НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Колбасник Журавлёв

Дом строить на Линейной затеял ещё отец Журавлёв с матерью, да помер несчастный, а за ним и старуха поплелась. Каково бабе без мужика на свете жить... Сын Пётр в отца, крепкий хозяин, жмотистый, но основательный. Была у Петра Журавлёва жена и два сына-погодка, сыны под стать отцу – небольшенькие, но крепенькие, будто груздочки – один к одному. Строил он долго, крепко строил, аж до 1909 году. У дома под полом сушь от того, что руберойд расстелил на земле и шлаком засыпал – и от влаги и от мышей изолировал. Потом ложный пол из листвяку, поверх шлак крупленный, по кругу дома - продушины, а поверх того половица из плахи сосновой, а дом на сваях листвяка стоит, которые будто тумбы каменные, не всяк обхватить сможет, на весу, будто на руках, весь дом над землёй держат. По такому полу дитя без штанов ползало и не студилось.
Под домом подпол, как и положено, под три метра глубиной, а под погребом ещё один погреб для хранения продукта. 
А на улице погребок имелся глубины не меряной, и там продукт хранился, а и ледник был путёвый, в нём мясо месяцами свежаком лежало.
Добротный хозяин, продуманный, одно слово – колбасник Пётр Журавлёв.
Творил он колбасу, тут же, на усадьбе скотину бил, разделывал, обрабатывал. Механизм был наподобие мясорубки, но с секретом: каку резку заказал, таку и нарубит, ну, а крутила баба его, здоровая, сама как лошадь. Крутанёт, бывало, ручищей своей, на весь дом треск - маховик хрящи с хрустом перемалывал. И колбаска получалась отменной, а что более всего, так это свежесть, пахучесть и сочность. По первости на станции продавали, пройдёт разок от сель до сель, на второй круг уже колбаски нет, пассажир слюну заедат и хвалит. 
Богател Журавлёв, глазья завистливые видел, беспокойство имел и для порядку или острастки волка купил, ко двору привязал, сам с лопаты кормил – зверюга, она и есть зверюга.
Поуспокоился Журавлёв, но тут низы пролетарские зашуршали, а верхи боярские струсили. Думу думал и сказал: «Ну, жена, сынки у меня подросли, надо подумать о спасении». 
«Это о каком спасении? – спрашиват жена. – На церковь жертвовать?» 
«Дура ты, поп, он сам уже о спасении думает, а как спастись, не знат. Ход мы будем копать, подземный, если налёт случится, мы тиканём из дома, а золотишко уже готово к побегу будет, в пояс зашью». 
«Ой, - грит жена, - какой же ты у меня умный. Правильно, ройте, а я землю по огороду ссыпать буду».
И пошло дело, сыны да отец роют, мать по огороду, как подсыпку, землю носит-рассыпат, за год земля в огороде с домом вровень стала, а никто не видит, мало ли у кого какой огород, ну и что? Когда с обыском к Журавлёву пришли, раскулачивать, дома никого не оказалось, печь топится, в стакане пар парит, а хозяева как сквозь землю провалились. 
В погребе второй погреб с колбасой нашли, а подземный ход не обнаружили. Так и пропали неведомо куда колбасник Пётр Журавлёв со всеми домочадцами.
Брошенный дом сначала под двухклассную школу Министерству железных дорог определили, потом разделили на два хода и по какой нужде людей селили, но на время, а потом уже и в квартиры сдали насовсем. И никто бы не узнал про подземный ход, но новые хозяева уголь завезли, да в ограду самосвал загнали, чтобы не возить уголь-то, а токо скидать в углярку. Вот этот самосвал вместе с углём под землю и рухнул, заломал подземный ход.
Так-то, основательно люди жили, наперёд думали.

Дата публикации: 17 Мая 2018

Автор: Дед Арефа

Отправитель: Дед Арефа

Вам нравится? 6 Да / 2 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...