НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Таинственная сила манит в село Ояш

Знакомство с селом Ояш состоялось в далёком 1985 году. Первое чувство, которое я испытала, – как в этом месте хорошо… Таинственная магическая сила манила в эти места.

В то время село Ояш больше походило на деревню. По улице бегали маленькие поросята, а свиноматки лежали, фыркая в луже, наблюдая за своим потомством. Тут же паслись телята. Всё это было чудно и крайне необычно для городского жителя.

В первый день пошли с моей подругой детства Еленой Ващенковой прогуляться по селу. Село огромное, летний зной, постоянно хотелось пить. В колонках вода почему-то была с перебоями, хотя проходил центральный водопровод. Двигались мы весело, рассматривая достопримечательности на каждой улице, но самое главное – это знакомство с новыми людьми. "Вот здесь живут мои родственники, а там тот-то и тот", – говорила моя подруга. Конечно, запомнить всех было очень сложно с первого раза. Размах села огромный. В те годы все работали, кто на ферме, кто в поле, кто в социальной сфере – всё двигалось, стучало, жужжало, одним словом, село жило полной жизнью.

Вечером, когда баба Мотя (Дуракова Матрёна Ивановна) заканчивала хлопоты по дому, мы садились с ней за стол, который стоял на середине кухни, а вокруг большие лавки, и она начинала свои рассказы. К этому времени уже пыхтел самовар, на столе стояли чайные пары и огромное блюдо с домашними пирогами. От пирогов исходил чудный аромат.

Помню одну историю, которую поведала старая бабушка. Кстати, Матрёна Ивановна очень хорошо читала на старославянском языке книги и даже пела в церковном хоре.

Вот что рассказала нам бабушка Матрёна:
"На территории села была волостная церковь, привезённая из села Умрева Мошковского района, ходили в неё местные люди, а по праздникам из окрестных деревень было много прихожан. И когда свершилась революция, то много чего изменилось даже и у нас в селе. Святыню закрыли и превратили позже в клуб, а затем в склад. Безбожники, – говорила бабушка. – Срам, да и только. Стали позже церковь ломать, а ведь она сделана без единого гвоздя! Тракторами рвали... Старые люди пытались отстоять церковь, но без результата. Время было такое. Ох, грех-то большой!"
Баба Матрёна встаёт, крестится перед иконой и продолжает рассказ: "И что вы думаете, девчонки, три человека участвовали в этом, так все потом получили увечья! Кто оглох, кого парализовало... Ведь купол сбивали, и крест на землю кидали. Вот грех-то какой!" 

Много чего рассказывала баба Мотя и фамилии называла, но время стёрло в памяти многие эпизоды. Было очень интересно слушать её - и про революцию, и о войне, и о создании колхозов, и просто о судьбе людей. 
Спустя годы понимаешь: основой счастливой и благополучной жизни для людей стал колхоз (назывался он «Советская Сибирь»). Ведь первое, что было – это стабильная работа и зарплата, а самое главное – строительство домов и квартир для работников, подъёмные средства давали, помощь оказывали в организации личного подсобного хозяйства. Вот и рождались новые семьи и оседали в этих местах, село жило полноценной жизнью. Здесь работала механическая мельница, столовая, в ней готовили вкуснейшие котлеты, каши и многое другое, магазин – с одной стороны продуктами торговали (в то время употреблялось иногда название лавка), а с другой стороны был хозяйственный отдел, некоторые по старинке называли – скобяной. Размещался он в купеческом доме, который, правда, сгорел в 2009 году. 
Функционировала «бытовка» – так народ прозвал комплексный приёмный пункт. Там было организовано бытовое обслуживание сельского населения: приём в химчистку, ремонт телевизоров и холодильников, парикмахерская, продажа трикотажных и иных изделий.

Работал до 1989 года ФАП в старом купеческом доме (бывшая начальная школа), в помещении царила чистота, а крашеный пол так блестел, что в нём отражался потолок.

Ояшинская средняя школа гудела, как муравейник, в ней училось более 250 детей. Цветник благоухал вокруг школы, над цветами настороженно гудели пчёлы. Школьники с большим энтузиазмом ходили на осенние и весенние работы в колхоз, убирали лён, плодовоовощные культуры на корм скоту.

В пятницу и субботу после работы, примерно в 9 часов вечера, собиралась молодёжь на танцы или, как тогда называли, «на тырло», с чем связано такое название, никто уже не помнит. (В селе молодых было много, оставались почти все или возвращались после получения профессии из Новосибирска на свою малую родину.) Приходил работник клуба, включал музыку, и весёлая задорная мелодия увлекала всех в круг. Танцевали, что называется, до упаду. Бывало и так, что самые активные участники танцев организовывали массовую игру (Третий лишний, Ручеёк и т. д. ) – смех, крик!.. 
Довольные парни и девчата расходились по домам, а утром - опять на работу, ведь в летнее время работали без выходных. 
А бывало, катались на мотоциклах всю ночь до 6 утра и тогда «клевали носом» на работе... 

В те далёкие годы молодёжи было чем заняться в свободное от работы время: работал драмкружок, организовывались выездные концерты на поля, оформлялись стенгазеты – всем талантам было применение. 
Если повернуть время назад, наверное, всё равно выбрала бы Ояш, он и теперь зовёт меня и таинственно манит. 
Хорошо на родной земле жить. 


Дата публикации: 20 Июня 2018

Автор: Жанна Чуфарова

Отправитель: Ояшинский

Вам нравится? 9 Да / 1 Нет


Изображения

Файлы


  • Комментарии
Загрузка комментариев...