НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Наши предки кержаки

В нашем селе существует много легенд, пришедших из прошлого. Одна из них: приезжие из отдалённых мест или окрестных сёл и деревень иногда замечают, что наши места притягивают как магнит, манят своей необычной красотой, завораживают. Причём иногда, приехав всего на несколько минут по конкретному делу, человек может по нескольку часов кружить по нашим красивейшим местам. Этому феномену есть объяснение, лежащее, правда, в сфере старинной мистики и магии, хранителями которой были кержаки... 

Кержаки – этнические русские старообрядцы – стали появляться в Сибири после разгрома скитов на реке Керженец Нижегородской области в 1720-х годах. Наряду с чалдонами кержаков считают одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Староверы-кержаки вели замкнутый общинный образ жизни, сохраняя приверженность правилам дораскольной православной церкви и вековой культуре. Они противопоставляли себя более поздним «расейским» (российским) переселенцам.

Деревня Козловка образовалась в 1917 году. На вековой целине основали её коренные сибиряки Максим Козлов (в его честь деревню назвали) и Александр Никонов, староверы-беспоповцы. Они были наиболее фанатичными старообрядцами. Затем сюда переселились старообрядцы из Белоруссии. Части деревни имели разные названия: та, что располагалась на горе, – Саматоха, были также и Колдобинка (ныне Колбинка), и Полторуевка. Сегодня деревня Козловка считается кержацкой. 

Главным в их жизни были моления и труд. Это делало их хорошими работниками. За каждое дело принимались с молитвой «Благословите меня на дело». Семьи, как правило, были большими, не менее 9 человек.  Детей называли необычными для нашего слуха старинными именами (Сафрон, Ева, Калистрат, Фадей, Вавил, Олимп, Кея, Меланья). Домашний быт отличался педантичной религиозной регламентацией: «Без Бога не до порога». У старообрядцев существует ряд норм и ограничений, касающихся особенностей быта и правил поведения. Без молитвы ни есть, ни пить нельзя: «Пока начал не положишь, «Отче наш» не прочтёшь – ничего нельзя делать. Вечером после последней молитвы ничего нельзя в рот брать». 
К молитве обращались всегда и везде, особенно в опасности, подстерегавшей человека в дороге, в лесах, в столкновении с нечистой силой.
У моей прабабушки, Баховой Евы Гавриловны, остались воспоминания о суровой, но интересной кержацкой жизни. 
Кержаки были трудолюбивыми и чистоплотными людьми. Путникам, если попросят, давали воды попить, но кружку потом выбрасывали. А некоторые и колодец закапывали. Питались только своими продуктами. Много ели картофеля, капусты. Из еды предпочитали щи, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам. Также ели молочные продукты. Запекали молоко с творогом в духовке до коричневого цвета.

Моей бабушке, Баховой Наталье Анисимовне (56 лет), рассказывал отец Михайлов Анисим Леонтьевич (родился 20 февраля 1929 года, умер 24 декабря 1974 года), о том, что после того как вся семья сядет за стол, сначала читали молитву, а потом только принимались кушать. Самый старший в семье начинал есть первым, а кто не удержится и залезет вперёд, тот получал ложкой по лбу. Продукты были все свои. Хлеб пекли сами.

Любовь Ефремовна Кручинина (70 лет) рассказала нам о кержаках: «Соблюдали церковные праздники. На Троицу ходили на кладбище, там накрывали стол, поминали, подавали детям. Потом шли все вместе к кому-нибудь домой отмечать Святую Троицу.  В огороде сажали картошку, капусту, лук и другие овощи. Прополкой огорода занимались дети. Немного овощей спускали в подполье в доме, большую часть хранили в погребе. Запечатывали творило, закидывали соломой. Погреба были рубленые, деревянные. К зиме их сушили, белили. В магазин не ходили, всё готовили из своих продуктов. В основном это были капуста и картошка. Капусту морозили в деревянных кадках. Зимой пойдёшь, отрубишь сечкой сколько надо капусты, занесёшь домой, зальёшь водичкой, сверху маслом польёшь. Получалось вкусно. Кержацкие блины были толстые. Жарили сало с пальчик толщиной, получались шкварки. Брали 1-2 шкварки, заматывали блинами и эти блины макали в сало. Любимое блюдо кержаков это редька с квасом, иногда туда добавляли лук». Любовь Ефремовна также рассказала, как готовили некоторые кержацкие блюда: гульбишники, комы, блины со шкварками, квас с редькой, картофельную бабку. Этими блюдами, приготовленными по старинным рецептам, мы угощали односельчан на празднике Святой Троицы в июне 2016 года.  

Худякова (Белова) Евгения Платоновна, 7 апреля 1929 года рождения, вспоминает: «В семье было 8 детей, воспитывала одна мать, отец погиб на фронте. Жили на Белом озере, недалеко от Козловки. Очень много работали как во время, так и после войны. С «мирскими» за стол не садились. Не пили и не ели из чужой посуды. Основным продуктом была капуста и картошка. В нашей местности картошку ели, а в некоторых расейских сёлах кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Варили щи в русской печке. В большую кастрюлю клали много мяса, большими шматами, оно кипело 1,5-2 часа. А иногда томилось в печи всю ночь. Потом добавляли картошку и квашеную капусту - и никакой зажарки. Получались очень вкусные, наваристые, жирные щи, которые мы очень любили».  

Существовало поверье, что в два часа дня по воду ходить нельзя – час этот считается сатанинским. Если кто забудет и пойдёт по воду, его остановят: «Погоди маленько». В вёдра на воду клали лучинки, сложенные крестом, вода-то открыта и зло может проникнуть туда, а крест не даст бесу порадоваться. Да и вода, пока несёшь её до дому, не расплещется, крест из лучинок сбережёт. Когда воду приносили в дом, то обязательно её прикрывали крышкой, чтоб «чистой» была, в полном смысле этого слова. В ином случае говорили так: «Чё это вода у тебя пастью стоит?», то есть раскрытая для беса. Нельзя идти по воду, не благословясь у старших, если же невестка так поступила, то свекровь обязательно опрокинет эту воду – поганая она! В частном доме, как правило, стояла кадка с чистой водой, и хозяйка строго следила, чтобы из ковша не пили, а наливали в чашку. За нарушение этого правила следовало суровое наказание.

Вавилова Ульяна Илларионовна (родилась 7 августа 1931 года в деревне Козловка) вспоминает: «Отец Илларион Федосеевич и мать Анна Ивановна с детства приучали нас молиться Богу. Когда садились за стол, нельзя было болтать ногами, смеяться, разговаривать. После обеда нужно обязательно сказать спасибо. Нельзя врать. 
На Троицу ходили на кладбище поминать, но не пили. Соблюдали короткие и длинные посты. Пост делает человека более прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые обычно человек в себе скрывает. Вместе с телесным постом должен быть пост душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития, а при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов (гнева, ярости, злобы, мщения, празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи, всякого злоречия). В Великий пост обязательна исповедь. Всю еду на столе принято прикрывать. Для приготовления еды чаще всего употребляли картофель. Варили кисель из овсяной муки, вареники, гульбишники из картофеля, молочные комы с картошкой, драники. Собирали грибы, ягоды и сушили. Если прохожий попросит воды, то из этой кружки больше не пили». 

Старожилы рассказывали, что в старое время староверы перед своим домом ставили посуду с едой, чтобы уставший путник мог подкрепить свои силы. Но хозяин-старовер не знал, какой веры мог быть прохожий. Накормить же путника – святое дело, так Богу угодно. Таким образом, если посуда оказывалась пуста, то зажиточный хозяин её разбивал, а бедный же наполнял эту посуду вновь, но ни тот, ни другой из этой посуды не питались.
     


Дата публикации: 04 Июня 2018

Автор: Ольга Белаш

Отправитель: Ольга Белаш

Вам нравится? 16 Да / 2 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...