НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


...И медаль "За победу над Японией"

          2 сентября 1945 года в Токийской бухте на борту линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции союзницы Германии - империалистической Японии. В беседе с очевидцем военных действий Антоном Степановичем Клименко (уроженцем деревни Мироновка Чистоозёрного района) я видела перед собой тучи дыма, пыли и огня.
 В армию мой земляк попал в 1940 году, так как пришло время служить. Но последующие годы оказались для него, как и для многих других солдат, очень тяжёлыми.
 Судьба занесла его в далёкий Сахалинский край, где и застала война.
С первых дней шло интенсивное обучение и подготовка к высадке в Германию. Антон Клименко попал в 157 стрелковый полк и стал стрелком-снайпером второго класса.
 О войне с Японией он узнал на одном из привалов. Перед ними поставили боевую задачу: советские войска должны были перейти государственную границу Маньчжурии. Эта весть всколыхнула всех, стала основной темой солдатских разговоров.
 Несмотря на мощь группировки советских войск и боевой техники, они встретили упорное сопротивление японцев.
 
Всегда лёгкого на подъём, смелого, зоркого, наблюдательного солдата заметил командир взвода и предложил стать личным адъютантом.
 На его глазах погибали друзья и товарищи. Временами казалось, что день и ночь земля горит под ногами. 
Прошло уже много времени, но старый солдат отчётливо помнил, как разорвало на куски друга Сашку, с которым они спрятались в воронке при бомбёжке, надеясь на то, что дважды снаряд в одно место не попадёт. Но буквально за три минуты до следующего взрыва что-то ёкнуло внутри, и Антон пулей выскочил из укрытия, а Сашка остался...
Помнил солдат и зверства жестоких женщин-японок, молодых снайперш, которые по ночам заползали как змеи в расположение советских войск и перерезали горло солдатам, а если не удавалось уйти, то и себе (ведь они были смертницами).
 
14 августа 1945 года отгремели бои с японцами на сопках Маньчжурии, началась демобилизация. А мой герой продолжал служить. Провожая боевых друзей на «гражданку», радовался и верил, что придёт его черёд. Но черёд пришёл только через семь лет. 
Очень уж много работы было после войны: солдаты ремонтировали и восстанавливали дороги, строили дома, пилили лес, делали всё, что прикажут.

 Только в 1952 году возвратился Антон Степанович домой, в родную Мироновку, в семью старшего брата Григория (родители умерли от тифа в год его рождения, оставив девятерых детей круглыми сиротами).
 Встал вопрос о работе и женитьбе. Работа нашлась сразу (помощник конюха), а в жёны присмотрел соседку Марину. Сошлись без шумной свадьбы, тихо, так как у неё уже было трое детей. А потом появились ещё совместных четверо.
               В работе Антон Степанович проявлял завидное постоянство. К лошадям душа прикипела сразу же и навсегда, и всю свою жизнь он работал только с ними. Был уверен, что они умнее любого животного, а порою и человека, так и говорил: «Лошади - моя отдушина». Со своими обязанностями справлялся всегда на отлично. В конюшню приятно было зайти: чистота и порядок, животные ухожены и накормлены. Лечил их тоже сам. Поил отварами, растирал своими мазями. 
А нерадивым наездникам, которые плохо относились к лошадкам, от невысокого, сухощавого, но сурового Степаныча доставалось так, что они долго потом обходили конюшню стороной. 
Всегда интересным зрелищем было возвращение табуна домой. Маршрут проходил мимо деревенского озера, далее через площадь и центр села, через две сельских дороги, и лишь потом к загону фермы. Часто детьми мы прислоняли ухо к земле в ожидании движения табуна: гул стоял такой, что земля дрожала. 
Лошади пролетали стрелой! Зеваки, разинув рот, долго смотрели вслед табуну, который исчезал в клубах пыли. 
А народ удивлялся, что за слово знает Степаныч, - ведь не было ни одного происшествия и ни одного пострадавшего за время стремительного бега табуна.
Дивились и тому, что лошади пасутся рядом с полем овса, а в овёс никогда не зайдут! Колдует, не иначе слово заветное знает, шептались в деревне. А он улыбался и ничего не опровергал. Так никто и не узнал заветного слова Антона Степановича...
  Не было в 70-80-х годах такого человека в округе, кто бы не знал знаменитого конюха. По натуре заводной, весёлый, энергичный, на любом гулянье первый плясун. И в состязании на праздниках проводов зимы Антону Степанычу не было равных. Его тройка всегда выделялась красивой упряжью и убранством, а лошади, как на параде, гарцевали на деревенской площади.
 Трудолюбивый, в народе говорят «жадный до работы», выйдя на пенсию, он ещё не один год помогал колхозу.
 После смерти жены Антон Степанович ещё какое-то время жил в Мироновке. В его доме был полный порядок, а огороду и погребам, полным разносолов, могла позавидовать любая хозяйка. В ограду всегда вовремя привезён уголь и наколото дров на много лет вперёд...
 
   Общаясь с Антоном Степановичем, я думала о том, как мало мы знаем о тех, кто живёт с нами рядом. 
Мой земляк бережно хранил несколько старых фотографий и все документы, среди которых было и удостоверение об участии в боевых действиях против японских империалистов.
И медаль «За победу над Японией».
 


Весна 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 10 Мая 2018

Отправитель: Ольга Демиденко

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...