НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Лидия Ивановна Евстафьева. Жизнь, связанная со спортом

Лидия Ивановна Евстафьева родилась 3 марта 1927 года в семье рабочего железной дороги и домохозяйки.

С детства девочку приучали к ведению домашнего хозяйства, готовили к будущей роли жены и матери детей. Лида обладала навыками шитья, умела вязать и вышивать, участвовала в школьных, городских и районных конкурсах по рукоделию и домоводству. В Болотнинском районном историко-краеведческом музее хранится одна из грамот, полученных ею в марте 1941 года – «Грамота участнику 2-й районной детской художественной олимпиады Евстафьевой Лидии шк № 3 за рукоделие».

На лыжах ходить Лиду научил ходить ее старший брат.

Подростком, собираясь на прогулку в лес на лыжах с подругами, Лида всегда старалась выйти из дома последней, чтобы мчаться изо всех сил и поравняться с девочками где-нибудь далеко, у самого леса.

– Не люблю я ходить тихо, – говорила она подругам. 
И журила их: 
– Что это за катание? Идете, как гуси, вперевалочку. Одеваться надо полегче. Зина, наверное, все мамины кофты натянула на себя. Посмотрите как растолстела.

Лида поняла, что лыжнику мороз не страшен и в движении она не замерзнет. Ее смущало, что после быстрой пробежки она задыхается. Школьный учитель физкультуры объяснил ей, что надо развивать легкие тренировками и специальными упражнениями, поделился с нею книгами. Из книг девушка узнала, почему приходит усталость, как бороться с ней, как вырабатывать выносливость.

Большое впечатление на Лидию произвели слова тогдашнего чемпиона Европы Николая Каракулова: «Вы думаете, я обладал какими-то природными данными? Нисколько. Наоборот, я очень плохо начинал бегать…». Выходит, мастерами не рождаются. Каждый может стать хорошим спортсменом.

Лидия стала применять на практике опыт спортсменов, описанный в их книгах. Дома стали отмечать, что девушка стала возвращаться после лыжных прогулок все раньше и раньше, задумалась об этом и Лидия. Она стала записывать время старта и финиша, и с удивлением поняла, что каждый раз она проходит свою дистанцию все быстрее. Девушка также отметила, что у нее больше нет потребности в передышках.

Как рассказывала сама Лидия Ивановна, в 15 лет ее с несколькими другими молодыми болотнинцами мобилизовали на один из оборонных заводов в Кузбассе. Находясь среди совсем незнакомых ей людей, тогда еще неопытная девушка не смогла приспособиться к крайне жёсткому ритму работы и быта на новом месте и сбежала. За самовольный уход с режимного предприятия ей грозило суровое наказание. Благодаря своему отцу, работавшему на железной дороге в Болотном, Лидия смогла выбраться из этой непростой и опасной ситуации. В годы войны работа на железной дороге приравнивалась к работе на оборонном заводе. Поэтому было решено устроить ее в Болотном на железную дорогу.

27 апреля 1943 года Лидия вместе с несколькими другими молодыми девчонками была принята на должность рабочей в литейный цех 3-го вагонного участка станции Болотная Томской железной дороги, а уже 25 декабря 1943 года Лидия была переведена обрубщиком зубилом в ручную зачистку заусенцев после литья.

Все это время девушки числились ученицами слесаря.

Работа включала в себя литье тормозных колодок, колосников, чушек для снарядов, которые затем отправляли на один из заводов города Кемерово. Работали без выходных, неделями не выходя из цеха – здесь же ели и спали в теплом песке. Зарплата ученика слесаря составляла всего 70 рублей, на болотнинском рынке за эти деньги в условиях карточной системы и тотального дефицита можно было купить всего несколько булок хлеба. Выручала картошка со своего огорода.

Спортивные секции появились у болотнинских железнодорожников в 1934 году: уже с этого времени болотнинские железнодорожные команды с азартом играли в футбол и в волейбол. Футбольная команда болотнинцев часто побеждала футболистов новосибирского «Локомотива» и авиачасти Колбасного.

В годы войны многие спортсмены-железнодорожники ушли добровольцами на фронт и погибли.

В 1945 году в вагонном депо станции Болотная организовался коллектив добровольного спортивного общества «Локомотив», в который вступила и молодая Лида Евстафьева, выбрав лыжную секцию.

В зимней районной спартакиаде она занимает первое место на дистанции три километра. Успех окрылил молодую спортсменку.

Вскоре Евстафьеву вызвали в районный комитет физкультуры и направили на областные соревнования в Новосибирск. Там она увидела технику лучших лыжников, поставив перед собой задачу – добиться четкого ритма бега.

Весной спортсменку отправили на тренировочные сборы в Новосибирск. На сборах вместе с другими молодыми спортсменами она встретила День Победы: «Мы плакали, конечно, от счастья!»

На работе, освоив профессию слесаря, Лидия получила четвертый разряд и стала выполнять по две нормы. В свободное время девушка обучалась электросварке у электросварщика из соседнего цеха – Кирилла Ефименко. Через полтора месяца, 24 декабря 1945 года, Лида Евстафьева была переведена в заготовительный цех электросварщиком 3 разряда и стала работать самостоятельно. Зарплата электросварщика существенно отличалась от зарплаты слесаря и могла доходить до 1000 рублей. Периодически выполняла она и тяжелую работу молотобойца.

В 1946 году на областной спартакиаде Евстафьева заняла второе место.

У нее появились наставники в городе, которые настойчиво советовали Лидии тренироваться и летом. Так как езда на велосипеде укрепляет мышцы ног, развивает дыхание, вырабатывает выносливость и позволяет зимой вновь скорее войти в спортивную форму, девушка и ее тренеры решили, что летом она будет заниматься велосипедным спортом.

У одного из соседей девушки был немецкий велосипед «Диамант». Сосед согласился поменять его на Лидины часы. Через некоторое время у Евстафьевой появился и настоящий гоночный велосипед.

Лидия читает книги спортсменов велосипедистов. Утренняя гимнастика начинается с приседания. Велосипедист должен иметь крепкие ноги! 15-20-40 приседаний. С каждым днем все больше и больше. Увеличиваются дистанции ежедневных тренировок, ускоряется темп езды.

С 1948 года Евстафьева неизменно занимает первые места в спортивных соревнованиях физкультурников Томской железной дороги.

В 1948 году за выполнение социалистических обязательств руководством Болотнинского депо Евстафьевой объявлена благодарность. Тогда же ей объявляется и благодарность за участие в лыжной спартакиаде.

В августе 1949 года Евстафьева получила 4 разряд электросварщика.

В 1950 году Евстафьевой не находится равных на лыжне в зимней областной спартакиаде. В том же году ее отправляют на сборы в Свердловск, организованные Центральным советом «Локомотива», где она встретилась с сильнейшими спортсменами страны. Тренером Лидии становится заслуженный мастер спорта Иван Венедиктович Хапанцов.

Опытный тренер замечает серьезные ошибки в технике у Евстафьевой, объясняет ей каждое движение, оттачивает его до совершенства, добивается, чтобы молодая спортсменка достигала лучших результатов при наименьшей затрате энергии, учит постоянно следить за величиной нагрузки.

В феврале 1951 года Евстафьева является участником первенства РСФСР по лыжному спорту от Новосибирской области в Свердловске.

Летом 1951 года на всесоюзных соревнованиях спортивного общества «Локомотив» Евстафьева выступает как спортсменка-велосипедистка от Томской железной дороги. Ей предстоит преодолеть дистанцию 20 км по Военно-Грузинской дороге. Лидия не подводит свою организацию и становится чемпионкой Центрального совета ДСО «Локомотив».

В Болотном комитет комсомола и клуб «Локомотив» поручают Евстафьевой руководить на общественных началах лыжной секцией железнодорожников. Многим товарищам по работе Лидия Ивановна помогает получить спортивные разряды.

В 1952 году на областной спартакиаде Евстафьева становится чемпионкой, последовательно заняв первые места в лыжных гонках на 5 км и 8 км и в состязаниях по слалому.

Центральный совет ДСО «Локомотив» отправляет спортсменку на Всесоюзное первенство по лыжному спорту, проводившееся в Ленинграде.

Евстафьева получает удостоверение члена Центрального Совета Добровольного Спортивного Общества «Локомотив» за № 69.

В том же году Лидию Ивановну выбрали в Болотном народным заседателем, а физкультурники Томской железной дороги послали ее делегатом в Москву на Всесоюзную конференцию ДСО «Локомотив». На работе Евстафьева делает уже наряды по пятому и шестому разряду. «Первая в труде и спорте!» – с гордостью говорят о ней в это время в Болотном. Это время – пик славы и популярности спортсменки.

Весной 1954 года Лидия Ивановна получает удостоверение водителя мотоцикла всех марок и начинает участвовать в спортивных соревнованиях мотоциклистов.

В июле 1954 года Евстафьева была от своего предприятия откомандирована в Новосибирск, где проходит обучение на курсах инструкторов физкультуры ВСО «Локомотив» . В том же месяце, вернувшись из города, она становится инструктором физкультуры ВСО «Локомотив» Болотнинского узла и остается им до 1970 года.

В последний раз на больших спортивных соревнованиях , спартакиаде народов, Лидия Ивановна выступает в 1958 году.

В январе 1961 года Евстафьева становится Почетным членом ВСО «Локомотив».

В 1967 году руководством райсовета ДСО «Локомотив» Новосибирского отделения железной дороги Евстафьевой объявляется благодарность за добросовестное отношение к работе и активное участие в развитии спорта.

Единственная в Болотнинском районе она была награждена знаком «Отличник физической культуры при Совете Министров СССР».

В апреле 1970 года Евстафьева подает заявление об увольнении с переводом в вагонное депо станции Инская Западно-Сибирской железной дороги, где становится инструктором-методистом производственной гимнастики.

Уже в августе того же 1970 года Лидия Ивановна по согласованию руководителей предприятий вновь переводится в вагонное депо станции Болотная. В Болотном Евстафьева работает электросварщиком 4 разряда в контейнерном цехе вагонного депо.

В феврале 1974 года Евстафьева переводится в Новосибирский райсовет ДСО «Локомотив», где работает инструктором физкультуры.

В апреле 1977 года Евстафьева уволилась. В ее трудовой книжке имеется запись: «Уволена от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию».

Жизнь на пенсии у Лидии Ивановны продолжалась недолго. В ноябре 1977 года она была принята слесарем 2 разряда по ремонту подвижного состава контейнерного цеха Болотнинского вагонного депо. В апреле 1978 года Евстафьеву перевели слесарем по ремонту подвижного состава 4 разряда в заготовительный цех.

Летом 1981 года Евстафьева была переведена дефектоскопистом 4 разряда, через два года, летом 1983 года Евстафьева была переведена слесарем-инструментальщиком 4 разряда на участок по ремонту запасных частей и станков. В апреле 1987 года Евстафьева была переведена слесарем ремонтником 4 разряда.

1 декабря 1988 года Комитет по физической культуре и спорту Новосибирского горисполкома наградил Евстафьеву грамотой за 1-е место в Новогодней гонке среди ветеранов спорта в возрастной категории 61-65 лет на дистанции 3 км с результатом 18:20.

В июле 1989 года Евстафьева была награждена знаком «Почетному железнодорожнику».

31 мая 1994 года Евстафьева была уволена из вагонного депо станции Болотная Западно-Сибирской железной дороги по статье 31 КЗОТ РФ в связи с уходом на пенсию по возрасту. Однако, 1 августа 1994 года Лидия Ивановна была вновь принята слесарем ремонтником 4 разряда в отдел главного механика вагонного депо станции Болотная Западно-Сибирской железной дороги. 31 марта 1997 года в трудовой книжке Евстафьевой была сделана запись № 23: «Уволена по ст. 31 КЗОТ РФ (собственное желание). Выше на странице была сделана отметка: «Запись № 23 считать недействительной».

Наконец, 19 марта 1998 года Евстафьева была уже окончательно уволена из вагонного депо станции Болотная Западно-Сибирской железной дороги по ст. 31 КЗОТ РФ по собственному желанию.

Находясь на заслуженном отдыхе, Евстафьева любила побродить по лесу, собирая грибы, порыбачить, увлекалась работой с берестой – у многих ее друзей были ее подарки – замечательные берестовые туеса.

В 1990–2000-х годах Лидия Ивановна – неизменный почетный член жюри на соревнованиях болотнинских спортсменов, из ее рук они получают грамоты и призы.

18 января 2002 года Комитетом по физической культуре и спорту Администрации Новосибирской области за многолетний и плодотворный труд по развитию физической культуры и спорта Евстафьева была награждена Почетной грамотой.

Лидия Ивановна Евстафьева получает благодарность от Управления физической культуры и спорта Новосибирской области: «Управление физической культуры и спорта Новосибирской области выражает благодарность Евстафьевой Лидии Ивановне, ветерану спорта, за многолетнюю и плодотворную работу по развитию физической культуры и спорта среди сельских жителей в районе и Новосибирской области и в связи с 80-летием со дня рождения. Начальник управления А. Солодкин. г. Новосибирск, 3 марта 2007 г.».

В 2008 году Евстафьева участвует в соревнованиях «Командирская лыжня 2008», организованных Западно-Сибирской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД». 28 марта 2009 года она награждается Грамотой Западно-Сибирской железной дороги как самая возрастная участница соревнований по лыжным гонкам «Командирская лыжня».
В 2011 году Болотнинским районным отделом физкультуры и спорта Евстафьева была награждена почетной грамотой за многолетнюю работу по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни и преданность идеалам спорта.

27 июня 2012 года решением 17-й сессии Совета депутатов Болотнинского района (второго созыва) № 206 Лидия Ивановна Евстафьева стала Почетным гражданином Болотнинского района. 22 июля 2012 года Лидия Ивановна получила удостоверение Почетного гражданина Болотнинского района за № 12. В удостоверении сообщалось: Предъявитель настоящего удостоверения имеет право на льготы, установленные Советом депутатов Болотнинского района.

Лидия Ивановна Евстафьева умерла 20 апреля 2015 года в возрасте 88 лет и, как Почетный гражданин Болотнинского района, была похоронена на Аллее Славы на Болотнинском новом кладбище.


Дата публикации: 13 Декабря 2023

Автор: Терентьев Евгений

Отправитель: Евгений Терентьев

Вам нравится? 17 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...