НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Жизнь прожить – не поле перейти

   Пожалуй, никого в Сибири не удивишь, если скажешь, что ты украинец или белорус. Ведь в результате столыпинской реформы сюда, в Сибирь, хлынул поток переселенцев из Западных и Центральных областей великой Российской империи в поисках лучшей доли и вольной пшенички. Но вот что у нас в Болотном ещё до революции жили греки, знают не все. Мне посчастливилось познакомиться с замечательной женщиной, гречанкой по национальности, которая проработала в нашей районной больнице более 54 лет. Это Софья Панаетовна Апостолидис. Она рассказала историю своей семьи, историю своей удивительной жизни, о которой можно написать целый роман. 
   Родители Софьи Панаетовны родились в столице далёкой и манящей своими легендами и мифами Греции, в г. Афины, затем семья стала жить в древнем городе Трапезунде. Но началась греко-турецкая война, и многие греки попросили убежища в России. Большинство из них обосновалось на юге России, а некоторые приехали в Сибирь. Так родители Софьи Панаетовны оказались в Ново-Николаевске, где она и родилась в 1915 году, а родственники стали жить в селе Болотное. Старожилы часто вспоминали вкусный хлеб и булочки, которые выпекал для детского приюта дядя Софьи Панаетовны, Апостол Константинович Апостолидис.
    После установления Советской власти в Сибири отец Софьи Панаетовны и ещё несколько греческих семей решили вернуться на родину, но для этого требовалось разрешение, которое можно было взять в Иркутске. Отец хотел ехать один, но мама побоялась остаться в Ново-Николаевске, так как не знала русского языка, и поэтому за разрешением поехали вместе. Ехали в теплушке, где стояла печка-буржуйка, на которой отец готовил еду. Но вблизи станции Боготол их поезд потерпел крушение. В этой катастрофе погибли родители маленькой Сони, а сама она упала на печку и получила страшные ожоги и травмы; больше всего пострадали руки. 

   Шесть месяцев она пролежала в больнице города Томска, врачам никак не удавалось залечить обожжённые почти до костей руки. Каждую неделю в больницу приезжал из Ново-Николаевска родной брат отца, Апостол Константинович. Ему-то врачи и сказали, что нужна ампутация обеих рук, иначе девочка умрёт... Но дядя разрешение не дал, сказав, что девочке без рук жить нельзя, пусть лучше умрёт и, забрав Соню, привёз к своей сестре в Болотное. Еженедельно из Томска приезжал доктор, который консультировал местных медиков (дядя оплачивал ему дорогу и делал подарки). Болотнинские врачи совершили чудо, они применили открытый метод лечения ожогов и Соня пошла на поправку.
После выписки из больницы родные решили, что девочка будет жить в семье сестры отца, где уже подрастало пятеро детей. Тётя была очень доброй и хлебосольной женщиной, никто не уходил из её дома голодным. 
   Двоюродные братья Сони, Юра и Костя, стали учить её русскому языку, и в школу она пошла сразу в третий класс, в 10-летнем возрасте. Как с благодарностью вспоминала Софья Павловна, их класс был очень дружным, никто не обращал внимания на её изуродованные руки, никто над ней не смеялся и не обижал. Особенно она благодарна своим друзьям-одноклассникам Василию Новосёлову и Вере Красновой (Пономарёвой).
    
   В 14 лет Софья пошла работать в больницу и одновременно стала учиться на курсах медсестёр. Её старшие двоюродные братья, Костя и Юра Мавропулос, были очень активными молодыми людьми. Костя работал пионервожатым в железнодорожной школе, а Юра принимал самое активное участие в работе драмкружка при Доме культуры имени Кирова. Но грянул 1937 год, который как гусеницами танка прошёлся по родным Софьи и по ней самой. Арестовали дядю и троих братьев, а затем и саму Софью... 
Софья Павловна вспоминала, как она пришла с работы, очень хотелось есть, но тётя сказала, что Соню срочно вызывают в милицию сделать отметку в документах (ведь она была греко-подданной). Не думая о плохом, она пришла в милицию, где её и арестовали как врага народа. Дежурный милиционер, одноклассник Софьи Павловны, отказался вести её в изолятор и Софья пошла сама, без сопровождения, чтобы не подвести друга. Проходя мимо него, она услышала слова, произнесённые шёпотом: "Ничего не подписывай, никаких бумаг". 
После десятидневных допросов и днём и ночью, её увезли в Новосибирск, а там оказалось, что арест неправомочен. 
Девушку отпустили домой... 
А вот братьям и дяде не повезло. Дядю расстреляли в Барнауле, а Костя умер в лагерях. Братьев Мавропулос, Георгия и Константина, тоже расстреляли, а младшего Ираклия осудили на 10 лет. После освобождения он вернулся домой больным, боялся остаться голодным и не знал меры в еде. А ещё он очень ждал своих братьев и часто приходил на железнодорожный вокзал, встречал поезда и вглядывался в лица пассажиров...
         
   Всех арестованных и расстрелянных в годы репрессий болотнинских греков реабилитировали. Софья Панаетовна продолжила работать в больнице. В годы Великой Отечественной войны на фронте погиб её жених, она в это время работала в госпитале Болотного. 
   После долгих лет одиночества она встретила хорошего, доброго человека, с которым прожила 40 лет. Вместе они поднимали его детей, помогали растить и внуков.
    Узнавая жизненный путь этой женщины, всё больше убеждаешься в мудрости русской пословицы. Да,  «жизнь прожить – не поле перейти»...
                             


Дата публикации: 26 Июня 2018

Автор: Тамара Пастухова

Отправитель: районный музей

Вам нравится? 2 Да / 2 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...