Её жизнь - это подвиг
Живёт в селе Кругликово женщина, Мария Ивановна Захарова, 1931 года рождения. Единственный на сегодняшний день человек из тех, кого мы называем детьми войны. Мария была первым ребёнком в семье Шитовых - Ивана Осиповича и Елены Владимировны. Жили они в деревне Луговой, которая находилась на острове Симан реки Оби. Девочка бегала в школу, собирала ягоды и грибы, играла с подружками.
Весть о войне никак не воспринималась детским умом, но день, когда отца провожали на фронт, она запомнила хорошо.
Стоял летний день, солнечный и тёплый. Маруся помнит, как люди (много-много людей!) на лодках с вёслами переправлялись на другой берег Оби, как шли через бор в сторону села Кругликово и по селу к мосту, как играла гармошка, как плакали женщины, и как весело было ей. От многолюдья, гармошки и песен девчушка была счастливой как никогда, она прыгала и смеялась, бросаясь от матери к отцу и от отца к матери.
С тех пор прошло 77 лет, но помнится всё, даже частушка, спетая отцом:
Запряги-ка, папка, тройку.
Посерёдочке – Серка.
Проводи меня, папаша,
Распоследнего сынка.
«В этот момент баба Аксинья, его мама, с плачем и криком бросилась на шею отцу, будто чувствовала, что видит сына в последний раз. Заплакала и я, догадываясь, что случилось что-то страшное», - вспоминает Мария Ивановна.
Через два месяца родилась сестра Люда. Так и росли они с сестрой, не зная отцовской ласки и заботы. Жили бедно, недоедали. Мать работала с утра до поздней ночи, Маша нянчилась с сестрой и заменяла мать во всех домашних делах.
Дети тогда работали наравне со взрослыми: косили траву, рвали лён, серпом жали рожь, на корове и быках возили копны, ездили в лес за дровами, носили из леса сутунки, заготовки, из которых взрослые делали бочки. Детей посылали в село Насоново (оно находилось в девяти километрах от Кругликова) водить лошадей, которые крутили молотилку со снопами хлеба.
Ловили кротов (водяных крыс), в некоторых многодетных семьях, где не было кормильца, тушки кротов употребляли в пищу. Шкурки сдавали государственным заготовителям. Уже после войны они узнали, что из тонких шкурок кротов шили шлемофоны для лётчиков.
Выжить, не умереть с голода помогали огород и озёрная рыба. Даже кости рыбьи не выбрасывали, их сушили, потом толкли в ступе, добавляли в муку и стряпали лепёшки. В доме был праздник, когда парили калину или варили кулагу из ржаной муки. И уж настоящим праздником бывал день, когда телилась корова и в доме варили молозиво...
«День Победы помню хорошо, будто это было вчера: был жаркий день, мы с мамой возвращались из леса с вязанками хвороста. Навстречу бежит деревенская женщина и громко кричит: «Лена, Маруська, война кончилась!» Они обнялись, смеялись и плакали...», - рассказывает Мария Ивановна.
Отец Марии, Шитов Иван Осипович, 1911 года рождения, уходил на фронт в первые дни войны с первой партией призывников. Сразу же попал на передовую и был ранен в руку. Лечился в госпитале, о чём родственники узнали из его единственного письма, потом - годы ожиданий. Спустя несколько лет после войны пришло сообщение: пропал без вести в 1942 году.
В 1948 году мама Марии Ивановны вышла замуж за хорошего человека, вернувшегося с войны. В его семье остались без матери четверо детей – хотелось помочь.
Маруся в новую семью не пошла, перешла жить к бабушке. В 1950 году уехала в Болотное, на швейную фабрику, чтобы зарабатывать хоть какие-нибудь деньги. В Болотном вышла замуж, а в 1958 году с мужем переехали в село Кругликово, где она и живёт по сегодняшний день. Где только не пришлось работать Марии Ивановне. Трудилась на водном транспорте, кочегаром-истопником в школьной котельной, техничкой и ночной няней в школьном интернате. В колхозе работала дояркой, косила траву и сгребала сено, собирала лён, вручную заготавливала дрова, на собственном подворье держала по две-три коровы, а также овец, коз, кур, гусей, на 40 сотках огорода выращивала овощи и картофель...
Марья Ивановна не боялась никакой работы, бралась за любую - всё могла и всё умела. Без страха переправлялась на обласке на другой берег Оби, знала в округе весь лес и сосновый бор, до 25 лет лазала на кедр сбивать шишки, набирала за день по два, три, четыре ведра лесных ягод. Вместе с тем хорошо шила, вышивала салфетки и наволочки, пекла вкусные пирожки, булки и хлеб в русской печке.
Некрасовские строки «коня на скаку... ей некогда лясы точить...» - это про неё.
Мария Ивановна вырастила двух сыновей, дождалась четверых внуков и восьмерых правнуков. 26 лет назад похоронила мужа, сейчас живёт под опекой своих сыновей.
Живёт скромно, никак не заявляя о себе и не осознавая, что её жизнь – это подвиг и часть большой, легендарной истории нашей страны.
- Комментарии
Загрузка комментариев...