НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Поёт, поёт село родное


       Русская песня, раздольная и задушевная, пришла к нам из глубины веков, из тех самых легендарных времён, о которых рассказывают нам учителя истории. В знаменитом «Слове о полку Игореве» плач Ярославны больше напоминает русскую песню, чем поэму. Русская песня, гармонь, баян! Как трогают их звуки тех людей, чья душа ещё способна воспринимать это! Больно видеть и слышать, как уходят из нашей жизни русские песни, частушки, пляска, как глохнут люди от «попсы», суррогатов, которыми «кормят» нашу молодёжь, да и людей старшего поколения. Ведь многие, к сожалению, стесняются подпевать хору, а на вопрос «Какая ваша любимая русская песня?», вообще затрудняются ответить. Мне кажется, что именно деревня сохраняет настоящие русские корни (пусть не обижаются на меня горожане). Ведь в деревне проводятся традиционные славянские праздники (Масленица, Рождество, Троица, праздник Ивана Купалы), на которые собираются все от мала до велика. 
В нашем селе существует много других праздников, ставших привычными и традиционными для нас: празднование Дня Победы, окончания посевной и уборки урожая «Отсевки», Праздник села, где чествуют заслуженных старожилов и награждают хозяев самых лучших ухоженных дворов, проводятся конкурсы улиц, букетов, поделок.
                                                                      
Деревенька над тихою речкою,
Под каким родилась ты крестом?
Иногда ты мне кажешься вечною                                                               
В крестьянском наряде своём...

 ...Примерно в 1710 году на реке Бердь образовалось село Тальменка. Оно находилось тогда на правом берегу реки, жители села занимались различными промыслами и сельским хозяйством. Село быстро разрасталось, в нём была построена церковь, которая до Октябрьской революции была единственным очагом культуры. После революции в Тальменке многое изменилось: церковь разобрали и сделали в ней клуб, построили избу-читальню. Новая власть уделяла большое внимание грамотности населения, развитию образования, с 1929 года в селе стала действовать школа крестьянской молодёжи, а с 1930 года - начальная школа. Большую роль в просвещении жителей играла изба-читальня, которая днём действовала как библиотека, а по вечерам в ней собирались молодёжь, подростки. Они плясали под гармошку, пели песни и ставили спектакли. В Искитимском архиве я разыскала материал о назначении на должность избача Кириллова Алексея Ефимовича. У нас в селе жил его брат - Кириллов Пётр Ефимович. Он рассказал нам о работе избы-читальни и клуба. Пётр Ефимович помнит, как разбирали верхнюю часть церкви, чтобы устроить в ней клуб, а вот куда вывезли колокола, никому не сказали. Вспоминая работу своего брата в избе-читальне, Пётр Ефимович рассказал: «Помню, что брат приходил домой очень поздно, иногда в час ночи. Ведь ему приходилось заниматься с неграмотными, вслух читать газеты и разъяснять политику государства, проводить политинформации. А поздно вечером вместе с молодёжью разучивать новые советские песни, разыгрывать спектакли, в которых высмеивались лень, жадность. Избачами всегда назначали мужчин, потому что приходилось работать допоздна и идти домой глубокой ночью, а какая девушка или женщина в то время могла на это согласиться?.. Избач о своей работе отчитывался на заседании исполкома сельского Совета, и если работа была неудовлетворительной, его снимали с должности и назначали нового».
Тальменцы пели всегда и везде: во время отдыха, отмечая советские праздники, на работе.
    Первой запевалой среди доярок была Татьяна Мартемьяновна Скрылёва, за ней подхватывали Дубровина Мария и Дягилева Мария. 
 Большую работу вёл заведующий клубом Туркин Сергей Афанасьевич. Хорошо была поставлена художественная самодеятельность. Работал драматический кружок, хор колхозников, ансамбль народных инструментов. Участники художественной самодеятельности участвовали в районных смотрах и областных, получали призы и награды. 
   Тальменцы вместе отмечали праздники, провожали в армию, гуляли всей деревней. Сельчане помогали друг другу строить дома – организовывали так называемую «помощь», т. е. работали соседи бесплатно, но хозяйка должна была мужиков кормить. И когда дом был готов, устраивался настоящий праздник с песнями, плясками, гармошкой и частушками! Застолье устраивали прямо во дворе, и тут звучали весёлые и протяжные русские и украинские народные песни: «Ох ты, степь широкая», «По диким степям Забайкалья», «Мисяц на нэбе», «Хаз-Булат удалой», «У церкви стояла карета», ну и, конечно же, советские: «Шёл отряд по берегу», «Броня крепка и танки наши быстры». На этих песнях подрастали наши тальменские ребятишки, в том числе и мои родители. 
Культура развивалась поистине народная, потому что заведовал нашим сельским клубом Бельков Иван Ильич, который не имел специального образования, он просто не мешал народной инициативе. Люди сами собирались по вечерам в клубе, молодёжь устраивала на улице танцы, а люди постарше пели песни, готовились к концертам, которые приурочивали к каким-либо праздникам. Традицией нашего села стало празднование «Отсевок» - этот праздник отмечается до сих пор. После уборки урожая всем селом собираемся в клубе и чествуем победителей соревнования, лучших комбайнеров, трактористов, шофёров. Уже тогда появился хор, которому аккомпанировал баянист-самоучка Дубровин Павел Григорьевич. В хоре пели настоящие ценители и любители русской песни: В. Фетисова, Е. Еремеева, Г. Лемешева, А. Забудская. Молодёжь веселилась под баян, по вечерам играл для них модные мелодии Захаров Геннадий (он с детства был слепым).
   Кто сейчас знает, что такое «тырло»? А это любимое место в деревне для посиделок, игр и танцев молодёжи. Где-нибудь на брёвнышках, прямо на виду у всей деревни собирались девушки и парни, и весь вечер пели, плясали, играли на балалайке и гармошке, на баяне и гитаре. Таким местом были брёвна на улице Советской. Как ни странно, но наряду с песнями военных лет: «Синий платочек», «В землянке», «Тёмная ночь», звучали и разыгрывались песни-хороводы: «А мы просо сеяли, сеяли», «Во поле берёзонька стояла». В этих песнях применялись движения, прихлопы, притопы. Маленькие ребятишки (как ни прогоняли их старшие) тоже присутствовали здесь и жадно впитывали манеру исполнения, запоминали слова, чтобы потом, через десятилетия, воспроизвести всё это и передать своим детям. 
В 60-х годах большим любителем народной музыки и игры на баяне был сын нашей деревенской певуньи Скрылёвой Татьяны Мартемьяновны, Александр Романович. Он работал в школе преподавателем пения, вёл вокальный кружок, а по вечерам аккомпанировал в хоре. Александр освоил по самоучителю игру на баяне, и потом обучал этому искусству школьников. Был у него самый способный ученик, Вахрин Виктор, который на протяжении всей своей жизни так и остался верен баяну – он окончил Алма-Атинское музыкальное училище, Новосибирский педагогический институт и работает учителем биологии, одновременно ведя уроки пения. Мы можем встретить его в Первомайской школе Искитимского района. Любовь к музыке, заложенная в родной Тальменке, осталась с ним на всю жизнь.
     В 60-70-е годы многое изменилось в нашем селе: были построены двухэтажные дома для молодых специалистов, новое здание сельсовета, совхозная контора, магазины и новый Дом культуры. В нём появился директор Опивалов Геннадий, были приобретены инструменты для вокально-инструментального ансамбля. Клубная жизнь была очень насыщенной: проводились вечера, три раза в неделю были танцы под ВИА, весело отмечались праздники. Несколько лет ДК возглавлял Платонов Виктор, он стремился создать здесь атмосферу уюта и домашнего тепла. Переделав все деревенские дела, шли люди послушать родную русскую песню, посмотреть на новые костюмы хористов. Всегда вместе с взрослыми участвовали и дети. Ведь именно ради детей, ради будущего России собирали и тщательно оттачивали народные песни в нашем хоре, чтобы, не дай Бог, не забыли за модной музыкой своих корней. Участники хора пели иногда даже без аккомпанемента, не всегда были в селе свои баянисты. В течение нескольких лет ездил из Искитима к нам на работу в клуб баянист Виктор (к сожалению, фамилия неизвестна). Но хористы не унывали, они посвящали своё творчество труженикам села, выезжали к дояркам, к трактористам во время посевной и уборочной страды, хотя сами тоже работали. Многие годы ходили в хор Швейда Галина Ивановна, Гордиенко Елена Михайловна, Новикова Мария Прокопьевна, Беликова Валентина Ильинична, Ванина Зоя Афанасьевна, Огаркина Валентина Петровна. В течение нескольких лет хором руководил Буюков Василий Иванович, который ныне работает с Кубанским народным хором.
Хористы пели самые простые, незамысловатые песни о родных берёзах и о том, что «над Обью бор шумит зелёный», о «травушке-муравушке», о перепёлке, которая «звонко поёт до зари», и неизменно находили отклик у слушателей. Какую бы песню не исполнял хор, мы слышим в ней любовь к родной природе, к дому, к Родине. 
В конце 60-х – начале 70-х годов в ДК выступал собственный вокально-инструментальный ансамбль, в котором играли Чуркин Владимир, Кириллов Владимир, Коптев Александр, Захаров Геннадий. Под ансамбль три раза в неделю для молодёжи устраивались танцы, а во время советских праздников (7 ноября, в день Великой Октябрьской социалистической революции, 8 Марта – Международный женский день, 5 декабря – день Советской Конституции) – концерты.

Наш Дом Культуры по области славится
Слава рождается в нём.
Сюда мы приходим, мы здесь собираемся,
Здесь новые песни поём.
       
   Много позитивного принесла в культурную жизнь нашего села Людмила Георгиевна Вейс. Выпускница Новосибирского педагогического института, она с 1974 г. живёт в Тальменке и до сих пор работает директором ДК, хотя уже много лет находится на заслуженном отдыхе. Сама большая любительница песен, она все годы поёт в хоре. Свою энергию и талант отдаёт родному селу, его людям. Её заслуги оценены государством: в 1984 году была награждена значком Министерства Культуры СССР «За отличную работу», множеством грамот управления культуры Новосибирской области, в 2003 году – наградным знаком «За достижения в культуре». 
Песни Тальменского хора загремели по всей области. Хор выступал не только перед жителями нашего села, но и разъезжал по окрестным сёлам, где люди годами не слышали «живого» пения. Тальменцы участвовали в различных смотрах, фестивалях, принимали у себя другие хоровые коллективы и вокальные группы, пропагандировали русскую песню в Тогучине, Ордынке, Сузуне.
Рядом с Л.Г. Вейс долгие годы рука об руку идёт художественный руководитель хора, замечательный баянист, гармонист Звягинцев Виктор Гаврилович. Баян в его руках становится не просто инструментом, а живым организмом. Он плачет, смеётся, обволакивает печалью, поистине звучит как народный инструмент! Виктор Гаврилович тщательно оттачивает каждую песню с хором, прежде чем выпустить её на суд слушателей. Обязательно раскладывает песню на партии и терпеливо отрабатывает каждую строчку. Из любой, на первый взгляд, неказистой песни он способен сделать настоящее произведение искусства. За долгие годы работы он написал много песен для своего хора, в основном, о родной Тальменке. Виктор Гаврилович не просто любит гармошку, он учит детей любить этот народный инструмент. У него выучились этому искусству многие ребята из нашего села: Звягинцев Александр, Неганов Алексей, Федянин Николай. Наш художественный руководитель лично был знаком с Заволокиным Геннадием и до сих пор сотрудничает с ансамблем «Частушка» Александра Заволокина, участвует в конкурсах «Играй, гармонь сибирская!», в конкурсах баянистов, и его творчество оценивается по заслугам. Виктор Гаврилович неоднократно награждался грамотами, ценными подарками, о нём пишут наши районные и областные газеты. Его фотографии помещены в книгах новосибирских изданий о гармонистах (Н.А. Примеров «Гармонисты России»). Именно Виктор Гаврилович сумел так подготовить хор, что он получил звание народного.
    У участников хора много забот, ведь они должны проводить человека на заслуженный отдых, поздравить учителей с их профессиональным праздником, устроить весёлые проводы в армию, провести праздник семьи, новогодний голубой огонёк. Но главное – передать своё мастерство молодым, привлечь в художественную самодеятельность детей. Чтобы помнили родное. Любили. Ведь неслучайно сейчас в России сетуют на бездуховность, забвение родного языка. В нашу повседневную речь прочно входят иностранные слова, музыка, отравляют культурное пространство пошлость, сквернословие. Поэтому хор стремится привить желание петь родные песни, постигать правильную русскую речь и её обороты, ведь то, что поёт наш хор, это не подделка, не суррогат, а настоящее! 
В нашем селе стремятся ввести детей в музыкальную среду, чтобы не исказилась детская душа, не отлетело от неё тонкое, сострадательное чувство, милосердие, чтобы не прервалась традиция. Большой поддержкой является существование в нашем селе Школы искусств, где учат народным танцам, игре на музыкальных инструментах. Школа отметила свой 30-летний юбилей. Её замечательные педагоги Вагайцева Нина Ивановна, Чипурных Лидия Кузьминична, Швейда Дмитрий Викторович выпускают хорошо подготовленных ребят, которые постоянно вместе с хором участвуют в концертах, конкурсах, мероприятиях района и области, ездят в творческие командировки. И пока есть это сотрудничество, не умрёт народное искусство, а значит, сохранится будущее России. 
Наш хор не остаётся незамеченным руководством района, области. Его заслуги отмечены множеством грамот. В течение шести лет подряд хор становился лауреатом районного смотра художественной самодеятельности. Впервые звание «Народный хор» было присвоено в 1993 году, а в 2007 подтверждено снова.
Среди учащихся нашей школы я провела анкетирование. Результаты таковы: ученики нашей школы знают только те песни, которые узнали в детстве; почти все посещают концерты в сельском клубе с выступлением хора «Тальменушка»; почти никто не осведомлён о культурной истории нашего села; каждый ученик имеет своих кумиров из участников хора.
Из этого анкетирования я сделала вывод: к сожалению, нынешнее поколение мало знает о культуре нашего села; количество песен, которые они знают, очень мало. Утешает только то, что ученики любят слушать выступления нашего хора.
Однако, в нашем селе создан детский фольклорный коллектив, который не только поёт народные песни, но и проводит традиционные праздники: Масленицу, Троицу, Рождество, праздник Ивана Купалы для всего села. 
Есть и коллектив ложечников.

     Мне очень хочется рассказать о наших хористах. Всё село удивляется, где берут они душевные и физические силы, чтобы после трудового дня бросать дом, дела и идти в ДК на репетицию, а потом выступать в своём клубе, или ехать в другие сёла, райцентры, в далёкий Сузун, Тогучин, в Новосибирск и Бердск! Мне кажется, это можно объяснить огромной любовью к песне, желанием донести красоту и мелодичность русской песни до слушателя. Ведь на концерты собираются сотни людей, приходят и стар и млад. Во время больших праздников: Дня Победы, Дня защитников Отечества, 8 марта, Праздника села, Дня учителя, Праздника работника сельского хозяйства в нашем ДК «яблоку негде упасть», места занимают заранее. Ветеранами нашего хора являются Челышкина Галина Филипповна – агроном, ныне на заслуженном отдыхе, солист хора Сапронов Григорий Ильич – бывший руководитель Искитимского совхоза, самый пожилой участник хора, большой любитель подлинно народной песни. Карпов Степан Гаврилович – бывший агроном с уникальным тенором («наш соловей», как любовно зовут его в селе), Койнов Алексей Алексеевич - агроном, частный предприниматель, бывший глава администрации Тальменского сельсовета, когда он поёт – сердце замирает. Швейда Галина Ивановна и Гордиенко Елена Михайловна (учитель русского языка и литературы) поют в хоре с самого его основания, т. е. более тридцати пяти лет. Долгое время в хоре пели: Рубцова Нина Николаевна, Матюшина Ольга, Каратаева Светлана Михайловна, Слуцкая Татьяна Николаевна, Сагитова Татьяна Геннадьевна, Пукась Ольга Викторовна, Чекалина З., Архипова Н.Г., Гордиенко Сергей Михайлович, Москвин Иван. Многие участники хора работают, но это не мешает их творческой деятельности: Кириллова Нина Ивановна - учителем в школе, Казанцева Галина Григорьевна - на почте, Чекалина Зоя Ивановна - лаборантом в газовой котельной, Грачёва Зоя Викторовна  работала поваром школьной столовой, Зайцева Алла Николаевна была продавцом в школьном киоске, Сопина Людмила Михайловна работала вахтёром в школе, Рязанова Оксана Владимировна была завучем по воспитательной работе Тальменской школы. Выйдя на заслуженный отдых, люди не порывают с любимым делом – продолжают петь: Клименок Т.А., Подоляк Лидия Михайловна (ведёт в клубе детский фольклорный кружок.   
   Тальменский хор пропагандирует русскую песню где только возможно, и не только пропагандирует, но и находит вдохновение во встречах с людьми из разных уголков нашей страны. Эти поездки даются нелегко в материальном плане, но Людмила Георгиевна изыскивает любые пути, чтобы найти средства. Ей идут навстречу: глава администрации Тальменского сельсовета Грико Александр Николаевич, руководитель ООО «Алмаз» Голубев, бывший глава администрации Новосибирской области Толоконский Виктор Александрович, заведующий отделом культуры Искитимского района Горбунов Геннадий Сергеевич. Они выделяли деньги на поездки по области, а также на родину Шукшина, в село Сростки, в Алтайский край – город Славгород, на озеро Яровое, в Санкт-Петербург и Сочи, где хор выступал с концертами. В этих поездках участвовала танцевальная группа хора – дети из Школы искусств. С каким вниманием слушали зрители задушевные песни: «Хлеб – всему голова», «Степь да степь кругом», «Земля сибирская», «Ты взойди, солнце красное», «Белый день»; особые чувства вызывает акапельная старинная сибирская песня «Нельзя в поле работать». А весёлые и удалые песни! Все просто в пляс пускаются, когда слышат их: «Кубань – гармонь», шуточная про Василия Тёркина «Возле леса, на пригорке», частушечные композиции, «Веселее», «На пельмени». Хор поёт песни, в которых рассказывает об органической связи наших предков с природой, о необычайной исторической глубине русской культуры, указывает на подлинное свидетельство её одухотворённости и высоты. Это такие песни, как «Ой, да ты, калинушка», есенинская «Липа вековая», песни о родном крае «Тальменушка – сибирское село».

   Пока жива народная песня, будет жив наш народ. Ему есть где черпать силу и энергию. Казалось, что уже за века напелись этих песен, наигрались на гармошке, превратили баян из народного инструмента в эстрадный, нарастили ему клавиатуру, увеличили его размеры, и постепенно он стал терять облик истинно народного инструмента, поэтому хочется, чтобы вернулось прежнее состояние. Жизнь показывает, что и песен не напелись и на народных инструментах не наигрались. Невозможно вытравить из памяти народной то, что накапливалось столетиями. Русский человек может сформироваться как русский только в своей жизненной национальной стихии – речевой, певческой, духовной... В противном случае он денационализируется, потеряет своеобразие, неповторимость и становится беззащитным. 
Все эти задачи решает, может быть на интуитивном уровне, наш хор, сохраняя и передавая дальше, следующим поколениям неповторимость русской песни, русского языка, поддерживая менталитет нашего народа, способного прийти на помощь слабому, обиженному, защитить свою Родину и отстаивать мир на земле.



Дата публикации: 14 Июня 2018

Автор: Екатерина Золоташкина, ученица 10 класса

Отправитель: Тальменская школа

Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...