Судьба Александры
Я хочу рассказать о своей бабушке по материнской линии Ваиной (в девичестве Чураковой) Александре Матвеевне, 1908 года рождения, которая проживала в деревне Кольцовка Колыванского (а в отдельные годы Пихтовского) района. Бабушка часто повторяла, что она сюда приехала из «Расеи». Я тогда училась в младших классах и с удивлением слушала это странное название. «Почему из Расеи?», - думала я. «А Сибирь что, не Россия?». В общем, я решила, что это были неграмотные люди старого времени, но возможно, так они и думали. Бабушка была малоразговорчивой и почти ничего не рассказывала о своей прошлой жизни, а я никогда ни о чём не спрашивала. Когда я училась в школе, было как-то не принято интересоваться своей родословной, да и не прививался детям к этому интерес, как сейчас. В общем, у меня сложились воспоминания о ней из её редких, отрывочных фраз и таких же воспоминаний кого-то из родственников.
Восьми лет от роду, в 1916 году, маленькая Александра вместе с родителями, родственниками и другими жителями приехали из Европейской части России, («из Расеи»,- так почему-то именовали себя жители тех мест), в поисках лучших земель и за лучшей жизнью. Они обосновались недалеко от села Пихтовка в деревне Кольцовка. Там и жили. Я всегда думала, что деревня уже была там, когда они приехали. Но, уже учась в старших классах, я случайно залезла в сундук бабушки, который стоял в нашей с ней комнате, (бабушка жила с нами) и нашла её паспорт. Там было написано, что место её рождения село Кольцовка, Вурнарского района, Чувашской АССР. Я была просто потрясена! Как так? Тоже Кольцовка?! Значит, сделала я сама вывод, деревни-то и не было! Они сами построили её с нуля, и назвали её тем названием, откуда приехали. Я удивилась – аж из Чувашии! Меня охватило странное чувство гордости непонятно от чего. Что мои предки-то, оказывается, из Европейской части России! И я вспомнила, что родственники, знакомые из Кольцовки иногда называли себя чувашами.
У бабушки я ничего не спросила, она была уже очень старенькая и расспрашивать у нас было не принято.
Бабушка прожила трудную жизнь, как и все люди того времени. Вышла замуж, родила восьмерых детей, трое из которых умерли в младенчестве. В живых осталось пятеро, которые выросли и выучились, среди них и моя мама. Мужа проводила на фронт, он вернулся, но больной, прожил не долго, и умер в 1953 году. Моей маме было всего 7 лет от роду, а она четвёртая, пятый ребёнок – Василий, всего 4-х лет. В годы войны и после, бабушка работала в колхозе, пахала на корове, сеяла вручную, и делала массу другой трудной работы. Держала корову и другое хозяйство, одна воспитала и выучила пятерых детей. Все дети выучились и стали достойными людьми, разъехались по разным городам.
Старший Михаил – 1933 г. р. – жил и работал в г. Бердске директором нефтебазы.
Дочь Зоя – 1935 г. р. – передовая, лучшая доярка Бурмистровского совхоза, Искитимского района. Имеет множество правительственных наград и грамот, которые передала в Колыванский краеведческий музей. Сейчас проживает в Колывани.
Средний сын Николай – 1939 г. р. – жил и работал на Украине в г. Киеве водителем рейсового автобуса.
Дочь Галина – 1946 г. р. – проживает в Колывани. Работала учителем немецкого языка во 2-ой, а затем в 3-ей Колыванских школах. Не одно поколение колыванских детей знает её.
Младший сын Василий – 1949 г. р. – окончил Свердловский юридический институт. Начинал работать следователем в прокуратуре в Колывани. Затем был направлен на повышение в Новосибирск. Работал прокурором Центрального района Новосибирска. Было предложение работать прокурором Новосибирской области, но он отказался. В данный момент полковник в отставке, сейчас проживает в Краснообске Новосибирской области.
Когда дети разъехались, в начале 1970-х годов стала разваливаться и деревня, люди стали уезжать, и бабушка стала жить с нами в Колывани.
Бабушка была очень верующим человеком. В 70-80-х годах Церкви в Колывани ещё не было, и она иногда посещала Молельный дом, который был в то время в Колывани на улице Новосёлов. Иногда, в обычный, как мне казалось, день, сидя на диване, она вдруг изрекала: «Сегодня Рождество…», или «Сегодня Пасха…». Когда я училась, пусть не в старших, а в младших и средних классах, мы таких слов даже и не слышали. Это удивительно, но я думала, что же это такое! Кажется, бабушка не объясняла мне значение этих праздников, но это было так сказано, что я просто нутром чувствовала, как вокруг витало что-то необъяснимое, чудесное, торжественное.
Ещё бабушка рассказывала, что в деревне Церкви не было, и в Великие праздники они собирались у кого-то дома и ночью пели Молитвы.
Однако, несмотря на это, в каждой деревне были свои традиции. Уже со слов моей тёти, Зои Ивановны, (которой идёт 85-ый год), накануне Пасхи, в Чистый Четверг, баня никогда не топилась! Топилась строго в субботу, и помывшись, они тут же шли петь Молитвы. Я думаю, что это связано с тяжёлым ежедневным крестьянским трудом, ведь помывшись в четверг, до воскресенья уже замараешься! Эта традиция прочно живёт в нашей семье до сих пор! Зоя Ивановна, старшая дочь бабушки, которая живёт в частном доме, и у которой мы моемся в бане, строго настрого запрещает топить баню в другой день! «Только в субботу, в другой день нельзя, так мама говорила»! Исключение составляют лишь особые случаи буквально пару раз за год! «Всё бросай, а баня в субботу!» Так мы и живём, удивляя порой некоторых своих знакомых.
Очень интересно, как изменялись имена в этой деревне. Мою бабушку звали Александра, но то ли имя слишком длинное, то ли на чувашский манер, её звали Лёксандра. Но и это показалось односельчанам слишком длинным, и в конце концов её стали звать просто Лёнькой! Когда она жила у нас, все соседи и знакомые звали её тётя Лёня. А одна подруга сказала мне: «Какое красивое имя у твоей бабушки! Лёня ведь Леонид, значит она – Леонида!» Так я и думала, учась в школе. И уже будучи старшеклассницей, когда я в очередной раз залезла в «таинственный» сундук и увидела паспорт бабушки, я к большому удивлению узнала, что настоящее её имя – Александра. Ещё из воспоминаний детства. Бабушка часто приговаривала: «В Покров я родилась, в Покров замуж выходила, в Покров и помру!» Я с удивлением слушала эти изречения, и мне казалось, что так оно и будет.
Кстати, всё та же Зоя Ивановна мне говорила, что старожилы деревни рассказывали, что свадьба бабушки с Иваном Никифоровичем Ваиным, жителем этой же деревни, была самой запоминающейся и красивой. Невероятно нарядные лошади, невероятно красивые и нарядные жених с невестой, свадебным кортежем поехали венчаться в Церковь в Ново-Еловку, соседнюю деревню, ведь в Кольцовке Церкви не было. Икона, которой венчали бабушку, датируется 5 октября 1896 г., и до сих пор стоит у Зои Ивановны в переднем углу. Был Покров, и земля уже прилично замёрзла, и топанье конских копыт гулко разносилось по деревне в морозном воздухе… Но умерла она не на Покров, как ей чудилось, а в январе месяце 21-го числа 2003 года, в день смерти Владимира Ильича Ленина. И как опять же сказала моя тётя Зоя Ивановна, «умерла в один день с таким хорошим и великим человеком».
Ей шёл 95-ый год… Прожив очень тяжёлые и трудные времена, Господь Бог даровал ей очень долгую жизнь!
Александра Матвеевна – из рода Чураковых. И эта фамилия известна в Колывани. Два её родных брата – Илья Матвеевич и Семён Матвеевич Чураковы проживали в Колывани. Родной племянник бабушки – Михаил Ильич Чураков, долгие годы работал в Колыванской милиции, и несколько лет был её начальником. Его жена – Мария Александровна Чуракова, работала всю свою жизнь главной медсестрой в Колыванской больнице. Родная племянница бабушки – Коваленко (в девичестве Чуракова) Любовь Семёновна, всю свою жизнь посвятила медицине и работала врачом – инфекционистом, а в некоторые годы и руководила инфекционным отделением Колыванской ЦРБ. А сын Любови Семёновны (получается внучатый племянник бабушки) – Алексей Викторович Коваленко – талантливый хирург, возглавляет хирургическое отделение Колыванской ЦРБ. Все эти люди хорошо известны многим поколениям колыванцев, и они отзываются только добрыми словами и с невероятным уважением к ним.
И, наконец, дочь бабушки, моя мама, Каравых (в девичестве Ваина) Галина Ивановна всю свою жизнь посвятила обучению и воспитанию подрастающего поколения, преподавая немецкий язык во 2-ой, а затем и в 3-ей Колыванских школах. Она воспитала не одно поколение учеников, и многие до сих пор звонят и приходят со словами благодарности.
Можно сказать, что род Чураковых достойно проживает на колыванской земле.
Прошло уже много лет, как моей бабушки нет на свете. Но я часто вспоминаю её, как пример стойкости, мужества и любви к колыванской земле, которая стала для неё родной.
Каравых Ольга , жительница р.п.Колывань
- Комментарии
Загрузка комментариев...