Исследователь Сибирской земли Василий Тистров
Тистров Василий Иванович был одним из последних управляющих Сузунским монетным двором. Судьба этого человека была интересной, но сложной и даже трагичной для горного специалиста XIX в.Многие факты биографии Василия Тистрова говорят о том, что среди обширного круга горных офицеров Колыванских заводов он был фигурой незаурядной. В 1837 г. руководитель Алтайского горного округа Злобин в одном из документов дал ему такую характеристику: «Гурьевский завод под управлением отличного усердного капитана Тистрова окончил уже наряд железа и обеспечил им потребность заводов для действия в следующем году».
А в «Описании Алтайского горного округа в историческом, статистическом, техническом, хозяйственном отношениях», составленном поручиком Ковригиным в 1856 г., когда Тистрова уже не было на Алтае, отмечалось, что на Колыванских заводах «с большим успехом произведены были опыты по предложениям бергмейстера Мевиуса I и маркшейдера Тистрова».
Сам факт, что о Василии Тистрове авторы сочинений о Колыванских заводах помнили даже тогда, когда он там давно уже не работал, говорит о том, что ему удалось оставить заметный след в истории горного округа.
Он родился в 1799 г. в семье «стеклянных дел мастера». Отец служил в Петербурге, на принадлежащем Кабинету заводе. В 1811 г. Василий вместе с младшим братом Павлом были зачислены в горный корпус. На протяжении всего обучения оба проявляли усердие и прилежание в учебе. По окончании курса им было присвоено звание шихтмейстеров.
Молодого специалиста назначают «приставом плавиленного производства Барнаульского завода». Здесь молодой инженер ответственно выполняет все поручения. В апреле 1823 г. его направляют на Урал «для замечаний по окрытию и разработке золотосодержащих песков в Екатеринбургские заводы…». Приобретенные на Урале знания и опыт позже сделали В. Тистрова крупнейшим специалистом Колывано-Воскресенского округа.
Честность, обязательность Василия Ивановича вызывала доверие начальства для выполнения очень важных ответственных поручений. Не раз он организовывал поездки и участвовал в длительных командировках в столицу. Так, например, в январе 1825 г. он доставлял в Петербург очередной караван с алтайским серебром и каменными вещами, произведениями Колыванской шлифовальной фабрики.
Длинные обозы из простых крестьянских саней перемещались по зимним дорогам под бдительным надзором усердного алтайского инженера Тистрова. Командировка продолжалась больше полугода. Оторванный от дома и семьи, Василий Иванович еще и выполнил просьбу начальника Колывано-Воскресенских заводов Алтайского округа Петра Фролова – закупил в Москве и Петербурге крупную партию нот и инструментов для барнаульского оркестра и музыкального класса окружного училища. Такое деликатное поручение мог выполнить только человек, обладающий достаточной образованностью и тонким вкусом.
О широте кругозора Василия Ивановича свидетельствует такой факт. Именно ему доверил Петр Козмич надзор за своим любимым детищем – горнозаводским музеем в Барнауле. Тистров был назначен одним из его первых директоров. Одновременно с этим Василий Иванович преподавал в Барнаульском горном училище, заведовал бумажной фабрикой, руководил плавильней.
Здесь же, в Барнауле, Тистров встречает и свою будущую жену - Александру Гавриловну Фролову, внучку знаменитого алтайского изобретателя-гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова (1726-1800), управляющего Змеиногорскими рудниками. Свадьба состоялась в 1828 г. Семья постепенно росла. В 1829г. появился первенец – сын Петр, а год спустя – дочь Мария.
Багаж профессиональных знаний, которыми обладал Тистров, позволил ему исполнять обязанности управляющего Барнаульским заводом. А «для установления серебряной плавки в лучший порядок» его посылают на Сузунский завод, после чего назначают управляющим крупного Павловского сереброплавильного завода.
В начале 30-х гг. XIX в. В.И. Тистров - управляющий заводами и рудниками Салаирского округа, его приисками, лесосеками и другими промышленными предприятиями. Исследуя природные богатства кузнецкой земли, он проводил время в бесконечных скитаниях по Салаирскому чернолесью, по сырым логам и болотам.
Целыми днями он осматривал плавильные агрегаты Гавриловского и Гурьевского заводов, вникал в постановку дел на золотых приисках. По инициативе Тистрова были составлены подробные описания всех предприятий этого региона, чертежи важнейших построек, машин и агрегатов.
В 1837 г. в этих окрестностях им были открыты прииски и россыпи. За свои открытия он был вознагражден приличной премией в 10 тысяч рублей. Но эта исследовательская деятельность, большие заботы, великая ответственность очень подорвали здоровье Василия Ивановича. Все чаще и чаще его одолевали приступы ревматизма, который обострялся при малейшей простуде. Здоровье быстро ухудшалось, но об отставке думать было рано. Большая семья, судьба которой зависела от него, заставляла инженера напрягать последние силы.
В.И. Тистров вновь возвращается в Завод-Сузун. С 1840 по 1844 гг. он был назначен управляющим Сузунским медеплавильным заводом и монетным двором. И на этой должности по-прежнему вникал во все проблемы, ответственно исполняя поручения. В Сузуне, в 1843 г., в семье Тистровых родилась еще одна дочь – Елизавета. После окончания Института Благородных девиц, она вышла замуж за поручика Крупского Константина Игнатьевича. 14 февраля 1869 г. у них родилась дочь Надежда, ставшая в дальнейшем женой Владимира Ильича Ленина.
Сухой климат Верхнего Приобья не принес облегчения Василию Ивановичу, не избавил от тяжелого недуга. Консультации даже столичных специалистов не помогли. Тистров вынужден был подать письмо с просьбой о 4-хмесячном отпуске для лечения в Барнауле. Однако все старания врачей горного округа не дали положительных результатов.
Но как говорят в народе, беда не приходит одна. После рождения девятого ребенка – сына Александра – умерла Александра Гавриловна. Тистров не склонял голову и просил продлить ему отпуск, чтобы после очередного лечения вновь приступить к работе. Однако министр распорядился иначе. 17 ноября 1845 г. был подписан приказ об отставке Тистрова. Он был уволен в чине подполковника корпуса горных инженеров с пенсией в сумме 171 рубль 52 копейки серебром в год.
Последние годы жизни Василия Ивановича были наполнены хлопотами об устройстве дальнейшей судьбы детей. Сыновей удалось определить военное училище и Горный институт, младших девочек – в Павловский военно-сиротский институт благородных девиц. О судьбе остальных членов семьи, к сожалению, ничего не известно.
Последние годы В.И. Тистрова прошли в борьбе с жесточайшей бедностью. На все прошения, направляемые в императорский Кабинет, на службе у которого он стоял четверть века, он получал отказ. Умер Василий Иванович в1870 г. Где находится его могила не известно.
Сегодня память о В.И. Тистрове храниться в Сузунском музее, а также в деятельности крупных металлургических предприятий Кузбасса, лепту в основание и процветание которых внес видный исследователь и горный инженер.
Т.Б. Емельянова, научный сотрудник
МКУК Краеведческий музей
«Центр исторической информации»
- Комментарии
Загрузка комментариев...