НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Воспоминания жителя села Ача Лаврентия Тумаренко

"Первые переселенцы обосновались примерно в километре от теперешнего нашего села. То место, где они расположились, называлось Рябиково, там стояло несколько землянок. 
Название оно получило от фамилии первого поселенца – Рябикова. 
Посёлок из землянок просуществовал недолго. После переезда туда Затинщиковых (кержаки), Соболевых и Туралиных (ясачные татары), Рябиково была переселено на возвышенное место, где и находится в настоящее время. «Ача»* - слово татарское. Что оно означает, я не знаю.
  Вдоль деревни, рассекая её на две половины, проходил тракт Томск – Барнаул. По указу царя его ежегодно ремонтировали. В ремонте принимали участие и жители Ачи. За качеством ремонта следил сельский староста. Тракт до сих пор имеет кюветы. Это хорошо видно за Большой Речкой, расположенной недалеко от деревни Берёзовки.
  В Аче жителей называли чалдонами. По всей вероятности, это произошло из-за того, что большинство первых переселенцев приехало из-за Дона, с речки Чал.
   ...Узкие улицы. Постройки деревянные, низкие. Окна небольшие. (Это потому, что каждый просвет в постройке, тем более большой, облагался податью (налогом).) На всё село только два двухэтажных дома. В них жили два брата: Яков и Денис. Братья имели мельницу «Веснянку». Название произошло потому, что мельница работала только весной, во время половодья. Место, где была мельница, называлось «Могильное» и сохранилось до сих пор. Приблизительно в трёхстах метрах от Ачи была возведена дамба. Около неё собиралось большое количество воды. Вода протекала по ручью протяжённостью около трёх километров. Около дамбы образовалась большая впадина в виде озера, которое существует и сейчас. Позже дамбу оборудовали и сделали слив излишней воды.
  В селе был промтоварный магазин, владел им Мошкин. Он также выделывал овчины. 
Черданцев имел винный магазин. Жили хозяева в четырёхкомнатном доме. Одна из комнат была отведена под магазин (лавку, как его называли в старину). 
В селе был небольшой трактир, где вечерами, в праздничные и выходные дни собирались любители горячительного. Владельцем трактира был Прокопий Чахлов. 
Имелись в Аче и мастера-ремесленники. Степан Павлович Басалаев, Василий Григорьевич Соболев занимались изготовлением телег, ходков, саней, кошёвок. Эти выездные тележки и красиво изготовленные сани использовались для поездок в гости, в Томск и Новониколаевск. 
Умельцы-кузнецы оковывали колёса, сани. Изготовляли подковы для лошадей, оси для телег и ходков, откатывали зубья для деревянных борон. Одним словом, делали всё, что требовалось в крестьянском хозяйстве. 
Яков Дубровский и Андрей Соболев сваривали кузнечным способом железо. Их сварка была намного прочнее, чем современная электросварка.
   Алексей Астафьевич Туралин умело шил сбрую для лошадей (даже наборную выездную). Семьи Затинщиковых и Туралиных занимались коневодством. Их лошадей стремились приобрести жители Ачи, Елфимово, Мануйлово. Они продавали их и были хорошо известны в Томске. Многие занимались пчеловодством. Тимофей Иванович Соболев имел 90 колодок, Василий Зырянов и Антонина Поломошнова – более 50. Все они получали много хорошего мёда. До настоящего времени сохранились названия Тимофеева пасека, Антонинина пасека, Зырянова заимка.
   
   В селе была своя церковь. В Ачинский приход входили деревни Падуново, Асаново, Елфимово, Берёзовка и другие близлежащие населённые пункты. В дни религиозных праздников в селе было много народа, особенно в Пасху. В церкви тогда было настоящее паломничество: старики, старушки, мужчины, женщины, ребятишки. Вокруг церкви кучками, как голуби, собирались парни и девицы. Было радостно и весело. Даже когда кончалась служба, молодые люди неохотно расходились и разъезжались по домам. В Великий день многие знакомились, затем женились и венчались в Ачинском приходе.
   Деревня жила своими заботами и нуждами. А нужды удовлетворяли свои же сельчане. Ефим Миронович Кудасов и Андриан Подкорытов из старых пней и берёзовой бересты в специально оборудованных ямах гнали дёготь. Кирпичным производством занимались Туралины. Кирпич, изготовленный ещё в 1914 году, можно найти и сейчас у некоторых жителей. Этот кирпич звенит как тонкий металл, он огненно-красный, разбить его не так-то просто.
   Все эти мастера-умельцы занимались также и земледелием и животноводством. Свободного времени у них было мало. Только в религиозные праздники можно было немного «отдохнуть». Но какой же это отдых, если надо вовремя накормить коров, лошадей, овец, свиней, ухаживать за огородом, растить хлеб, ремонтировать дом, сарай, сбрую и т.д. ? Хочешь жить хорошо – не до отдыха. Так жили наши прадеды и деды...
  
   Были в деревне и батраки. Тех, кто хорошо работал, постоянно нанимали их на разные работы, и они своим трудом кормили свои семьи. Батракам платили кому хлебом, кому мясом, а некоторым – деньгами. Во время работы их три раза в день кормили, а иногда угощали стопочкой самогона.
  
   Я упоминал фамилию Василия Матвеевича Зырянова. Его поля были расположены в 8-10 километрах от Ачи, за деревней Берёзовка, почти у самой Сосновки. В 1907 году, когда приехали ходоки из Белоруссии и Украины, Зырянов часть своих наделов отдал ходокам. До сих пор урочища, где были его наделы, так и называются – Зыряновские. 
Среди первых ходоков был Прокопий Михеевич Тумаренко, мой дед, а ещё Денис Васильевич Федосцев, Василий Столяров. Жители Ачи направили их в сторону ныне существующей деревни Берёзовки. Облюбовав ровное место, заросшее белоствольными берёзами, они решили обосновать посёлок. Дав весточку своим родичам, они сообща начали строить себе жильё. Лес был рядом, не надо было его откуда-то завозить. Его заготавливали там, где строили. 
   Вслед за ходоками приехали туда их родственники и знакомые. Примерно к 1912 году в основном была возведена деревня. Новыми поселенцами стали Морозовы, Зарецкие, Юрченко, Тарасовы и другие. Деревня зажила. Появились лошади, крупный рогатый скот и другая живность. Через товарищеские общества в Болотном и Томске приобрели пароконные плуги, косилки и другой инвентарь. Как и в Аче, стали изготавливать деревянные бороны с железными зубьями. У новосёлов появился кузнец – Карп Краснов. Обществом оборудовали кузнецу. Сырьём для кузнецы был древесный уголь, который специально выжигали из берёзовых дров.
  В 1914 или в 1916 году в деревне появился кожевник, Авраам Петрович Гончаров. Он выделывал овчины и готовил кожи для пошива ботинок и сапог. Ефим Юрченко делал оконные рамы, двери и прялки для шерсти и льна. Зарецкие и Малиновские были хорошими специалистами по изготовлению колёс для телег, полозьев, для саней и кошёвок. 
До появления кожевника все деревенские жители в основном носили лапти. Благо сырьё для их плетения было на месте. С ивы, во время сокодвижения, снимали кору и из неё плели лапти. Этим мастерством владел каждый хозяин, готовя обувь для всей семьи. Лапти носили все – от малого до старого. Для будней плели пёстрые лапти. А были и праздничные, очень ноские, белого цвета. Мастером по их изготовлению был Бобков (имени-отчества, к сожалению, не помню), человек слабого телосложения и очень маленького роста.
  Своё мастерство по кузнечному делу Карп Краснов передал ученикам: Григорию Андрогалову и Филиппу Морозову. Вначале один из них работал молотобойцем, другой – меходувом. После смерти Краснова они работали вместе на равных, оказывали свои услуги жителям деревни.
   
  В деревне была и своя мельница. Ею владели Пахом Оверкин и Иван Столяров. Василий Столяров, отец Ивана, имел свою крупорушку, на которой обрабатывали пшённую и гречневую крупу. Эта крупорушка потом ещё несколько лет работала в колхозе. 
Бондарь Кирилл Петрович Тумаренко делал бочки, логунки-двудонки, позже стал делать колёса для телег, сани и телеги, гнул полозья. Изготовлением колёс для телег занимался и Андрей Григорьевич Юрченко.
   Были свои умельцы, у каждого хозяина было всё своё, и оно производилось в родной деревне. Остаётся только сожалеть о том, что никто из нас не научился у своего деда или отца их ремеслу и мастерству. Теперь некому в деревне сделать телегу, сани, хомут, некому подковать лошадей... Никто никаким крестьянским ремеслом не занимается. Все надеются на покупку со стороны, в городе. У нас появилось иждивенчество. А раз так, то и к работе относимся спустя рукава. Отсюда у колхозов и совхозов большие долги, и при таком отношении к делу нам из них никогда не выбраться.
  
   Я – охотник-любитель, частенько на охотничьих угодьях беседовал с односельчанами, Алексеем Евстафьевичем и Дмитрием Яковлевичем Туралиными. Они мне много рассказывали об истории нашего села. По их и по личным воспоминаниям я и записал эти заметки".
  
   * Лаврентий Кириллович в своём материале об истории села Ача, точнее – фрагментах истории, говорит, что слово «Ача» - татарское, а происхождение его не знает. Действительно, слово «ача» (ударение на первую букву) татарского происхождения. Это слово упоминается в Строгановской летописи. Упоминание в летописи заслуживает особого внимания не только потому, что это документальный исторический источник, но в силу самих событий. 
   А в летописи говорится вот что. Когда Ермак Тимофеевич со товарищи пришёл в верховья Иртыша, то встречали они татарское племя – ачи (или ачей). В тот год был страшный мор, и племя не только не могло уплатить ясак, но и само было на грани вымирания. Ермак Тимофеевич дал племени несколько коров и лошадей и на пять лет освободил их от ясака. Чуть позднее племя, в поисках лучших мест, откочевало к Оби, а затем и далее. Туда, где сейчас расположен город Ачинск.
   Причём, во время кочевья один из родов племени (глава рода Турала) осел именно в наших местах, основав поселение, предшествующее заселению этих мест выходцами из России.
    Кроме летописного есть и материальное подтверждение. Недалеко от Ачи (в сторону Берёзовки) имеются курганы – места захоронения, а по берегам речки Ачи находили немало керамики, предметов быта именно татарского происхождения (их признаки всегда явно выражены).





Дата публикации: 09 Июня 2018

Автор: Лаврентий Тумаренко

Отправитель: Ачинский СДК

Вам нравится? 4 Да / 12 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...