Улица Водопроводная
Что говорить, Царь-батюшка название нашему городу дал, скажем прямо, не подумавши, по имени речки Болотинской. Но то царь, что с него возьмёшь, брякнул - и свято. А мы сами-то, смотри, что учудили: у нас как ни переулок, так скандал: Деповской, Эстакадный, Семафорный, Комбинатовский, Туннельный, Элеваторный, Фабричный – это с какого перепугу наклепали по всей Болотной? Мы-то чем думали? Ладно, переулки, Бог с ними, а смотрите, что с улицами сделали, их-то как назвали: Рабочая – ну, это ещё как-то пойдёт, потом - Транспортная, Кирпичная, Ремесленная, Щепная, Монтажная, Совхозная (а Совхозная-то как сюда прокралась?)... И это не всё, у нас аж две улицы с названием Чётный парк, причём, улицы разные, а название одно! Это как две шапки на одной голове! Акромя перечисленных большевики одарили десятком своих названий, а в довесок сыпанули писателей, которых, может, три с половиной человека на всю Болотную читали, а другие так без Достоевского и Толстого помрут, не познавши русской литературы. Вот и вся красота-фантазия! По Сеньке и шапка.Так я думал-сетовал, пока молод был, а как посерьёзнел, задумался... А ведь как это хорошо, что наши отцы улицы и переулки по делам и заботам называли! Например, Гончарный переулок: идёшь и понимаешь, здесь не лоботрясы жили, здесь мастера гончарного дела трудом промышляли. Или вот, Ремесленная – это же люди труда, хорошие люди там жили. А вот ещё Эстакадный переулок есть, эстакады уже нет, а память осталась.
Или вот, улица Водопроводная. От самой что ни на есть водокачки, от той насосной станции, что со звездою и с трубою, которую молния побила ещё в 1951 году, идёт в темноте земляной глины на глубине семи аршин – это, если по-нонешнему считать, поглубже четырех метров будет, идёт водопроводная труба – чугуняка – вечная труба, а толщина у ей треть аршина - это сантимов около двадцати. Почему водопровод «идёт», а не лежит, а трубы ведут, а не укладывают, я не знаю, но все так говорят, у нас, у русских, всё непросто. Вот, говорят, что «птичка села», а она ведь на попе не сидит, она на ножках стоит. Или вот сапог, мы говорим, что «он на ноге удобно сидит», но у сапога вообще попы нет, каблук есть, а попы нет! Теперь ты понял, почему я неграмотным остался? А потому что не понять, кто лежит, кто стоит, и почему это всё идёт и едет...
И вот идёт труба по трём сторонам улицы: две по краям, а одна промеж них, зараз посерёдке. А зачем так? А от диверсий. Ещё царские инженеры понимали, что водопровод - стратегическое сооружение. Порви трубу, и паровозы встали! А дорога должна ехать и денно и нощно, на то она и дорога.
Трубы чугунные, толстущие, но ничё не вечно, ныне одна ещё работат, и вот уже с 1893 году служит! Чугуняка – это тебе не тварь божья, которая полежит лет десять и вся с землёй переработается. Почему водовод в стыках не ссыт? А потому как зачеканили свинцом и на совесть: в паз паклю, а по кругу свинцовая ковка.
Вот она какая у нас улица Водопроводная – главная улица, потому что без воды ни паровоз, ни человек не живёт.
Но и это не всё, эта улица – ключ к отгадке. Вот ты мне скажи, если село Болотнинское зачатие имело на развилке Московского тракту и Гондатьевой-Комитетской улиц, то почему станцию-то начали строить с другого конца, как бы и не по-людски совсем, а пару километров восточнее от развилки? Там людёв не было, пустырь, да Московский тракт по безлесью шёл-скучал. Не знашь, а я скажу, и без утайки. Станция там, потому что туда водовод уткнулся. Вот ответь: где воду брать надо? А я отвечу: там, где глыбоко. А глыбоко у дамбы – это тебе и дитя скажет. Потому там насосная, а от насосной до железки труба по прямому пути шла и уткнулась. И уткнулась в самое высокое место, на почти пятьдесят метров выше водокачки. А куда уткнулась, там и станция. Разумей. Где вода, там и жисть прорастает. Инженер – он тебе не тяп-ляп, он Петербургскую железнодорожную академию кончал, всё посчитал-продумал. Вот почему село там, а станция здесь!
А как со станцией порешали, так решено было жильё строить, и самые древние дома - по улице Вокзальной, но это всё дома для всяких железнодорожных затей: поликлиника, больница, детский сад – это по одну сторону от вокзала, а по другу строну – столовая, милиция, интернат, гостиница для машинистов, вечерняя школа.
А вот улица Линейная, по-нонешнему Забобонова – это чистое жильё для железнодорожников. Так-то! А ты и не знал!
Там, где водопровод подошёл к путям, там две башни стоят: с деревянным верхом – для паровозов, а красная красавица для народу, для населения. Красную во время гражданской Колчак хотел взорвать, пакость людЯм сделать, уже взрывчатку под башню засунул, но наши мужички взрывчатку ту спёрли тайком, это в Болотном завсегда делать умели, и бесчинству совершиться не дали.
А ещё на Водопроводной построили самый весёлый завод – Пищекомбинат назывался, на котором деткам сироп сладкий делали – по имени лимонада «Буратино», а мужикам вино разливали в поллитровки – «Яблочная» называлась. Гадость неимоверная это вино, дышать им нельзя, так нос зажмут и пьют за милую душу, допьяна дуют, окаянные. Мужикам, конечно, веселье, а бабам горе. Вот и ходили наши бабы сначала за дитём в садик, потом корову встречать с выпасу, а потом уже за мужиком на Пищекомбинат, чтоб не заплутал, гад эдакий, и не погиб от пьянки. Так и спасали, и спасли, потому и род не прервался, продолжился.
Вот она какая, улица Водопроводная: под низом вода катится, по ней вино ходит, потому и грязная она вечно была, в рытвинах и размывах овражьих. У нас в Болотной завсегда так – добро со злом никак расстаться не могут.
Улицу Водопроводную со временем прибрали, асфальт ровный проложили, как к Дому правительства, даже бордюрчиком окромили. Хорошо это, потому как улица Водопроводная - главная наша улица, её и увАжили.
Московский тракт – он везде тракт, а Водопроводная одна.
Так-то, живёшь и не знашь ничё.
- Комментарии
Загрузка комментариев...