НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Настала пора сенокоса

Раньше крестьянские семьи были многочисленны и жили в основном за счёт своего хозяйства. В Сибири климат суровый и поэтому нельзя упускать ни одного погожего дня. Надо всё делать вовремя: весной засеять поля зерновыми культурами, посадить овощи. Летом нужно тщательно за всем ухаживать, чтобы получить хороший урожай. Как говорится: «Лето зиму кормит».  Большое значение имела заготовка сена для животных.

Люди ходили друг к другу в гости, помогали вовремя убрать урожай и покос. В каждой семье было хотя бы по одной корове, в некоторых семьях две и больше.  Скотины держали много и поэтому покосы были большие. Косили везде: в Советском, Хвощевой, Белом Озере и многих других местах. Но порой и этих полей и лугов не хватало. Между односельчанами неоднократно возникали споры из-за покосов. У одного хозяина покос был маленький, у другого росла одна ромашка, а коровы её есть не любят, у третьего покос был слишком далеко. Все хотели себе поле с разными сочными травами, чтобы корова всю зиму ела и давала вкусное, полезное молоко. 

В начале XX  века косили сообща, всем селом. Лучшим временем сенокошения считался промежуток после Петрова дня (12 июля) до Прокла (25 июля). Время сенокоса было праздничным событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных условиях уборка сена считалась одной из приятнейших сельских работ. Лето, тёплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханье лугов – всё вместе имело отрадное действие на душу. Аромат свежескошенных трав не только дурманил голову, но и оказывал лечебное действие на организм.  
Из воспоминаний старожилов: «На дальние луга крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами выезжали. Располагались станом около реки или ручья в тени деревьев, делали шалаш (балаган) и оставались там до конца сенокоса. Шалаши ставили из тонкого тёса и непригодной драни, по нескольку в ряд. Около каждого шалаша подвешивался на козлах котёл. Но в этих времянках только хранили припасы или прятались от дождя; спали под развешенными холщовыми пологами (навесами). Старшие мужчины и женщины ходили иногда в деревню, где были маленькие дети на попечении стариков и старух. Молодёжь же обычно не появлялась дома в течение всего сенокоса, в том числе и по воскресеньям». 

Деревенские люди любили спать на сене, получая своеобразную ингаляцию.  Мужчины и женщины, а в особенности девушки для работы в лугах одевались в самое хорошее одеяние, как на торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое старенькое. На сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья работала отдельно.  Девчатам здесь было гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисовались перед парнями.   

Траву скашивали косой. Косу часто нужно точить и клепать, чтобы она была острой. Косить начинали «со светом», то есть по росе. «Чем росистее трава, тем легче косить». Мужчины вставали друг за другом и выкашивали рядами. Первым вставал старший, самый опытный косец. Каждый шёл прокосом по лугу, и в голове звучал заученный  стих: "Раззудись плечо, размахнись рука..." Соревновались, кто накосит больше, у кого трава лучше. Скошенную рядом траву женщины сразу разбивали,  растрёпывали рукоятками граблей для того, чтоб она лучше просушивалась. Разбивка эта производилась целый день, под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребали в валы, то есть длинные гряды, а их затем складывали в копны – высокие кучи. На другой день, когда роса прошла, копны эти разваливали кругами, а потом опять сваливали в копны и стога. Бабы и девчата гребли сено, накидывали с молодыми ребятами его на волокуши. 

Мужчины, сидя верхом на лошадях, везли копны к заложенному стогу (в некоторых населённых пунктах называли стог – зарод). У стога, как правило, становились мужики посильнее. Таков был порядок при уборке в вёдреное время (когда на небе ни тучки).
Если же находили тучки и начинались дожди, то при уборке сена было много хлопот. Когда появлялись тучи, старались сено немедленно сложить в копну. Когда распогоживалось – копну разваливали и перебивали сено до тех пор, пока оно не просохнет. Вывозили сено с полей на лошадях.

Для обеда объединялись по нескольку семей. Обед делали сытный и с традиционным набором блюд: хлеб, пшеничная каша с маслом и солёное свиное сало, яйца, молоко. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами или заводила песни.  

Если в довоенные годы основной тягловой силой была лошадь, то в послевоенные начинается механизация. Появляются трактора, сенокосилки, плуги. В это время отпадает необходимость оставаться на покосе на ночь.  Каждый день люди утром приезжали и поздно вечером уезжали домой.

В 1991 году сенокосы в нашем селе занимали площадь 884 гектара.  В конце двадцатого столетия стала применяться новейшая сеноуборочная техника: комбайны и прессы. Людей занятых на этих работах стало ещё меньше.  Коллективный труд, общение, человеческий опыт стала заменять техника.  

Мясо, молоко, молочные продукты и овощи в магазинах в старые времена не продавали, жители всё это должны были производить сами на своем подворье. Поэтому сенокос имел большое значение в жизни людей, выработанные годами традиции передавались из поколения в поколение. С появлением техники, к сожалению, наработанный опыт частично был  утерян. Сейчас очень мало семей занимается подсобным хозяйством, во много раз сократились площади сенокосной земли.  

Мне удалось собрать  и сравнить информацию об уборке сена в разные времена. Сейчас мы всё дальше и дальше уходим от крестьянской жизни и пищи. Но чем больше технический прогресс, тем слабее здоровье...




Дата публикации: 04 Июня 2018

Автор: Ольга Белаш

Отправитель: Ольга Белаш

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...