НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Путешествие по просторам родного села

Жизненный путь человека начинается с малой родины – места, где он родился и провел годы своего детства. Таким местом для меня является мое родное село. За период, который я прожила здесь, мне знакомы каждая улица, дом и житель. Все это родное и незабываемое. Радуют глаза прекрасные природные пейзажи, которые окружают родное село со всех сторон. Село расположено среди небольших лесных колков. Дальше виднеются бескрайние поля, они здороваются с селом шелестом золотого колоса пшеницы, ячменя или поклоном приветливых подсолнухов. Независимо от времени года, моя малая родина всегда прекрасна, милая и родная сердцу своими неповторимыми местами, добрыми, приветливыми людьми и незабываемыми воспоминаниями. Мы живём в селе с красивым и жизнеутверждающим названием – Воскресенка. Образовалось оно в начале прошлого века. И жив ещё один свидетель того времени – огромный, в три обхвата, красавец тополь! Свидетелем жизни нескольких поколений моих односельчан стал этот богатырь. По-прежнему, каждую весну у него набухают огромные ароматные почки, потом клейкая кожура почек осыпается на землю, налипает на обувь, оставляет жёлтые пятна на наших руках и одежде, а тополь, вдруг, расцвел нежной зеленой поволокой листвы. Но, тополь не перестает удивлять: в июне появляется множество серёжек, потом они лопаются и дерево окутывается пушистым белым облаком пуха. Но ненадолго. Пух летит, создавая летнюю весёлую метель, устилает улицы села, щекочет прохожих. Летние грозы со шквалистыми ветрами обламывают и разбрасывают огромные ветви с зеленоватой корой и блестящими от дождя листьями. А тополь, как будто этого, не замечает: всё такой же пышный и надменный, возвышается над нашим селом. А ведь, он много пережил за свои годы: гражданскую войну, коллективизацию, Великую Отечественную войну, индустриализацию сельского хозяйства. И каждый участок его ствола хранит память о большом количестве людей, которые под его кроной прятались от знойного солнца или дождя, и первые свидания влюблённых, и человеческие слёзы, и радость от Великой Победы и многое-многое другое. Именно с этих строчек я хочу начать своё путешествие по просторам моего села.
       Село Воскресенка образовалось еще до революции, основателем деревни была семья зажиточного крестьянина Никитина Никифора Терентьевича, который приехал на сибирские свободные земли вслед за своими сыновьями. А вслед за Никитиным, стали приезжать и строить себе избы семьи Шикова Кандрата, Иванчина Ивана. Так постепенно деревня росла, но каждый крестьянин жил единолично. Одни жили богаче, а другие беднее. У каждого было личное хозяйство, каждый жил для себя, и сеял, и пахал. После гражданской войны, в 1923 году на селе было большинство бедняков и безлошадных, а также - сирот, оставшихся после войны. Молодежь села Воскресенка, а именно : Булгаков Иван, Клинченко Артём, Маляренко Пётр, Мацкан Антон, Кожедуев Степан, Мунтянов Константин, Кабалин Сергей, Садовский Димитрий, Крутько Иван, Булкин Николай, Кончаков Фёдор, Лювченко Трифон  решили организовать комитет бедноты. Это был общественный фонд для помощи беднякам. Председателем этого комитета был назначен Маляренко Аким Радионович. В тот год урожай был плохой и всё полученное раздали беднякам и вдовам. На следующий год комитет распался, так как сеять было нечего. И тогда Аким Родионович начал втягивать молодёжь в кружок, для того чтобы учиться грамоте. Но, на его пути стал местный священник. Школы в то время в селе ещё не было. Была школа только в селе Благодатном, Андреевке и Теренгуле. Это было далеко, поэтому все были неграмотные. И тогда возникла мысль организовать на селе школу. Был создан актив из грамотных односельчан : Дервис Владимир, Савостьянов Василий Гаврилович, Фирсов Яков, Колесников Федосей, Кошелёнок Максим, Савостьянов Сергей, Шилин Михаил, секретарь сельского совета Бахурцев Иосиф. Но помещения под школу не было и денег тоже. Однако, был дом из 3 комнат, в котором жил местный священник. На коллективном собрании, было решено выселить попа . Они добились своего. Но, это была ещё не школа , а пустой дом:  не было ни букварей, ни парт, ни учителя. Тогда Аким Родионович стал просить в соседней Андреевской школе несколько букварей и парт. Это было в январе 1925 года. И всё же они решили начать занятия. Аким Родионович уговорил одну из жительниц села Марию Васильевну Маляренко–Кротову заниматься с детьми бесплатно. У неё было образование  4 класса церковно-приходской школы. В 1925- 1926 учебном году нашу школу включи в сеть государственных школ и прислали учительницу Брезгалову. Все жители села воспрянули духом: что школа начала работать. Был организован кружок художественной самодеятельности. Один раз в месяц в село стали посылать кинопередвижку. В течение зимы сделали подписку на крестьянскую газету. Правда, мало - всего 3 экземпляра.
     Я часто задаю себе вопрос : « А как выглядело наше село, когда в нём ещё жила моя прабабушка? Сильно ли оно изменилось?» Из воспоминаний местных старожилов Маляренко Ивана Петровича 1930 года рождения и Латышевой Любови Павловны 1929 года рождения, я узнала, что расположение улиц, в принципе, не изменилось, разница только в наполняемости жителей. Главным достоянием была, конечно, церковь. Она располагалась на возвышенности при въезде в село. Хотя, как говорит Любовь Павловна, она эту церковь, не помнит. О ней ей рассказывала её мать Никитина Елена Афанасьевна. Вся их семья была крещена в местной церкви. В 1934 году церковь была разрушена местными активистами советской власти и комсомольцами. Хорошо помнит она фамилию главного участника разрушения церкви, это Клинченко Артём. Ещё Любовь Павловна рассказывала, что на территории села находилась большая ветряная мельница. Мельником работал её дед по материнской линии Кабалин Афанас Карпович. Труд сельских жителей всегда был тяжёлым, но они не жаловались на свою жизнь. Растили детей, работали, обустраивали свой быт.
        В сентябре 1926 года организатор всех сельских перемен Аким Родионович был послан от райкома партии учиться в г. Омск. После обучения он был направлен на работу в Кисловодск, и вернуться в родное село не было возможности.
       Жизнь продолжалась, и в 1930 году был, организован колхоз, и назвали его «Красная Нива». Основателем и первым колхозником был Шмелёв Тимофей Моисеевич. Людям приходилось очень трудно, потому что обрабатывали все колхозные земли вручную. Колхоз был очень бедный. Первым председателем колхоза был назначен Шиков Василий Федотович. Вскоре стали организовываться машинно-тракторные станции. Колхозникам стало жить и работать легче, потому что колхоз заключил договор с МТС на обработку земли. Многие люди очень хорошо работали. Передовиками колхоза были Кротов В. М. , Клименко И., Иванов П. Н.
      Появились в 30 годы первые комсомольцы и коммунисты. В 1926 году  был построен молочный завод. Примерно, в 1934 году было построено новое здание школы, и интернат для учеников из соседних сел Мироновка и Ново-Полтавка. Здание состояло из двух классных комнат, при школе имелся двор и стадион. В довоенное время в селе был построен клуб и магазин. На территории села имелись, также, колхозные амбары для хранения зерна, меда, муки и других продуктов и животноводческие базы для разведения колхозного скота. На краю села была расположена кузница , работал кузнецом сын первых жителей села Никитин Владимир. В 1954 году была построена электростанция, которая давала электроэнергию нескольким сёлам: Воскресенка, Мироновка, Петрушино, Ново-Палтавка, Савкино.
       С 1957 года по 1978 год в селе произошли изменения. В 1958 году на пустыре, на въезде в село, был построен новый сельский клуб (это место, где, предположительно, была церковь). В 1963 году колхоз изжил себя и образовался совхоз «Мироновский», и центральной усадьбой стало село Мироновка. В здание конторы был перенесён магазин и почта. Было построено здание для совхозной техники (гараж) и ток для обработки и сушки совхозного зерна. В данный промежуток времени устарело здание кузницы и оно было разрушено. Также, больше не было необходимости в электростанции (так как её перенесли в село Савкино). Но, здание не разрушили , а сделали там дробильный цех. Плодотворно прошло освоение целинных земель. В нашем селе остались жить 2 человека, прибывших по зову партии, на трудную работу. Это люди, пережившие Великую Отечественную войну, горе и боль. Их имена мы помним до сих пор, это: Лидко Дмитрий Фёдорович и Дорошкевич Екатерина Афанасьевна.
       С 1979 года село проживало новый эволюционный промежуток времени: было построено новое здание школы, рядом в 1985 году был поставлен памятник героям ВОВ. В старом здании школы был организован детский сад, но, в связи с ветхостью здания, через 10 лет детский сад был закрыт. Перестал функционировать молочный завод. В его здание перенесли контору, магазин и организовали пункт приёма молока. Старое здание конторы разрушено, почту сократили и закрыли. Убраны все колхозные амбары, так как были построены новые склады на территории тока. К зданию совхозного гаража была пристроена современная кузница.
        Заканчивая своё путешествие по просторам нашего села я поняла , что село за 115 лет существования сильно изменилось. Многие здания разрушены и не восстановлены, но на их месте построены другие - современные объекты. В настоящее время в селе имеется магазин, библиотека, основная общеобразовательная школа, стелла с именами погибших воинов–односельчан, скотные базы, молочный пункт, машинно-тракторный гараж, кузница, фельдшерско–акушерский пункт, контора, сельский дом культуры.
    Работники ДК организуют различные массовые культурные мероприятия, в которых жители нашего села, также, принимают активное участие. Мне очень нравятся наши сельские концерты, здесь можно познакомиться с местным фольклором. По моему мнению, именно в селе особенно почтительно оберегают и продолжают древние обычаи и традиции.
        Сколько стихотворений написано о селе! Сколько песен спето! Сколько прекрасных слов сказано! Ведь сельская местность это особое место на земле, где можно отдохнуть душой. Вечером так хорошо прогуляться по селу и послушать разговоры бабушек на скамеечках, рассказывающих о своей молодости. Или полюбоваться на весёлую молодёжь, делящуюся впечатлениями, полученными за день. К сожалению, люди часто не замечают всей этой необыкновенной красоты. А ведь это так важно - уметь любоваться природой, чувствовать себя её частицей. Не нужно спешить жить, нужно уметь на минуту остановиться, замереть, чтобы не пропустить того важного , что происходит рядом.


                           Краткая историческая (краеведческая) информация

      Село Воскресенка образовалось в 1907 году переселенцами. Село входило в состав Андреевского района, Алтайского края.
       В 1928 году имело статус посёлка. В хозяйстве расположен маслозавод, школа 2 ступени и сельский совет. Число хозяйств, по переписи 1926 года, – 102. Мужского населения - 245 ч, женского населения - 248 ч. Преобладающая национальность - русские.
       В соответствии с Указом ПВС РСФСР от 01.02.1963 г. « Об укрупнении районов и изменении подчинённости городов и районов Новосибирской области» Андреевский район был упразднён, Китай-Городский и Андреевские сельсоветы ( н.п. Мироновка, Воскресенка, Петрушино) территориально вошли в состав укрупнённого Карасукского района, Новосибирской области.
         В соответствии с Указом ПВС РСФСР от 03.11.1965 г. « Об образовании Баганского и Кочковского районов Новосибирской области» и решением Новосибирского облисполкома от 04.11.1965 г № 822 « Вопросы административно- территориального деления» Китай Городский и Андреевский сельсоветы были выделены из состава Карасукского района и включены в состав образовавшегося Баганского района.
    В 1969 году, в соответствии с решением Новосибирского облисполкома от 04.06.1969 № 302, на территории Баганского района был образован Мироновский сельсовет, в состав которого вошли насёлённые пункты : Мироновка, Воскресенка, Воронежское, Ново-Палтавка, выделенные из состава Китай-Городского сельсовета .
Основание : архивная справка Отдела архивной службы Баганского района Новосибирской области от 19.03.2007 года.



Дата публикации: 11 Февраля 2023

Автор: Юлия Стаценко


Вам нравится? 2 Да / 1 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...