В.А. Зверев, К.Е. Зверева. «Русский крестьянин, вечный мигрант. Воспоминания Е. Г. Шампурова о жизненных странствиях в ХХ веке»
Русское крестьянство «перестрадало» за последние 100 лет яркую и трагическую судьбу, прежде чем фактически уйти из экономической и общественной жизни, покинуть историческую арену. Важные, но ранее невостребованные или скрываемые по идеологическим соображениям страницы деревенской истории Сибири ХХ в. находят сейчас отражение не только в исследованиях профессиональных историков, но и в публикуемых воспоминаниях самих крестьян или выходцев из сельской среды[1]. Каждое новое свидетельство эпохи уникально и драгоценно. Поэтому на кафедре отечественной истории Новосибирского государственного педагогического института, преобразованного позже в университет (НГПУ), еще в середине 1980-х гг. были организованы выявление и сбор письменных, а также запись устных воспоминаний современников о жизни в старой деревне.В коллекции историко-биографических материалов, сложившейся в результате этой работы, не так уж много мемуаров, написанных собственноручно крестьянами или бывшими деревенскими жителями. Однако иные из них имеют высокую ценность, и мы постепенно осуществляем их публикацию[2]. В данном случае вниманию читателей предлагаются автобиографические воспоминания Е. Г. Шампурова (1907–1997).
По своему содержанию они хорошо вписываются в контекст сборника трудов, характеризующих историко-демографические и, в частности, миграционные процессы в Сибири ХХ в. Дело в том, что биография Шампурова типична для многих русских крестьян прошедшего века: она включала в себя и добровольную миграцию с Русского Севера в Сибирь, и бегство от репрессий в город, и последующую депортацию под конвоем в нарымскую ссылку, и «изъятие» в Гулаг, в Бурятию с последующим перебрасыванием заключенного в места различных «социалистических» и военных строек. После обретения в 1946 г. свободы были переезды в поисках лучшей доли с Дальнего Востока на Алтай, в Кузбасс, Северный Казахстан, опять в Кузбасс и, наконец, в Новосибирск. Во всех жизненных перипетиях старался наш мемуарист реализовать традиционные старообрядческие и крестьянские ценностные установки: прочную семью создать, детей нарожать и вырастить, сохранить прочные родовые связи. В своих воспоминаниях он уделяет достойное внимание сюжетам, ярко характеризующим брачное, детородное, витальное, миграционное поведение русских людей при нэпе, а затем в экстремальных условиях «раскрестьянивания», форсированной урбанизации, социальных репрессий.
- Комментарии
Загрузка комментариев...