НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


С чего началось село Болотнинское

В давние времена по приказу Царя-батюшки вдоль Московского тракту велено быть селу Болотнинскому, по одноименной реке Болотной, да быть там ямщицкой стоянке. Прихоть сия царская была правильной, спрямляли Московский тракт, который блуждал через Карасёво – Зудово – Больше-Чёрное. Вон каким кругляком ходили-ездили.
А приехали обустраивать село Болотнинское купцы томские, ну, не то чтобы худые какие, но и не первой-второй гильдии, а помельче, но тож сноровкой отличные, с глазом острым, желанием великим разбогатеть, а главное, молодые. И приехали на пустое место, потому как особого капиталу у них не было. Томские зажиревшие купцы ходу не давали, а здесь и льготы и конкурентов нет - какие конкуренты в чистом поле?..
А отчего это царь-батюшка именно в этом месте в карту ткнул, я расскажу, я догадлив. Вот, смотри и слушай: от Болотной на северо-восток до Томска – 97 вёрст! На юго-восток до Кемерово – 113, а на юго-запад до Новониколаевска, теперешнего Новосибирска – 117! Кумекаешь, что царь-то, он тож немного соображал и в самой серёдке меж этими величинами селу Болотнинскому и повелел быть, и почту возить да за Московским трактом приглядывать. 
Правда, есть одна незадача: Новониколаевска-то ещё не было, это как он догадался-то, что город такой там скоро появится?! 
А и не мудрено предвидеть, что такое место, на пересечении Оби и Транссиба, пустовать долго не будет... Да ещё и имечко подходяще найдут! Тамошние, новониколаевские купцы тож умели маслить-угодничать.
Шутки это я шучу, решение было - спрямить Московский тракт, а на этом спрямлении построить новые села и на расстоянии от 25 до 40 вёрст друг от друга, как раз дневной рацион лошадиный пробежной. От Ояшу до Болотного сколь вёрст? Правильно, 45 и будет. То-то.
В те времена Московский тракт строили все: и казённые люди, и наёмные, и по обязательству от каждой деревни несколько мужиков по месяцу обязаны были и мосты строить, и гати мостить, и ямы ровнять. А для того заманивала канцелярия в Сибирь народец со всех пределов Российской империи, чтобы селились вдоль тракту, обживали его. Не хватало народу-то! Кто ж в Сибирь по своей воле поедет? - только тот, кому на родине не в милость, голодно, али по какой другой нужде... 
Вот почему к добровольным переселенцам ещё, почитай, миллион ссыльных пригнали за полвека, да по всей Сибири вдоль  Московского тракту и расселили. 
А ты думал как? Тут дело государево, надо и кнутом и пряником. Так что, получается, сюда и добрые люди приехали и лиходеев прибыло. Так вперемешку до сих пор и живём - одни воруют, другие ловят...
Село наше начиналось от развилки от Московского тракту в сторону Кругликовского села. Теперича эту улицу Комитетской прозывают, а по старому Гондатьева – одноимённый губернатор был в Томской губернии, Гондатти Никола Львович. Хотя батюшку его Людвигом кликали, потому как тот итальянец был, а мать нашенская - дворянка из Тулы-городу. (Вот баба тульская, в своём краю мужика не нашла...) А до того, почитай, сто лет улица без имени была, так и говорили: дорога на Кругликово, вот и вся названия.
 Но в этом месте и примета есть, ты глянь: от развилки Гондатьевой в сторону Западного переезда улица широченная, размашистая, а к Востоку - узкая. А почему? А потому, что там Лохань улицу сузила, и поехала Московская дальше узкой рекой, дома прямо окнами на тракт вылупились, а с тракту проезжий народ видит, кто в доме щи хлебат, кто мосол догрызат.
На этом же распутье церковь была и первые дома округ её лепились, потому и первое кладбище было рядом, в нонешнем Чётном парке. А почему там? А потому что железки-то не было! Хоть влево – простор, хоть вправо – вольница. 
На том кладбище дома теперь стоят.
Одим из первых стал у нас купец Медведев, и дом у него в два этажа был, на этом месте теперь дом 129 стоит, жену Хавронья звали. Она страсть как не любила имя своё, потому все и запомнили его, а как мужика-купца того кликали, никто не помнит. Однако, тут же и Павин-купец, деловой мужик жил, на Московской, 198, и мост тот, через Болотинку – первый мост, по старинке Павинским кличут, а потому что около того моста, слева на взгорке, стояла его мельница. Была и вторая, но она там, где нонче Чётный парк - на речке Потапочке. Нет нынче ни мельниц, ни деревянного старого моста через Болотинку, новый, каменный соорудили, а от прежнего даже сваев не осталось.
Церковь, что на развилке стояла, звали во имя Николы Чудотворца. Но место её не там, где теперь крест воткнули, а подалее, там, где теперь дом 112 стоит. А где крест – там кладбище было, попов хоронили и купцов-меценатов и прочий люд заслужённый.
Развилка эта, как кол в кругу, округ которого и пошло село наше Болотнинское. Дома строили далеко друг от друга, там да сям, вдоль тракту, и промышляли кто чем. Медведев – пекарня и пряники медовые, да печенье сушёное, да бублики круглые; Павин – мукомол на всю округу, были и другие, но памяти у нонешних людей на них не хватило.
Опять-таки, развилка эта для церкви удобное место – трактовое. Свои-то, понятно, ходили кое-как, да через раз копеечку носили, а тут проезжий какой остановится ноги размять, да свечку за упокой, а кто и за здравие поставит, а бывало и так, без затей, в сердобольный ящичек денежку бросит, а вдруг, думает мужичок какой али баба дурная, на том свете и впрямь зачтётся, глядишь, и место помягче да потеплее выгорит. Народ-то у нас наивный, но с фантазией. 
Позже, это когда базар за Лоханкой появился, в базарные дни – пятницу и субботу, торговый и крестьянский люд, что из Кругликова и Ояшу приезжал, барышом делился. А что попу надо? - да того же, что и купцу.
 А при Советах в той церкви кино начали крутить, кинотеатр «Победа» назывался, но не долго, сгорел, как есть, подчистую, до самого тла. Ходили слухи о бабе какой-то, вроде как накануне пожара видели в окнах посрамлённой церкви плачущее приведение, но всё это враки, охоч наш народ сказки сказывать да чушь всякую молоть, про чудеса байки травить... Однако, должон указать, что великое негодяйство - поганить то, что людям дорого. Строй свой храм, а то, что дедами построено, – храни! А не то и твоё добро, придёт срок, твои же дети сгубят.
А напротив церкви жила семья, которая приехала и одна из первых построила дом на Московском тракте, и номер ихний 159 – это дом матери Чижовой (Бокан) Софьи Яковлевны... В 1931 году родилась Сонечка, любил я её, но уже стар был, потому и запомнил, что влюблён был.
Лет пятьдесят назад местная девчонка Неля Петрова сочинила стих о нашей Болотной:

Трудно на карте его отыскать,
Лучше приехать и больше узнать,
С бором зелёным и тихим прудом,
Город Болотное – это наш дом.
 
Во чё бабы творить могут, всё могут, даже стихи!..

Дата публикации: 16 Мая 2018

Автор: Дед Арефа

Отправитель: Дед Арефа

Вам нравится? 3 Да / 3 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...