НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Барнаульский тракт. Почтовые станцы (ямы)

  
   В XVIII веке в Сибири активно шло строительство дорог.
 Для обслуживания волока Кузнецкий уезд совместно с Алтайской горной конторой отправили в 1760 году изыскателей, которые стали искать ближайшую дорогу для тракта Томск-Барнаул. Они к 1769 году наметили тракт. Расстояние от Томска до Барнаула 410 вёрст. По этой дороге запланировали поселения через 20-30 вёрст, так как, например, новобранцы в сутки могут пройти 25-30 вёрст с грузом в полтора пуда (22 кг). Тракт окончательно приняли в 1784 году. В это время пошёл слух, что сама императрица Екатерина посетит свои владения на Алтае и этот тракт в её честь назвали Екатерининским. Но она не приехала.
    Любой человек имел право участвовать в аукционе на право в течение года владеть ямщицким станом. Он должен был иметь шесть пар лошадей для государевой почты и государевых перевозок и неограниченное количество лошадей для других нужд. В конкурсе участвовало по несколько человек с 12 по 29 декабря ежегодно. Победитель конкурса должен был нанимать ямщиков, отвечать за содержание стана, за провизию, воду, дрова, корм для лошадей и т. д. Чтобы купить стан, этот человек отдавал 260-300 рублей. Из этих денег платил и ямщицкому писарю, который был обязательно на каждом стане. Он вёл учёт, записывал всех проезжающих через этот станец. Каждый стан делал ежегодный отчёт.
    Каждая деревня выбирала смотрителя дорог. Чаще всего это был разночинец. Он должен был полностью обустраивать гати, после паводка обновлять мосты, верстовые столбы, соблюдать ширину дорог и обрабатывать обочины. Самая узкая дорога - три сажени (6 метров), тракт 6 саженей (12 метров).
В любое время года участок дороги и тракта, отведённый деревне, должен был содержаться в идеальном порядке. Поэтому крестьяне часто не успевали справляться с полевыми работами, так как очень много работали на тракте и были заняты на заводских работах.
    Ямщик с почтой должен был за день проезжать 60 вёрст, например из Ганюшкиного Зимовья в Маслянино и обратно. В Зимовье на стане были часы, чтобы следить за прибытием ямщиков. Они съезжались в одно время. Час отводился на еду, передачу почты и т.д.
    В 1770 году по дороге из Ганюшкиного Зимовья в Маслянино был крутой увал, лошади не справлялись, телеги ломались, ямщики часто замерзали. Там решили поставить почтовую станцию Барсуково в 1779 г.
Для обслуживания трактов Сузун-Барнаул, Томск-Барнаул, Маслянино появились деревни. Со строительством Медведского стана построили Зимовье Ганюшкино, Анисимово, которое стало центром Боровлянской волости (она возникла в 1787 году).
    На тракте Сузун-Барнаул в 1774 г. появился ямщицкий стан Карагужево. По тракту Зимовье Ганюшкино-Маслянино в 1770 г. - ямщицкий стан Огнёва Заимка.
    Крестьяне, заселяющие эти деревни, должны были заниматься хлебопашеством. Каждый крестьянин имел право иметь по пять десятин земли, но так как население этих мест было крайне малочисленно, Бийская земская изба позволила крестьянам Боровлянской волости с 1760 года разрабатывать неограниченное количество земли. До этого он, если был государственным крестьянином, должен был обрабатывать 5 десятин земли и платить пошлину зерном. С крестьян (Черепановского района) поборы стали браться деньгами с 1782 года. До этого платили хлебом, который должны были самостоятельно доставлять на Уральские заводы в Змеиногорск и лично получать квитанцию.
Во второй половине XVIII в. появились Ярки, Мильтюши, Kарасёво, Нововоскресенка, Пятково, Инская (Корчина), Крутишка.
На каждом ямщицком стане было предусмотрено две чёрные избы для ямщиков, две белых избы для проезжающих вельмож, сиятельств и почтальонов, так как они при себе имели государеву почту, переводы и деньги.
На каждой станции была мыльня, харчевня без права продажи вина.


Дата публикации: 13 Июня 2018

Автор: Лариса Рябинина


Вам нравится? 19 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...