Немецкая девочка с русской душой
Эмма, ставшая Верой. Моя дорогая мамочка... Хлебнула она горя с раннего детства.
Родилась в 1938 году в Саратовской области, в селе Мариенталь. А через три года - ВОЙНА и принудительное переселение советских немцев в другие районы страны: власти боялись, что эти люди станут пособниками гитлеровцев.
Вся переселённая родня стала жить в землянке в селе Ново-Воскресенка Черепановского района.
Жизнь на новом месте была трудной. Большой рой детей просил еду: ребятишки плакали, но кормить их было нечем. Только отвары трав немного заглушали голод. Мама Анна (моя бабушка), взяв с собой дочку Эмму, ходила по деревням с протянутой рукой, надеясь на милостыню: кусок хлеба да картошку.
Летом дети бегали по улице, рвали и с жадностью поедали зелёные "калачики", сосали медунки, жевали щавель. Грелись на солнышке, привыкая жить на новом месте. Немцам стало немного полегче, посадили овощи, картошку, но растущим детям нужна была одежда, а с нею совсем было плохо в то голодное и холодное военное время. Слава Богу, помогали чем могли старожилы села.
Подрос маленький братик Эммы, Андрюша, и их маму Анну оформили на работу в колхоз сторожем. Её, обессилевшую, истощённую, не брали на сельхозработы. Она стала охранять амбар с зерном.
Но вот в их большую семью снова пришло горе. Умерла тётя, и двоюродные сестрёнки осиротели. На некоторое время прекратилась весёлая детская возня, стало непривычно тихо.
Тихо было и тогда, когда в их землянку пришли люди в военной форме. Они рылись в разных углах, протыкали штыками земляной пол. В обуви Анны нашли пшеничные зёрна. Её арестовали.
Она вернулась в деревню спустя несколько месяцев. И с этого дня слегла... Подходила к концу война, но и жизнь Анны тоже заканчивалась.
Эмме тогда было около семи лет. Она помнит, как умиравшая мать лежала на большом сундуке. От нескончаемого кашля у неё пошла горлом кровь. Её увезли в больницу. Увезли от них, детей, уже навсегда.
Эмма с Андрюшей стали круглыми сиротами. Мальчика отправили в детский дом, Эмму взял в свою семью дядя, вернувшийся с фронта.
Шли годы. С войны вернулись уцелевшие мужчины, жизнь понемногу, со скрипом стала налаживаться.
Переселенцы осваивали новые профессии, привыкли к своему новому месту жительства. Дядя работал в колхозе, дети пошли в школу. Училась Эмма очень прилежно, став одной из лучших учениц.
Немецкие ребятишки говорили в семье на родном языке, а в школе и с друзьями - по-русски, перенимали русские игры, обычаи. Эмме исполнилось шестнадцать. Вместе с подружками она мечтала о будущем, секретничала, смеялась...
Заболев, она оказалась в больнице села Карасёво. Там же на лечении находился молодой красивый парень... Был он родом из села Верх-Каракан, из большой многодетной семьи. Отца у них не было, мать растила детей одна.
Судьба свела двоих... Николай был старше на четыре года, с тринадцати лет работал в колхозе. Он любил Эмму, но его мать - строгая, властная женщина, с трудом налаживала отношения с молодой невесткой. Не могла примириться с её нерусским именем, решила звать Верой.
Для заключения брака надо было оформить документы, но у Эммы оказалось утеряно свидетельство о рождении. Дату своего появления на свет она знала со слов родных... И вот в сельсовете она в последний раз назвала своё имя и фамилию... Взяв фамилию мужа и новое, одобренное свекровью имя, она стала Урюмцевой Верой Яковлевной. При получении паспорта не была указана и дата рождения.
А после замены советских паспортов на российские исчезла и национальность.
Ещё одна потеря. Как говорится, ни Родины, ни флага...
На протяжении всей своей жизни Эмма-Вера смиренно несла свой крест. Она стала хорошей снохой. Просыпалась на заре, ставила тесто на хлеб, управлялась с хозяйством, варила еду для мужа, для детей. Жизнь проходила в бесконечных хлопотах и работе.
Пройдя все невзгоды, Эмма-Вера стала любящей, доброй и ласковой. В 25 лет у неё уже было шестеро детей. Мать-героиня!
Она не лепила себя специально, не создавала выдуманного образа, она с рождения была наделена огромным потенциалом женского терпения, мудрости, внешней и внутренней красотой, уважением ко всем людям. Не держала обиду ни на кого, с кем бы ни приходилось работать.
Наша обожаемая мама Вера!..
Три поколения прошли через руки нашей мамочки: шестеро детей, 13 внуков, 19 правнуков. Есть даже праправнук! И за каждого из них болит душа.
Любовь к жизни и вера в хорошее продлевает её годы.
Вот такая она, немецкая женщина с русской душой...
Весна 2018
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...