НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Московская угловая

С той поры, как железнодорожные власти распорядились станцию ставить к воде поближе, то есть к водонапорным башням, чтобы паровозы свои кормить, наше село резко начало строиться по Московскому тракту в сторону станции. И подошли дома вплотную к Московскому тракту, потому с тылу Лохань обрывом грозит. Былой простор, который до перекрёстка с Комитетской имели, в этой стороне потеряли. 
Дома строились ровные, добротные, а купеческие - те и вовсе двухэтажные, да с резными наличниками, да с воротами из толстого листвяку, во дворах конюшня, и опять же флигелёчек для прислуги – всё чин-чинарём, по доходу и расходы.
Но если ты внимательный житель, то заметил, что Московская, как свёрток станционный прошла, около бывшего ОРСу вдруг и резко налево свернула и чуть в старое кладбище не врезалась. И не просто свернула, но и название наполовину потеряла, вишь, как мотануло-то, теперь она Московская угловая. И вроде улица и вовсе не улица, а так, одно терпение.
Пояснить надобно про кладбище. 
На том месте, где школа вторая и котельная ейная, на том месте кладбище было, когда станция появилась, и люди стали селиться около станции. А куда покойника? На первое кладбище через линию? Оставшихся подавит, вот и выделили место прямиком и рядом. Но не долго оно там было, наша Болотная таким дурняком расти и расширяться стала, что кладбище скоро посередь людей оказалось, а это нехорошо. Покойник, он должон сам по себе жить, а человек сам по себе - раздельно. 
Кладбище закрыли.
Прошли годы, и решили на том бывшем кладбище, чтобы место не пропадало, школу соорудить. И построили двухэтажную, деревянную. Стояла школа, кому двойки, а кому и пятёрки раздавала, да вдруг под самую ночь вспыхнула-загорелася. 
Видел я тот пожар, на Линейной жил, со второго этажа всё видать было, да и проснулся-то от света яркого. Гореть начала с крыши - знать, спасти не удастся. Ну и понятно, что подожгли: или по злому умыслу, или по случайности, но школу сожгли начисто. И тут все вдруг вспомнили, что на костях школа покоилась. И пошло-поехало, мол, духи подожгли, бесчинства не выдержали. Про духов, конечно, враньё, а вот то, что могилы не чтим, над прахом глумимся – это вред душе нашей наипервейший, это значит, человеческого в нас крохи. Что за нетерпёж на могилах строить? Сад посади, пусть деревья растут и печаль хранят, а могилу не тронь, её только беречь могешь.
И вот когда в 1961 году школа сгорела, все вдруг вспомнили, что над могилами надругались, но новую школу, уже каменную, опять на том же месте соорудили! 
Вот, целая история с этой Московской угловой: и улица углом не пойми как, и школа на костях...
А Московская, пробежав под углом до кладбища, вдруг резко вправо взяла, второй угол нарисовала и имя вовсе потеряла, как от подзатыльника метнулась, но только уже в правую сторону. Потом угомонилась, успокоилась и так скоренько вдоль Промкомбината пробежала и вдруг, словно что вспомнив, опять под прямым углом направо к Московскому тракту вернулась. Вот такая у нас улица, была прямая, а стала кривая. И вот тут-то и вопрос: а на кой она, наша Московская, налево шныряла? Это за какой такой надобностью хвостом виляла? Можа, это пьяная рука чертёжника дрогнула? Но чертяка тут ни при чём, просто и запросто потребовалось место под железнодорожные нужды: паровозы-то пошли, а разворот-то паровозам нужон али нет? То-то, для того и сместили Московскую, оторвали от тракта родного, как дитя от титьки. И для разворота место появилось, но то был разворот не круглый, как на Инской: паровоз на круг заехал, а его повернули на полкруга и обратной стороной он выехал. В Болотном попроще и понадёжнее система была: заехал прямо до упора, стрелку перевёл, уехал назад по другой ветке, остановился-отдышался, стрелку перевёл и по третьей ветке на исходную прибыл, но уже другим концом и в нужную сторону. 
С тех пор много места высвободилось. И для Вагонного депо хватило, и для Паровозного депо, и для Мехмастерских, и тут же две водонапорные башни примостились – всем места хватило.
Коль глянешь на карту, то видать станет, где Московский тракт шёл: и по Степному переулку шёл, и по Красноярской, и по нынешней Титова, и по Высоцкого. Вот такая карусель получилась с этими углами, вот как Московский тракт раздробить умудрились, сколь улиц напластали!.. 
Хорошо, что Титов в космос слетал, а Высоцкий на гитаре бренчал, а то бы и назвать улицы нечем было.



Дата публикации: 16 Мая 2018

Автор: Дед Арефа

Отправитель: Дед Арефа

Вам нравится? 2 Да / 2 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...