От героев былых времен не осталось порой имен...
История заселения долины реки Чулым, освоения «свободных земель», казалось бы, давно изучена, описана, известна… Но, есть исторические факты, о которых мало кто знает, и возникает опасение, как бы не растерять их за давностью лет, не забыть имен, не исказить информацию потому, что в отделе архивной службы сведений об этих событиях нет, живых свидетелей - тоже. И тогда на помощь приходит Память, которая хранится в воспоминаниях родных и очевидцев, да в музейных архивах. С любовью к истории сел Зубари, Преображенка, Печёново, Золотая Грива и состраданием к чужой боли эту память односельчан собрала в 70-80 годы прошлого столетия старшая пионерская вожатая Преображенской школы, основатель военно–патриотического клуба «Подвиг» и школьного краеведческого музея Афанасьева Фрида Ивановна. Фриду Ивановну приводила в отчаяние мысль, что со временем многое будет забыто и новым поколениям не будет ведомо, какими достойными и мужественными были ее земляки, как им хотелось жить и служить высоким идеалам. По крупицам собирала она ценнейший краеведческий материал. Давно нет в живых депортированной с Поволжья девочки Фриды, удивительного Человека, подвижницы, патриота своей приобретенной малой Родины - Фриды Ивановны Афанасьевой, но результаты её кропотливого труда хранит дочь, Боленкова Людмила Юрьевна, и бескорыстно, в память о маме, делится ими с нами. На основании музейных архивов МКОУ Преображенская ООШ я и пишу этот рассказ.
Чулымский район… Далекая сибирская глубинка, где никогда не было военных действий… Так считают многие, забывая о том, что чуть более 100 лет назад по селам района прокатилась жестокая, братоубийственная гражданская война. Смутное, беспощадное, кровавое было время…
В начале 20-го века, к югу от железнодорожной станции Чулым, располагались село Каяк, 46 эстонских хуторов, поселки Преображенское, Печёново, Зубари. Они являлись «забочными» поселениями с крепкими крестьянскими хозяйствами. Октябрьская революция 1917 года всколыхнула крестьян далеких окраин России на борьбу за свои права, за власть Советов. Весть о революции пришла в Преображенку с некоторым запозданием, её вестниками были участники Октябрьской революции - солдат Василий Сударев и матрос Григорий Тельпуховский. Они привезли с собой революционную литературу, газеты со статьями Ленина, оба повели большую работу по организации крестьянских масс, за создание комитетов бедноты. Однако недолго просуществовала Советская власть в Сибири - летом 1918 года станция Чулымская была занята войсками А. Колчака и белочехами. С осени 1918 года в селе Чулым работала колчаковская администрация. Начались массовые преследования советских активистов. По малейшему подозрению рабочих и крестьян расстреливали без суда и следствия, в селах свирепствовал произвол военщины и полубандитских групп, посылаемых для наведения порядка. Всё это заставляло крестьян объединяться в борьбе с колчаковским режимом. На территории юга района действовал партизанский отряд под руководством Копейкина. В. Сударев и Г. Тельпуховский сформировали партизанский отряд из жителей Преображенки. В отряд записались Исаченко Андрей и Иван, Слыткины Максим и Михаил, Антропянский Афанасий, Кондратьев Ерофей, Козырев Алексей, Борисовский Капитон, Глазунов Федор и др. Партизанами была налажена связь с железнодорожниками станции Кокошино, осуществлялись вылазки для подрыва железнодорожного полотна. Бесстрашно действовал руководитель группы подрывников Сударев Василий, его группа не только парализовывала движение белогвардейцев по железной дороге, но и добывала взрывчатку, винтовки, а однажды захватила четырех языков, которых передали в отряд Копейкина. Штаб партизанского отряда находился в доме Ерофея Кондратьева. На случай захвата деревни колчаковцами на одном из Голубовских хуторов было определено место, где могли укрыться партизаны.
В декабре 1919 года в селе Печёново разыгралась трагедия. С приходом армии Колчака в селе начались расправы, грабеж. Один из жителей по фамилии (или кличке) Кошелек, выдал коммунаров и партизан. На следующий день на Гадатской Гриве, по словам казаха Абрая, мобилизованного в колчаковский обоз, было расстреляно 12 человек, из них три – из села Печёново: Либерц, Копос, Сапрыкин. Расстреливали в грудь, затем переворачивали и стреляли в затылок.
Из воспоминаний свидетелей событий, старожилов Лаврентия Федоровича и Марии Антоновны Шадровых: «В 1919 году через сёла Печёново и Преображенку шла колчаковская дивизия. В это время в Печёново находился комитет партизанского отряда. Фрол Степанович Копус был его секретарем. Колчаковцам удалось арестовать членов комитета во главе с секретарем. После допроса и издевательств они убили Фрола Степановича Копуса, Ивана Григорьевича Сапрыкина и совсем молодого Бориса Либерта. Убиты они были в лесу, но по просьбе родственников похоронены в одной могиле на кладбище».
Из письма дочери одного из расстрелянных коммунаров И. Г. Сапрыкина, Тамары Ивановны: «Мой отец, Сапрыкин Иван Григорьевич, родился в 1877 году в семье крестьянина Орловской губернии. 7 лет служил в царской армии. По Столыпинской реформе приехал на «свободные» земли и поселился в деревне Печёново. Почти сразу с Павловым Василием Гавриловичем и Кобелевым Яковом организовали артель. Построили водяную мельницу на реке Чулым. Окрестные гривы были плодородные, сёла были хлебные, решили построить паровую мельницу, заложили фундамент под двигатель, который и сейчас стоит на месте , где когда–то располагалось село… Когда началась Германская война, стройка мельницы прекратилась. В коммунистическую партию отец вступил в 1914 году. Участвовал в собрании коммунистов Сибири в Омске. Собрание проводилось в глубоком подполье. Его проводил С. М. Киров. Здание, где проводилось собрание, было подожжено царской охранкой, часть делегатов погибли. Когда в 1917 году победила Октябрьская революция, то в Печёново, в присутствии представителей Красной армии, был избран Совет крестьянских депутатов из 5 человек, фамилии четырех я знаю: Сапрыкин, Либерц, Копос, Дмитриев. Отец был избран председателем. В 1919 году, когда в Печёново вступили войска Колчака, для дознания, кто выбран в Советы, белогвардейцами были избиты мужчины и часть женщин. Выдал выборных Кошелек. Назавтра, на Гадатской Гриве, отца и еще 11 человек расстреляли… После смерти отца у мамы на руках осталось пять детей, из которых после 1928 года в живых осталось трое».
О братской могиле расстрелянных колчаковцами партизан, я – руководитель туристического поисково–краеведческого отряда «ВЕГА», узнала весной 1987 года и уже в июне мы с веговцами были в Печёново… Села, расположенного на левом берегу реки, уже не было. Единственный дом-пятистенок, в котором ночевали пастухи, стена маслозавода, фундамент паровой мельницы, несколько тополей и кладбище, это все, что осталось от, прежде богатейшего, села Печёново, основанного в 1860 году русскими переселенцами с Орловщины. На братской могиле - металлическая пирамидка с красной звездой, сосна в изголовье, полусгнившая деревянная оградка, звенящая тишина и трель жаворонка в голубом небе… Я рассказала веговцам о партизанах, казненных колчаковцами, их имен на пирамидке не было, и я не знала, как правильно звучат их фамилии: Копос (Копус, Копосов), Либерц (Либерт, Либертц), по-разному прописаны они в документах школьного музея и только фамилия Сапрыкин называлась в воспоминаниях без изменения. Но это не умаляло подвига печёновских активистов, храбрых партизан, погибших в то далёкое время, лежащих в родной чулымской земле.
В Печёново мы побывали еще раз, ровно через двадцать лет. В 2006 году нами был выигран международный грант «Глобал Грингрантс Фонд», организована экспедиция по реке Чулым в пределах района от северо–восточной до юго–западной границы с целью мониторинга её экологического состояния. Мы прошли 98 километров от села Гуськи до села Печёново, которых ни на карте, ни на местности уже не существует. Только кладбища свидетельствуют о том, что когда–то здесь кипела жизнь. Братская могила была ухожена. Дочь Ивана Григорьевича Сапрыкина рядом с железным четырехгранным обелиском, увенчанным красной звездой, установила памятник своим родителям: Ивану Григорьевичу и Наталье Алексеевне, пережившей мужа на 29 лет, так и не вышедшей больше замуж. Рядом со мной, в скорбном молчании, стояли дети первых веговцев, которым родители рассказали о братской могиле в селе Печёново…
«Уважение к прошлой жизни людей, к идеям, к их жертвам, которые неизбежны в переломные периоды истории, достигается общим вниманием каждого человека, государства и общества. Это уважение подразумевает сохранение и изучение истории, памятников своего края. В этом заключается нравственная преемственность прошлых и нынешних поколений», - так говорила мудрая Фрида Ивановна Афанасьева.
Помнить нельзя забыть… Где поставить запятую?
Сегодня с экранов телевизора, в сетях Интернета нас убеждают, что нельзя жить прошлым, нельзя загадывать будущее, нужно жить днем сегодняшним… А я уверена, что без памяти о прошлом, мы – дерево без корней …
Помнить!!! Вот главная наша задача.
- Комментарии
Загрузка комментариев...