Что такое Народная летопись?
История приходит в нашу жизнь, когда мы слушаем и запоминаем рассказы наших родителей, дедушек и бабушек, соседей и земляков о том, что они пережили, откуда повел начало тот или другой обычай, когда был построен дом, мимо которого мы ходим каждый день и который называют одним из самых первых на улице, когда и почему возвели памятник в парке, какому подвигу и кому из земляков он посвящен. Проще говоря – история с детства ходит и разговаривает рядом с нами голосом знакомых и близких нам людей. Это история семьи, дома, улицы, села, завода, станции и дороги.Смысл слова «история» вообще-то гораздо шире. Так мы называем и рассказы из жизни – примечательные события, которые помнятся из поколения в поколение. Благодаря письменности такие истории доходят через века в так называемых летописных источниках. Это могут быть каменные плиты, глиняные горшки, где гончар решил запечатлеть память о ярком событии, берестяные грамоты, пергаментные свитки из монастырских библиотек, где грамотный монах-писарь вел регулярные записи, указы и грамоты воевод, царей, полководцев, письма и дневники самых разных людей.
Когда историки описывают, что происходило на нашей земле от глубокой древности до наших дней, «говорящими» предметами в руках ученых-археологов становятся обломки горшков, оружия и орудий труда, само расположение и тип древнего поселения.
Ближе к нашим дням источником для создания связного описания становятся письменные документы эпохи – приказы, законы органов власти, сообщения в газетах, фотографии и рисунки.
И мы, рассматривая в музеях экспонаты – свидетели эпох, ушедших от нас далеко и не очень, пытаемся представить, как жили люди в это время, что их заботило в первую очередь, какие радости они находили в обыденной жизни, что ценили превыше всего.
Когда мы читаем учебники, кажется, что исторические события происходят всегда где-то далеко от наших мест. Почему есть такое ощущение? – Потому что история человечества (а именно человеческие взаимоотношения в первую очередь – предмет исторического описания) насчитывает тысячи лет и охватывает громадные территории. Из всего многообразия фиксируется то, что обращает внимание современников, кажется важным и необычным. Оно и доходит к следующим поколениям в исторических источниках. Историки выбирают те события, которые отражают наиболее общие черты жизни, либо те события, которые изменяют, поворачивают ее ход в другом направлении, после чего создаются новые города и государства, меняется уклад жизни, развивается техника, меняющая жизнь на больших пространствах. И, выбирая это общее и характерное, пишут Историю, которая, составленная на основе знаний, записанных в миллионы (!) книг, приходит к нам на урок в виде не очень толстого учебника. Представьте, что бы было, если школьный учебник предлагал познакомиться с историей каждого села, жизнью каждого человека, чьи дела достойны упоминания, описал бы каждое построенное людьми сооружение?..
Это не значит, что такой истории не существует или она не нужна. Она есть – просто это другая степень подробности, важная для круга людей, по какой-либо причине этим интересующихся.
Кто создает историю?
Люди. Ваши земляки, родители, вы сами, когда совершаете что-то полезное, остающееся в людской памяти. А собирая и фиксируя то, что мы полагаем примечательным и важным, мы пишем Историю. Ученые-историки изучают эти записи, знакомятся с экспозициями больших и малых музеев, с результатами так называемых этнографических экспедиций (когда группа исследователей добирается до самых малых деревушек и собирает те сведения, которые рассказывают о повседневной жизни именно в этой местности, об обычаях и нарядах, привычках и способах ведения хозяйства), и на основе всего этого пишут большую Историю. И в ней всегда есть частичка нашей жизни.
- Комментарии
Загрузка комментариев...