НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Учитель и гражданин Никита Новосёлов

В 2018 году Медведская школа отмечает своё 145-летие. Школа имеет богатую, насыщенную событиями историю, которая началась в 1873 году, когда в селе Медведском Барнаульского уезда Томской губернии открылось сельское начальное училище, подведомственное Синоду. Находилось оно в центре села, в маленьком домике рядом с церковью. Обучалось в нём около 20 учеников и это были дети состоятельных родителей.
С тех пор прошло много времени, сменилось не одно помещение школы, отработало не одно поколение учителей. От многих из них остались только записи в книгах приказов: «принят такого-то числа, уволен тогда-то». А многие жили и работали так, что память о них до сих пор жива.
Одним из таких учителей был Никита Владимирович Новосёлов, человек выдающийся, легендарный. Всю жизнь он проработал учителем начальных классов. Его учительский стаж составляет более 45 лет, из них 38 он отдал Медведской школе. За многолетнюю и самоотверженную работу дважды удостаивался высшей награды СССР – Ордена Ленина (1944, 1948) и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
У каждого человека обязательно должны быть: Родина, дом, семья, друзья и, конечно, школа, а в школе – любимый учитель. Для многих поколений медведцев таким учителем стал Никита Владимирович Новосёлов.

Мальчик из вятского села
Семья Никиты Владимировича не была зажиточной, но достаток был, так как работали не покладая рук, «от светладцати до темнадцати». Вот и родился Никита не дома, а «подле речки Чернявки в 1884 году». Более точная дата рождения неизвестна, потому что некогда было запоминать матери день рождения сына, работать надо, страда.
Жила семья в деревне Вновь Котельнического уезда Вятской губернии. Никита родился слабым, рос хилым, часто болел, его жалели, тяжёлую работу не поручали. Лет в 6-7 мальчик стал проявлять интерес к учёбе, соседские ребятишки показали ему, как пишутся буквы, и Никита быстро освоил грамоту. Видя такие способности сына, отец решил отдать его учиться.
Так перешагнул Никита порог церковно-приходской школы села Гостева. В переднем углу класса висела почерневшая икона Николая-Чудотворца, а над доской портрет другого Николая – императора. Внимательно слушал первоклассник Никита заведующего школой, но многих слов не понимал. «Школа утверждает в народе религиозные и нравственные понятия и распространяет первоначальные полезные знания. Ученики должны ходить в церковь, любить Господа нашего Иисуса Христа», - говорил учитель. Знакомил учитель и со школьными порядками: без его ведома никуда не отлучаться; на уроках и переменах вести себя тихо и образцово. За порядком будет следить сторож!
Прошло время учёбы, освоил Никита весь учебный план: Закон Божий, чтение русское и церковно-славянское, письмо и четыре арифметических действия. За время обучения он «проявил прекрасные способности и примерное поведение», за что получил Похвальный лист. 
Священник местной церкви уговорил отца отпустить Никиту учиться дальше и даже хлопотал о его поступлении в двухклассное училище. 
А потом была Учительская школа. Особое внимание в этой школе, готовившей учителей для школ грамоты, уделялось религиозному воспитанию. Принимались в неё подростки православного вероисповедания. К Учительской школе прикреплялись близлежащие церковно-приходские школы, в которых будущие учителя проводили свои первые уроки.
Сбылось предсказание отца. Стал сын, теперь уже Никита Владимирович, зарабатывать на жизнь головой, а не руками.
С 1902 года Н.В. Новосёлов приступил к работе помощником учителя. С 1 сентября 1902 г. по 1 сентября 1904 г. работал в Крысовской школе, с 1904-го по 1905 г. - в Козаковской школе, с 1905-го по 1909 г. - в Екатерининской школе.
В 1905 году Никита Новосёлов достиг призывного возраста, ему исполнился 21 год. В соответствии с происхождением (крестьянское) он подлежал поступлению на службу в постоянные войска, но согласно п. 3 ст. 80 Устава о воинской повинности, как помощник учителя Екатерининской школы, был зачислен в запас на восемнадцать лет.
13 августа 1909 года Н.В. Новосёлов уволен в г. Барнаул Томской губернии.

«Все свои силы, все знания отдам...»
В 1909 г. Н.В. Новосёлов переехал в Сибирь и обосновался в с. Медведском. Приглянулось большое шумное село, стоящее на Барнаульском тракте. Сразу же приступил и к работе, сначала помощником учителя, а потом заведующим местной школы, так как прежний учитель был болен. Через год съездил на родину и вернулся с молодой женой Екатериной Егоровной.
Первое время чувствовали себя неуютно: на дворе апрель, а тут ещё снег лежит, да и в мае холодно. Но постепенно привыкли, обжились, обзавелись хозяйством.
Не сразу удалось установить хорошие отношения на новом месте, долго приглядывались к новосёлам старожилы. И здесь всё постепенно наладилось. Учеников становилось всё больше. За покладистый, доброжелательный нрав стали уважать в селе.
В своей педагогической деятельности Н.В. Новосёлов использовал теорию начального образования, разработанную К.Д. Ушинским, т. е. применял объяснительное чтение из области географии, истории. Читал ученикам газеты, использовал методы рассказа, рисования.
В 1938 г. Н.В. Новосёлов получил звание заслуженного учителя РСФСР. В торжественной обстановке ему вручили аттестат установленного образца и Почётную грамоту.
Предвоенный 1940 год был особенным. В партию было принято трое учителей Медведской школы. Самому младшему из них, Ивану Герасимовичу Кузьмину (директору школы), было двадцать шесть, а старшему - Никите Владимировичу - пятьдесят шесть. Этим же летом был он награждён поездкой на сельхозвыставку в Москве.
При спокойном характере до всего ему было дело. Успевал Никита Владимирович выполнять обязанности депутата Медведского сельского Совета (с 1939 г.), был он и членом попечительского совета при детском доме, и общественным инспектором Новосибирского областного отдела народного образования, и председателем месткома учителей.
Настал 1941 год. Уходили на фронт односельчане, был призван и молодой директор школы. И полетели в далёкую Сибирь письма-треугольники. Бывшие ученики, а теперь бойцы не забывали своего учителя, ждали от него слов поддержки. Вот неполный список мест, где сражались его ученики: Карелия, Москва, Сталинград, Украина, Белоруссия, Польша, Венгрия. Вот одно из писем с фронта: «1 января 1945 г. Дорогой Никита Владимирович! Примите мои поздравления с вручением Вам ордена Ленина и Новым годом! Глядя на Ваш благородный труд и я стал учителем. Мне 47 лет. Но я помню все Ваши уроки, как будто они были вчера. Уже четыре года я воюю. Ваш ученик А. Рожков». (К сведению: Аркадий Епифанович Рожков прошёл всю войну военкором. Имеет награды. После демобилизации работал в Новосибирском областном институте усовершенствования учителей). «Держись, сынок, крепись, ты – сибиряк, должен выстоять», - писал он своим ученикам. С нетерпением и тревогой ждал он почтальонку, принесёт ли сегодня долгожданную весточку, и какой она будет? Двое его сыновей тоже были на фронте – Виктор и Виталий.
В 1948 г. Н.В. Новосёлов был удостоен второго Ордена Ленина и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Никита Владимирович Новосёлов в памяти земляков
Документы, хранящиеся в школьном музее, очень ценны и интересны: Похвальный лист 1897 г., паспорт 1916 г., письма его учеников с фронта. Но беседа с людьми, помнящими учителя, всё же важнее и интереснее.
Василий Александрович Чудопалов (человек разговорчивый, сохранил ясную память), говорит: «Очень хорошо помню Новосёлова. Жил он с семьёй в избе-пятистенке, крыльцо было высокое, с перилами. Учился я у него ещё до войны. Шибко умный был, много читал, добрый, спокойный, неторопливый был, и когда всё успевал... Очень доброжелательный, тактичный, никогда я не слышал от него худого слова. Что ни спросишь, всегда готов ответ. Очень меня, мальчишку, поражали его усы. Ещё хочу сказать, что водкой учителя не баловались. Но курили много и только самосад. Сами готовили табак, умело томили его, получался крепкий горлодёр».
Для его ученицы Дятловой Елизаветы Николаевны он остался таким: «Небольшого роста, худой. Очень тяжело было в войну. Но школа была. Никиту Владимировича хорошо помню. Уроков не помню, а он стоит перед глазами».
Мария Александровна Хорева жила напротив Новосёловых. Вот что она рассказала: «Был он малоразговорчивый, видно, сильно уставал. Говорил медленно, спокойно. Не было у него зубов, поэтому носил такие большие усы. Катя (жена) всегда нарезала ему хлебный мякиш кубиками, целую тарелку. Огород у них был большой, и сад очень большой. Жене всегда угождал, слушался её, несмотря на то, что был старше на девять лет».
Вот что рассказал Хорев Владимир Михайлович (кандидат технических наук): «Мой отец тоже был учителем. Я близко сошёлся с сыном Никиты Владимировича, Юрой. По сравнению с нами жили они хорошо. Всё таки учитель-орденоносец. Для своих детей он не жалел ничего. У Юрия, он был старше меня, был велосипед «ЗИЧ», настоящий футбольный кожаный мяч, который гоняла вся улица, ружьё 23 калибра. После войны было много волков, а Юра был очень смелый, он ходил охотиться».
Хомякова Таисия Андреевна, она всю жизнь проработала в колхозе: «Мне отец рассказывал такой случай. При Колчаке Новосёлов помогал партизанам. В одну из ночей его арестовали за пособничество. А наутро пришли просить за него поп и вся местная верхушка. И Новосёлова отпустили».
Рязанова Любовь Иосифовна (учительница математики, в настоящее время на пенсии) поделилась такими воспоминаниями: «Для нерадивых учеников у него был метод «любимчиков». Если ученик не приготовился к уроку, то попадал в так называемые «любимчики». Это значит, что такой ученик на следующее утро, по звонку должен ждать учителя у доски и отвечать урок. На следующий день должен отвечать следующую тему. Многие по 2-3 недели не могли выйти из такого положения. Но зато потом лучше относились к учёбе.
Помню, однажды я спросила Никиту Владимировича, не жалеет ли он, что вся жизнь прошла в школе. Нет, сказал он, не жалею, и другой жизни не надо. Я счастлив, что судьба и добрые люди связали меня со школой. И отец мой положил много сил, чтобы я выучился, вышел в люди».
Вот всё, что удалось установить о жизни учителя-орденоносца Медведской школы Никиты Владимировича Новосёлова.
Нам стало ясно, что память о нём осталась в сердцах его учеников, односельчан.
Несколько поколений открыли дверь в мир знаний благодаря своему учителю Новосёлову. Многие превзошли его.
Учитель тех дней был подвижником. Давно бы ему поставить памятник, если не в каждом селе, то хотя бы в каждом районе. Ведь часто учитель был единственной культурной силой в деревне. Проводил занятия он, как правило, в две смены, а вечером ликвидировал безграмотность взрослых. Учитель вёл беседы в избе-читальне, давал указания деревенскому столяру, какого размера сделать столы для занятий, классную доску. А ещё нужно было много работать над собой – становление советской школы проходило трудно: то и дело менялись программы, учебные планы, выходили новые учебники, да их просто не хватало, как и письменных принадлежностей. И никак нельзя было забывать о своей семье.
В 1936 и 1937 гг. в школы стали прибывать пока ещё немногочисленные выпускники педучилищ и педвузов. Они вносили свежую струю в работу, отличаясь и культурой, и теоретической подготовкой. Но у них не было педагогической практики, умения, и тут снова требовался опытный учитель.
Не всегда мы достаточно внимательно относимся к прошлому. Нет в селе улицы, названной именем Н.В. Новосёлова. Не так давно домик, в котором когда-то жила их семья, погиб в результате пожара от рук нового нерадивого хозяина.
Чем дальше от нас уходят в прошлое события тех далёких дней, тем важнее и дороже становятся любые новые подробности, свидетельства о жизни учителя и человека Никиты Владимировича Новосёлова.


Дата публикации: 25 Мая 2018

Автор: В. Фоломеева

Отправитель: Педагоги Медведска

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...