НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Гвардии старшина мастер пулемётный

Я никогда не видел своего деда, но я много знаю о нём из воспоминаний бабушки и из рассказов моей мамы. Сохранились документы и записи его красноармейской книжки, и поэтому я постараюсь рассказать о нём как можно больше. 
   Моего деда звали Аторин Михаил Никитович. Родился он 2 декабря 1916 года в деревне Кривояш.   
   В октябре 1939 года его призвали в армию, и 5 декабря он принял присягу. На службу его провожала девушка. Писали друг другу письма, надеялись на скорую встречу. Служба подходила к концу, дед готовился к демобилизации. Но  наступило утро 22 июня 1941 года. Этот день никто и никогда не забудет...

  И встала вся страна на смертный бой.
Русские солдаты бились до последнего патрона, до последней капли крови, умирали в бою как герои, потому что свято верили, что победа будет за нами.  
   Мой дед прошёл войну с первого и до последнего дня. Много страшного увидел он на войне: смерть товарищей, бомбёжки, тяжёлые бои, большие потери, был трижды ранен и дважды контужен, но всегда старался найти свою часть после госпиталя, если это было возможно.  
Дед не любил много рассказывать о своём фронтовом пути, но какие-то из его воспоминаний мама помнит, и рассказывала нам. В нашей семье очень трепетно относятся к этим воспоминаниям, так как война вплотную коснулась нашей семьи. 
Я хочу рассказать несколько эпизодов о военном пути нашего предка. 
   Шли изнурительные, тяжёлые бои за Сталинград. Дед служил в резервных войсках Министерства обороны. Была зима. Их полк перебрасывали с места на место. Только они окопаются, устроятся, как приходит приказ, и они снимаются с места и снова роют окопы. Так в течение двух недель их перебрасывали 5-6 раз. Люди вымотались, и когда чуть-чуть изменилась ситуация и солдаты смогли немного отдохнуть, их невозможно было накормить. Бойцы падали от усталости и мгновенно засыпали. Их пытались будить и кормить, но они засыпали с куском хлеба в руке. Настолько было тяжело, так сильно они устали... Но они верили в то, что придёт день, когда советский солдат скажет: «Мы победили фашистскую чуму, наступили мирные дни»!       
   Был ещё такой случай. Подо Ржевом дед и его однополчане попали в окружение. Они были в кольце врага, в самом центре. Наши войска окружили немцев и взяли их в кольцо. А наших окружили немцы. Таким образом, наши бойцы оказались в двойном вражеском кольце. Боеприпасов не было, продовольствия тоже не было. Самолёт иногда долетал до них и сбрасывал сверху мешки с сухарями и боеприпасами. Но пятачок земли, занятой нашими, был настолько мал, что иногда мешки с провизией доставались немцам. 
В этом кольце наши войска находились около месяца. Люди невероятно устали, были истощены, голодали. И вот однажды артиллерист привёл лошадь напоить, трое солдат отвлекли его, а остальные увели у него лошадь. Когда солдат опомнился, было уже поздно... Жалко лошадь, но она спасла солдат от голода. 
Как бы ни было тяжело, голодно и холодно, но наши солдаты разорвали кольцо фашистов и соединились с частями Красной Армии.       
            
   А однажды от верной смерти спас деда случай. Когда освобождали Польшу, где-то в поле он нашёл немецкий золотой крест положил в карман, да и позабыл о нём. А однажды после боя вытащил крест в землянке и показал другу. Чтобы не было неприятностей, друг посоветовал его выбросить. Дедушка вышел в поле из землянки, и отойдя подальше, закрыв глаза, выбросил крест в траву. И в этот момент появился немецкий мессер и начал бомбить, одна бомба попала в землянку и его друг погиб. 
Вот так немецкий крест спас жизнь моему дедушке...   
            
   Мало весёлого и смешного было на фронте во время войны, но этот случай мой дед рассказывал с особым удовольствием. Когда советские войска вошли на территорию Румынии, дед отвечал за продовольствие, так как он был только после ранения. Продовольствие солдатам приносили местные жители, кто картофель, кто баранину, кто овощи, кто фрукты, а кто и свежее виноградное вино. Его там пили как воду или сок. Но однажды местные жители подсказали, что у одного сельчанина есть закопанное в бочке вино, которому уже 18 лет, его закатали в бочку, когда родился его сын, к свадьбе. 
Когда эту бочку привезли на склад, пришли офицеры, и дед налил каждому из них по походному котелку. Он думал, что вскоре они придут за новой порцией. Но прошло полчаса, час, полтора, а никто больше за вином не приходил. Дед решил узнать, закрывать склад или ещё ждать офицеров. Он пошёл в дом, который служил офицерской столовой. 
Командиры сидели за столом, оживлённо беседуя, обсуждая последние новости на фронте, но встать и выйти на улицу никто не мог. Разговоры – разговорами, а ноги не двигаются! Вот так они попробовали «лёгкого» виноградного вина... 
   
   Все эти годы мои дед и бабушка писали письма друг другу. Дед приближал победу на фронте, а бабушка в тылу. Эти письма помогали им переносить все тяготы войны, приближали долгожданную встречу. А состоялась она не скоро.
    Деду на фронте было присвоено звание Гвардии старшина мастер пулемётный. Победу он встретил в Берлине, у стен Рейхстага.
 Участвовал в боях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге.
Освобождал от фашистских захватчиков Польшу, Румынию, Венгрию, Чехию, Словению.
    Мой дед был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».
    
   Закончилась война, все были рады, пели, плясали под гармонь, но не все оставшиеся в живых сразу вернулись на родину. Мимо родной станции Болотное их эшелон промчался на скорости и увез деда и многих его однополчан на восток, воевать с японцами. Солдаты, повидавшие многое на своём пути, плакали, не стесняясь своих слёз, потому что с одной войны они ехали на другую, и никто не был уверен в том, что смерть ещё раз обойдёт его стороной... 
Но деду повезло! Он остался жив. И ещё один долгий год, и снова эшелон, но уже домой навсегда!
            
   Демобилизовался он в мае 1946-го. Семь долгих лет не был он в своей деревне, и все эти семь лет ему писала его любимая девушка (моя бабушка Хомченко Мария Мироновна). 
Они прожили 40 лет, вырастили и воспитали пятерых детей. У них 11 внуков.
            
   Когда мама просила дедушку рассказать о войне, у него всегда появлялись слёзы на глазах и комок подступал к горлу. Ему было больно вспоминать страшные и суровые годы, которые принесли столько горя людям.
    Мой дед был строгим, но добрым и справедливым, честным и уважаемым человеком на селе. Многие односельчане до сих пор помнят о нём, хотя умер он много лет назад. Вечная ему память.
  
      



Лето 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 25 Июня 2018

Автор: Никита Готовчиков


Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...