Гармонь была как сто дивизий
Прошло уже 75 лет с тех пор, как история пережитой трагедии и достигнутой Победы живет с нами. На итог Великой отечественной войны повлияли такие факторы, как героизм людей, умелое командование, любовь к Родине и вера в победу.
Великая Отечественная война ворвалась смерчем в судьбу каждого советского человека. Она разрушила планы и мечты. Начало войны сопровождалось небывалым ростом патриотизма, который нашёл выражение в большом количестве заявлений о добровольном вступлении в ряды Красной Армии. Но, нередко люди впадали в отчаяние, и тогда, как нельзя кстати, приходилось появление гармони. Она была как боевое знамя, с ней воины одолевали все невзгоды, долгие вёрсты дорог, она скрашивала суровые фронтовые будни, поднимала дух и смягчала солдатское сердце во время
коротких передышек и привалов. А хрестоматийный образ Василия Тёркина послужил толчком к написанию этого текста.
22 июня 1941 года навсегда останется в памяти мирных жителей. Так, в письме Ю.В. Феоктистовой, опубликованного в газете «Комсомольская правда» было воспоминание о том дне: «В тот день началась война. И уже на другой день, в понедельник, потянулись по городам и весям мужики да парни, в сапогах и телогрейках с котомками за плечами в военкоматы. С песней «Как родная меня мать провожала» они бодро обещали провожающим их матерям да женам вскорости, к осени, вернуться с Победой домой. И затем эшелонами под пьяную гармошку – «До свиданья, города и хаты» - устремлялись вперед, на запад, чтобы прогнать супостата в его логово и разбить его там. Мало из тех, кто ехал в эшелонах и верил в скорую Победу, вернётся домой. Да и как не верить в Победу, ведь «броня крепка и танки наши быстры», а коль «нас в бой пошлет товарищ Сталин и первый маршал в бой нас поведет», так уж точно «враг будет разбит, и Победа будет за нами».
А. В. Петров из посёлка Северное Новосибирской области делится таким воспоминанием: «Запомнился мне эпизод: вышел из военкомата Федор Дрючин в военной форме без знаков различия, с бумагами в руках, и пошел мимо собравшихся, где играла гармошка. К нему обратился один из мобилизованных с вопросом: «Товарищ командир, победим мы немца или нет?». Тот ответил: «Обязательно победим…» «А тогда давайте спляшем на страх врагам!». «А давайте». И пошли они в пляс, минуты три-четыре выделывали коленца под поддержку собравшихся. Закончилась эта пляска рукопожатием и похлопыванием по плечу». Вот так верная подруга-гармонь провожала солдат на войну. Война затронула каждую семью, проживавшую на территории советов. Вместе с новобранцами из сёл и деревень на линию фронта уходили и их музыкальные инструменты.
«Кто сказал, что нету места песням на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» - так звучат знаменитые строки из фильма «В бой идут одни старики». Выживать красноармейцам на линии фронта помогала музыка.
Один ветеран сказал. «...На фронте никаких музыкальных инструментов, кроме гармошки, я не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы, пляски, пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались: немцы тут же открывали огонь. Гармошка звучала буквально везде: в госпитале и тылу, в партизанском отряде. Нередко с музыкальным инструментом была связана какая-то интересная история. Так, например, Михаил Александрович Гутов из Куйбышева Новосибирской области вспоминает: «Во время войны не выпадало случая поиграть на гармони, хотя друзья танкисты знали, что я играю и скучаю по ней. И вот однажды, в конце 43-го года, когда мы влетели на своем танке в город Кировоград, в подвале дома были взяты в плен четыре гитлеровца с нашей русской гармошкой. Е принесли прямо ко мне. Я только успел пробежать пальцами по пуговочкам, убедиться, что она исправная. Играть было некогда, и, подвесив гармонь за поручень башни танка, мы продолжали атаку. Это длилось несколько дней.
…Ударило снарядом по моему танку. Он очень пострадал, а от гармошки осталось несколько пуговиц. Война сметала на своём пути многое, в том числе и гармошку».
Ещё вспоминается случай, когда снаряд попал в гармонь. Он остался жив, а вот гармонь восстановлению не подлежала.
По мере течения войны, спрос на гармони рос. В Тулу и Шую от солдат шли письма с призывом: “Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!”. И, даже, существовал лозунг “В каждую роту – гармонь”. Летом 1941 года, для поднятия боевого духа солдат, было отправлено около двенадцати тысяч гармоней, а осенью на фронт направили уже шестьдесят тысяч инструментов. В 1942 году, по ходатайству Политуправления Советской Армии, наркомат местной промышленности РСФСР обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. Крупные фабрики, занимавшиеся выпуском инструментов, увеличили темпы производства — и гармони поставлялись на фронт среди прочих необходимых вещей, наряду с оружием и продовольствием. Задышал фронт ситцевыми мехами… И поплыли над окопами и землянками, над бесконечными военными дорогами величавые и светлые русские песни — живые и трепетные, с чувством, с перебором, с огоньком, с грустинкой. И не секрет, что иногда использовалась «русская психологическая атака» - полк шагал под звуки гармошки. Немцам было страшно и дико, они не выдерживали музыкального натиска, а наши солдаты смело шли в бой на обескураженных немцев. Гармони, баяны страдали от вражеских пуль, но наш земляк, А. И. Кащеев, прошагавший по военным дорогам Молдавии, Румынии, Болгарии, занимался ремонтом этих инструментов:
- У вас есть такой мастер –Кащеев?
- Да, есть.
- Срочно его в штаб дивизии.
Мы, как раз, стояли в обороне, и случилась временная передышка. Мне определили под мастерскую баню, обеспечили необходимым инвентарём. В тот же день, гляжу – подъезжает грузовик, набитый доверху переломанными инструментами: баянами, гармонями, аккордеонами. И вот, какое-то время я в бане и ремонтировал их. Потом их развозили по полкам». (Домой, в Новосибирск А. И. Кащеев вернулся 5 сентября 1945 года. Работал на Новосибирской гармонной фабрике).
Не удивительно, почему гармонь была самым популярным музыкальным инструментом. Под её аккомпанемент в эти страшные годы люди складывали много песен о текущей ситуации. Эти произведения были разными по своей структуре. Одни печальные, тяжелые, другие веселые и легкие. А с 1942 года стали выходить специальные красноармейские песенники «Играй, мой баян», «В бой за Родину», тираж которых достигал сотен тысяч экземпляров. У многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у сердца, вместе с фотографиями родных, хранились блокноты с фронтовыми песнями и частушками. И песня была сродни винтовке.
Гармонь в тылу
Гармонь сыграла свою роль и в тылу, где также было немало трудностей и нелегкой работы. Частушки и народные песни, известные у русского народа ранее, изменялись в военное время, и на смену им приходили другие мотивы. Были это и проникновенные песни, посвященные павшим в бою солдатам и вдовам, не дождавшимся мужей с войны, и патриотически-боевые марши, которые помогали приблизить победу и выражали сильное желание дать решительный отпор врагу. И, практически, все песни звучали под аккомпанемент русской гармони или баяна.
Вот, что вспоминает Е. К. Уколова-Мицевич из Карасука Новосибирской области:
«В посёлке Кавкуй была малочисленная комсомольская организация. Но секретарь Шура Костылева с учительницей Анастасией Бровченко и тут сумели организовать самодеятельность, но в селе не было гармошки. Тогда провели несколько воскресников, накосили камыша, продали его на рынке и через обком ВЛКСМ купили инструмент. И в селе нашлась гармонистка. Благодаря гармони и сбор пошел лучше, и веселей на селе жилось».
На берегу реки Омки была деревня Красноярка. В годы ВОВ из села забрали всех трудоспособных мужчин. Осталось двое. Один не пошел на фронт по состоянию здоровья, а другой из-за физического недуга. Но, никто не отменял утреннюю перевозку молока через лес. На это согласилась известная на селе гармонистка Евдокия Фёдоровна Мозженина. Её предупреждали о возможности схватки с волками. И вот однажды ей пришлось столкнуться с мохнатым хищником. «Когда волки приблизились на расстояние в несколько прыжков, Евдокия, вдруг, неожиданно и громко, во весь запас мехов, так резанула по звонким планкам, визгливо-высоким регистром, что волки, досель не встречавшие подобного отпора, кинулись наутёк. Схватка была выиграна. Позже она делилась своими воспоминаниями с односельчанами: «Я ружья не имела, огня никогда не разжигала, а чтобы отпугнуть хищников – брала в руки гармонь и выдавала им такую музыку, от которой они тикали прочь» (Евдокия Федоровна Мозженина прожила долгих 99 лет, а её гармонь теперь хранится в краеведческом музее города Татарска Новосибирской области).
А вот такую историю поведала нам в своем рассказе «Гармонистка» наша землячка Н. Г. Ангулова: «Было в Сибири одно село… В одной из семей жила девочка Маша. Она очень любила музыкальные инструменты, а в частности - гармонь. Где заиграет в селе гармонь, Мария туда. Иногда ей разрешали подержать гармонь, позволяли раздуть меха, и понажимать на кнопочки. В последствии, став взрослей Маша научилась играть недурно на гармони. В другой семье жил обычный мальчик Петя. Петя, кстати, сидел за одной партой в школе c Машей.
Дети росли. Петр работал в колхозе на тракторе, а Мария, ввиду умения организации праздников, была заведующей клубом. У неё даже был свой музыкальный коллектив.
Мария и Петр договорились, что осенью 1941 они станут мужем и женой. Но быть вместе им было не суждено. Петю призвали на фронт, в качестве танкиста.
Каждое письмо Пети она перечитывала несколько раз, а в ответ слала по 2 или 3 своих, личных письма. Позже Машу и двух ее подруг отправили учиться тракторному делу в Убинскую МТС. Училась она 3 месяца, но и там она не забывала про свой инструмент. Во время учебы она пользовалась уважением учеников, за свою игру. Курсы окончила на отлично.
Быстрая и ловкая она знала трактор, как свои пять пальцев. Также, она, помимо работы в поле, помогала парням-подросткам в ремонтных мастерских. В свободное от работы время она веселила село своей игрой, хотя она адски уставала. Однажды, придя с работы, она узнала о том, что родителям Петра пришла похоронка. Она не поверила, и обещала себе ждать. Она ждала… Петр так и не пришёл. Вышла замуж она только в 1948 за скромного механизатора.
Долго она ещё веселила своей игрой соседей. Выйдет вечером на лавку и заиграет. На звуки гармошки сходились соседи, устраивались танцы.
Таким образом, мы видим, что в грозные годы Великой Отечественной войны победа ковалась не только на полях сражений, но и в тылу. Здесь были важны усилия всех людей, независимо от их принадлежности к профессии или от возраста. Самоотверженность тружеников тыла была запредельной, отдыхали по четыре-пять часов в сутки, но гармонь и песни придавали силу, бодрили дух.
Огромное значение для тружеников тыла играла радиопередача «Огонь по врагу». Она оперативно откликалась на злобу дня, на последние события, доходчиво и правдиво информируя слушателей обо всех изменениях на фронте. Она поднимала настроение, едко продергивала, высмеивала врага. Прослушав её, люди работали ещё лучше, ещё качественнее. Получив заряд бодрости, наголодавшиеся, уставшие от недосыпания люди обретали силу и уверенность, с утроенной энергией брались за дело, намного перевыполняя установленные нормы. Передачи были сделаны настолько добротно и правдиво, что люди начинали верить, будто слышат рассказы и истории из уст настоящих разведчиков, отважных земляков-сибиряков - Ветеркова, Шмелькова и их друга И. И. Маланина. Им писали с просьбой исполнить для своих родных какую-либо песню. Другие надеялись на то, что герои-бойцы повидаются на фронте или же в тылу с их сыном, дочерью, матерью, отцом, невестой. Делали наказы передать при случае привет или письмо лично в руки, делились всеми своими радостями, заботами.
Вот, что Н. А. Примеров пишет в своей книге «Воздвигнем памятник гармони фронтовой» про эту передачу: «В центре Новосибирска (там, где сейчас находится Театр оперы и балета) рядом с трамвайной линией на одном из столбов электросети был укреплен динамик. Когда начиналась передача, здесь собиралась такая масса слушателей, что трамваи вынуждены были останавливаться и ждать окончания выпуска «Огня по врагу!» Да и сами вагоновожатые, как и пассажиры, видимо, были не прочь послушать всем известных бойцов-разведчиков. Люди гурьбой вываливали из трамваев на улицу и присоединялись к толпе. В обком партии стали поступать просьбы руководителей предприятий и колхозов о том, чтобы перенести передачу «Огонь по врагу!» на воскресенье, а то незадолго до 18.30 по понедельникам все прекращали работу – слишком был велик интерес к новым похождениям боевых друзей-товарищей. Специальным постановлением обкома день выхода радиообозрения был изменен. Теперь позывные «Огня по врагу!» звучали в эфире не в понедельник, а в выходной день – в воскресенье.
Гармонисты Новосибирской области и Убинского района в годы войны
По мнению Н. А. Примерова: «Русская гармонь и подвиг фронтовых музыкантов достоин того, чтобы в России появился еще один памятник, а Василий Тёркин был не только собирательным образом, но и обрёл бы реальные имена и фамилии. Важно создать памятник в душах и сердцах ныне живущих людей. Мы решили узнать имена тех воинов – сибиряков, кто оружием и песней сломил врага.
Вспомни, милый, дорогой ,
У калитки Яниной
Как стояли мы с тобой:
Слушали Маланина.
В частушке, представленной в книге Н. А. Примерова звучит имя Ивана Ивановича Маланина, который родился в посёлке Троицкое Иркутской области 15 января 1897 года. Он был восемнадцатым ребёнком в рабочей семье и, увы, незрячим от рождения. С раннего детства обнаружил абсолютный музыкальный слух, самостоятельно, в пятилетнем возрасте, научился играть на гармони. Обучался в школе-интернате для слепых детей и игре на скрипке, также освоил игру на фортепиано, флейте, виолончели, контрабасе, гитаре, на духовых и ударных инструментах, и, самостоятельно, на баяне.
В 1920-е годы Иван Иванович перебирается в Новосибирск и выступает на местном радио. В годы Великой Отечественной войны Иван Маланин – один из авторов радиопередачи «Огонь по врагу!», которая была одной из самых популярных на новосибирском радио. В годы Великой Отечественной войны он неоднократно выезжал с концертами на фронт.
После окончания Великой Отечественной войны с 1948 по 1967 годы работал в хоре ветеранов Новосибирской филармонии. Своим учителем И. И. Маланина считал Народный артист России Геннадий Заволокин.
В Убинском был, так же, известный гармонист Гончаров Василий Андреевич. Из-за его игры даже свадьбы переносили, в очередь становились. Работал Василий Андреевич старшим дорожным мастером Каргатской дистанции пути. И он на этой тальянке, что передали ему Писаревы, играл с 1943 по 1996 год. Гончаров дружил Александром Рещиковым, с ним на пару они выступали в Убинском Доме культуры: Василий Андреевич на гармони, а Александр на бубне.
А когда Василий Андреевич Гончаров заболел и умер, гармонь осталась у его жены в Груздёвке. Сын Александра, Владимир Александрович сделал на «Сибсельмаше” хороший па мятник из нержавеющей стали, оградку и переправил всё в деревню. И в знак благодарности, что он ни копейки с них не взял, жена и дочь Василия Андреевича отдали ему гармонь бесплатно. Эту гармонь Владимир Александрович хранит в музее имени И. И. Маланина.
Среди прочих гармошек и баянов есть в музее и однорядная гармошка. На ней долгое время играл наш земляк, в честь которого названа улица в Убинском – Герой Советского союза генерал-майор Григорий Иванович Писарев, а также его братья Василий и Осип. Гармонь завезена в Сибирь в 1897 году из Белоруссии Иваном Осиповичем Писаревым. Гармонь эта выносливая, она почти не ремонтировалась. Но, все братья Писаревы прошли по очереди войну с ней. У братьев был уговор: кто первым идёт на фронт, то её и забирает. Первым на фронт попал Василий, но его вскоре ранило, и он вернулся с тальянкой домой, в родной Новосибирск. Во второй раз поехала на передовую гармонь со средним братом, которого так же ранило. Лечился он в Омске, откуда написал отцу и братьям, чтобы они забрали гармонь. Теперь уже младший сын, Григорий Иванович, собрался ехать на фронт, где получил звание Героя Советского Союза. В сражении под Москвой получил ранение, и проездом в Красноярск снова передал гармонь своим родным. Едва успев подлечиться, Василий во второй раз отправился воевать и под Сталинградом, подорвавшись на мине, лишился обеих рук. Некому стало играть на гармони, и тогда отец, Иван Осипович, решил передать её в руки хорошему гармонисту - Василию Андреевичу Гончарову, другу их семьи.
В нашем краеведческом музее бережно хранится трофейный аккордеон, который принес в дар житель села Убинское Москаленко Юрий Тимофеевич. Этот аккордеон принадлежал его тете Южаниной Александре Даниловне, который она привезла с войны в качестве трофея. Так же, есть Тульская гармонь, которая принадлежала свёкру Ворожко Альбины Ивановны. Её он, так же, привёз с войны.
Так, что - гармонь была верной спутницей наших солдат с начала войны и до её конца. Она была с ними повсюду: в окопах и на перевалах, шла в бой, защищая грудь солдата. А после, помогала восстанавливать силы, исполняя песни и частушки. Тот подвиг солдата-гармониста, гармониста в тылу должен стучать в наших сердцах, жить в нашей памяти и душе. А задача последующих поколений – сохранить эту память на долгие-долгие годы.
- Комментарии
Загрузка комментариев...