центральной усадьбой.
С 1971 по 1977 годы совхозом руководил Дергилёв А., а с 1977 по 1990 - И. П. Дибров.
Верили колхозники в лучшее будущее, трудились с душой, хотя жизнь была тяжелой, и их труд не ценился. Как и все в те далекие времена в России работали за «палочки», зарплату получали мизерную, по трудодням, да и, то только в конце года. Жили за счет собственного небольшого хозяйства.
В ауле был магазин. Из воспоминаний Юсуповой Анны Васильевны: «В 1975 году мне предложили работать продавцом. Предлагали и раннее, но мне не было 18 лет. Тогда директором райпо был Юсупов Мукарам. Он поручился за меня. И с того года до 1981 года проработала продавцом».
В ауле была кузница, она находилась за магазином. Работали в ней Гусамов Равиль, Касымов Сайфулла.
В деревне была ферма, держали молодняк на подсосе, продовольственный склад, зернохранилище, дойный гурт. Возили на лошадях с полей корма, рожь, пшеницу сеяли, жали серпами, делали снопы, пасли телят. В ауле имелась мельница.

Распад деревни
В ауле в 1978 году расформировали школу, а в 1981 году закрыли магазин, а также не было остальных социально важных объектов. Люди были вынуждены уезжать.
Аула не стало, но память людей, которые родились, выросли, жили в ауле Алыбай осталась. Остался смех детей, гул и шум когда–то существующей там жизни. В настоящее время о когда-то существовавшем ауле говорят лишь колки, деревья, высаженные жителями аула, а также - заросшие травой фундаменты домов и кладбище предков.
В этих местах красивая природа, здесь отдыхаешь душой. Местоположение аула очень живописное и уютное. На месте бывшего аула собираются его жители. Они рассказывают о том, как жили. Мы все, затаив дыхание, начинаем слушать интересные истории из жизни наших родственников. У стариков на глазах появляются слёзы, когда вспоминают о детстве, о том, как работали, образовывали семьи, строили дома, рождались дети.
На карте больше нет аула, но память жива, и какая-то необъяснимая сила тянет сюда бывших жителей.
Деревня исчезла в 1983 году.

Зачем мы это написали?
Собирая материал по крупицам, мы сделали вывод, что знание истории своей Родины, её прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда.
Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Все забывается. Время жестоко, оно быстротечно. Зарастет все травой. Наше поколение и знать не будет о том, что в таких глухих местах, средь леса или степи, когда-то жили, работали, веселились люди. Сколько разных судеб! Мы убедились в том, что немало известных людей вышли родом из таких вот малых деревень, и прославили свою родину. То, что мы собрали, это только совсем мизерная часть истории, в дальнейшем мы продолжим работу над этой темой. Работая над этой темой, столкнулись с людьми, которые неравнодушны к данной теме, мы многое открыли для себя, вскрылись неизвестные нам факты. И вот уже ставятся новые цели, которые требуют их решения.
Хотим выразить слова благодарности всем людям, кто нам помог.
Нам, как жителям сельской местности, очень близки, понятны переживания простых крестьян о разорении их малой Родины. И мы не хотим, чтобы такое произошло с нашими родными селами. Пока живет село, значит, живет Россия!

Дата публикации: 08 Декабря 2022

Автор: Азамат Абетов, Максим Чебаксаров

Отправитель: Каламкас Абетова

Вам нравится? 4 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


презентация "Исчезнувший аул Алыбай

  • Комментарии
Загрузка комментариев...