НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Кержацкие традиции в селе Больше-Чёрном

Моя двоюродная бабушка, Ольга Андреевна Петрова живёт в нашем селе. Ей 91 год. Однажды я увидел у неё две старые иконы, которые стоят на божнице. Меня заинтересовали эти иконы, откуда они, почему не похожи на современные. Оказывается, они были переданы по наследству, а принадлежали Рыбкиной Ирине Александровне, потомственной кержачке, бабушке Ольги Андреевны. Я решил узнать, кто такие кержаки, какие традиции кержацкие сохранились в нашем селе.
Я живу в селе Больше-Чёрном, расположенном на речке с тем же названием. Село наше было основано в 1684 году. Через него до конца первой четверти 20 века проходила почтовая дорога - Сибирский (Московский) тракт. 
К сожалению, мне не известно, когда впервые появились кержаки на большечерновской земле.
С приходом Советской власти в селе Больше-Чёрном кержакам тяжело стало жить, они не хотели вступать в колхозы. Боясь гонений, они вынуждены были покинуть насиженные места.
Из воспоминаний О.А. Петровой: «На другом берегу речки Чёрной располагался когда-то посёлок Кержацкий. До коллективизации, когда жили единолично, посёлок был большой, жили все хорошо, зажиточно, у всех было своё хозяйство: коровы, лошади, своя земля. В 30-е годы 20 века кержаки стали покидать этот посёлок. Осталась жить там одна моя бабушка, Рыбкина Ирина Александровна. Мои родители забрали её к себе. Все последние свои годы она прожила с нами. Она родилась примерно в 1870 году, умерла в 1948 году, похоронена на кладбище ул. Заречной. Она была потомственной кержачкой, учила меня молиться, креститься, соблюдать все кержацкие традиции».
Из воспоминаний Космовского С.М. (57лет): «Существовал ещё один посёлок, в котором жили староверы (кержаки). Это Кулажинск. Он располагался на расстоянии 1 км от Больше-Чёрного в северо-западном направлении. На этом месте до сих пор сохранились ямы, где стояли дома. Материалы исследований в 1994 году на месте бывшего посёлка Кулажинск позволили правильно построить геометрию расположения улицы с застройкой, дорогой и мостом через речку Чёрную в село Медведка. Улица в 32 двора протянулась от Елового ручья до речки Чёрной, дворы были из пятистенных изб, ограды – бревенчатый заплотник. Кроме этой улицы, были разрозненные постройки, от главной улицы слева к речке Чёрной были ещё шесть дворов, где под горой располагались два колодца. Исчез посёлок Кулажинск в 30-х годах».
Моя бабушка вспоминает: «Рядом с Кержацким посёлком находилось кладбище. В настоящее время трудно узнать, что здесь оно когда-то было, холмики сохранились, а крестов нет. Я помню, когда мы возвращались с полей, видели каменные плиты, которые лежали на земле. Вероятно, это были могильные плиты».
На кладбище, расположенном за речкой Чёрной, сохранились старообрядческие восьмиконечные кресты, деревянные, закрытые двускатной крышей, на одном могильном кресте вместо фотографии вырезан киот – ниша для иконки. Подобных крестов на погосте много. Это говорит о том, что мастера изготовляли кресты, которые наиболее характерны для старообрядческой традиции.
 Старообрядцы крестились двумя перстами. 
«Лестовка старообрядческая. У меня она, к сожалению, не сохранилась, а выглядит так: похожа на чётки, состоит из маленьких пистончиков, в каждый из которых вставлена туго свёрнутая бумага с молитвой. Её держали в левой руке, а правой перебирали, чтобы хорошо запомнить, сколько нужно сделать поклонов»,- так рассказывала она о лестовке.
Бабушке Ольге переданы по наследству две старые старообрядческие иконы, одна из них называется «Крещение», другая – «Русские святые заступники», они написаны на деревянной основе примерно 4 века тому назад.
Хотя в настоящее время в селе не проживают потомственные кержаки, но традиции остались, поэтому можно предположить, что основателями села были именно кержаки.
Бабушка Оля вспоминает: «Моя мама, Мария Моисеевна родилась в кержацкой семье, вышла замуж за «мирского», Тимофеева Андрея Матвеевича. Она растила нас по кержацким традициям и обычаям. Бережное отношение к хлебу воспитывалось с детства: накрошил – подбери крошки. Бабушка нас учила бережно относиться к одежде. Её штопали, чинили, передавали детям, это напоминало о том, что в вещах был воплощён труд. Все сосуды с водой обязательно должны быть накрыты крышками, чтобы в воду не вселилась нечистая сила, обязательным считалось после мытья в бане перевернуть тазы, в которые также могли вселиться «банные черти», и мыться до 12 часов вечера. Всю еду на столе принято накрывать полотенцем, пустую посуду обязательно опрокидывать, чтоб не стояла "пастью" вверх. Строго запрещается старообрядческой верой вывозить мусор на берег реки, выливать грязную воду».
Кержаки верили не только в Бога и святых православной церкви, в их поверьях сохранились домовые, лешие, водяные и другая нечисть.
С.М. Космовский вспоминает: «Мы с бабушкой, Тимофеевой Матрёной Ивановной (1912 г.) ходили за ягодами на болото, и она шёпотом читала молитву, оставляя на пне еду, и мы всегда возвращались домой с полными корзинами ягоды. Я и сейчас по детской привычке в лесу оставляю кусочек хлеба дедушке-лешему, на столе на ночь - дедушке-домовому. В это я верю и уверен, что предки наши были умнее».
Пасха - Великий праздник, к которому и в настоящее время в нашем селе хозяйки тщательно готовятся: устраивают дома генеральную уборку, белят, стирают. Это было принято и в кержацких поселениях.
Представление о красоте было тесно связано у кержаков с чистотой жилища. Грязь в избе - стыд-позор хозяйке! Каждую субботу женщины с раннего утра всё вокруг тщательно мыли, чистили, проветривали. Считалось грехом сесть за грязный стол. И перед приготовлением пищи хозяйка обязательно перекрестит всю посуду. Кержаки всегда за чужаком мыли пол, вытирали дверные ручки, подавали специальную посуду - всё это было связано с основами личной гигиены.
Эти обычаи до сих пор сохранились во многих семьях нашего села: у Петровых Владимира Георгиевича (сына бабушки Ольги) и Валентины Анатольевны, у Мануйловой Валентины Викторовны, у Тимофеевой Екатерины Петровны (моей бабушки), у Космовских Сергея Михайловича и Веры Викторовны и других.
У кержаков любовь к труду воспитывалась с детства. Пример редкого трудолюбия в селе подаёт бабушка Ольга: она не сидит дома без дела, зимой рукодельничает, летом работает в огороде. Трудолюбивыми выросли не только её сыновья, но и внуки и правнуки, про них говорят «кержацкая порода».
Кержаки уважительно относились к людям. Мужчины здоровались под козырёк: «Доброго здоровья!» - явным примером являлся Тимофеев Влас Матвеевич (1910 г.), умер в 1997 году.
Именно старообрядческая среда несёт в себе духовность, исконно национальные традиции. Мы не должны забывать всё лучшее, что сохранилось благодаря им: это и традиционный семейный уклад, и трудовое воспитание, когда труд является привычкой и потребностью, а не нудным бременем.


Дата публикации: 29 Мая 2018

Автор: Алексей Тимофеев, 9 класс Больше-Черновской школы

Отправитель: школа

Вам нравится? 35 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...