НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Великая Отечественная война в истории моей семьи

Не мечтай о светлом новом дне,
Если, попирая память дедов,
О кровавой ты забыл войне,
О великой ты забыл Победе.
                     (М.Волкова)

Очень часто на уроках я слышал слова: без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего, но как-то пропускал их мимо сознания, уверенный совсем в обратном. Над их смыслом задумался совсем недавно. Может быть, повлияли события, связанные с Украиной, а может быть, я повзрослел. Ведь и раньше, готовясь к празднованию Дня Победы, писал сочинения о своих родных, но только теперь в полной мере стал осознавать, что сделали мои прадеды и прапрадеды для страны, для своего народа, да и для меня в частности.
Мы, молодёжь третьего тысячелетия, несмотря на то, что прошло уже 73 года после окончания Великой Отечественной войны, про неё знаем. 9 Мая – День Победы – широко отмечается по всей России: чествуют ветеранов, показывают военные фильмы по телевидению, газеты печатают статьи на военную тематику. Каждая семья имеет связь с этой войной. Мою семью она тоже не обошла стороной. 
В школьной библиотеке есть Книга Памяти, в которую внесены имена земляков из Здвинского района, воевавших на фронтах этой страшной войны. Среди этих имён нахожу знакомые... 
Самойлов Иван Никитич (1902 г.р.), с. Нижний Чулым Здвинского района Новосибирской области, призван Здвинским РВК 04.09.1941 г. Рядовой 3 СР 998. Погиб 11.04.1942 г. у д. Пустошка Мгинского района Ленинградской области. Это родной брат моей прабабушки Марии. 
Ещё два человека под этой же фамилией: Самойловы Алексей Петрович и Иван Петрович (1921 и 1919 годов рождения) - это двоюродные братья прабабушки. Совсем юными покинули они родительский дом и вскоре погибли: один в плену через два месяца после призыва, другой – через полгода в бою под Псковом.
Когда я в первый раз увидел Книгу Памяти и прочитал там фамилии родных,
меня охватили чувства, которые нельзя выразить словами: это и боль, и радость, и гордость.  
Боль за украденную жизнь не вернувшихся с войны;  радость за тех, кто прошёл страшное пекло войны и возвратился домой с победой; гордость за то, что мои близкие внесли свою лепту в освобождение мира от коричневой чумы под названием фашизм. 
  Перелистываю страницы дальше, читаю: Рыжиков Кузьма Герасимович. О нём я уже немало знаю. Это мой прапрадед по маминой линии. Про его судьбу я узнал из рассказов своей бабушки Наташи, а она всё знает со слов своего отца, моего прадедушки Рыжикова Дмитрия Кузьмича. К сожалению, дед Митя не дожил до моего рождения 1,5 года, но его дочь, моя бабушка Наташа, очень много и часто рассказывает о нём, о его трудной жизни. Ведь в 1941 году, когда прапрадед ушёл на фронт, деду Мите было всего 11 лет, но ему пришлось взвалить на себя все обязанности взрослого мужчины, хозяина, так как его брату Василию было 4 года, а сестрёнке Кате – 2. О школе вынужден был забыть: детство закончилось по окончании 4 класса. Вместе с другими девчонками и мальчишками пошёл работать в полеводческую бригаду, где на быках и коровах пахали, боронили землю. Было тяжело и страшно, ведь приходилось управлять животными, которые порой не слушались, убегали.
  А как сеяли?! Вручную, из закреплённого на тоненькой шее ведра или решета... 
Неделями не бывали дома. Немытые, голодные! Ели вечную затируху, да ещё бегали на полосу, где рос паслён, да в лесу рвали щавель, крапиву, пучки, лишь бы хоть чем-нибудь успокоить урчащий желудок.
       
Паёк ваш был, чтоб сил хватило –
 Картошка, свёкла и ботва,
 И чёрный хлеб, всеми любимый,
 И родниковая вода.

Трудностей было немало, но все они были преодолены непоколебимой верой в победу. Лозунг, появившийся в первые дни войны: «Всё для фронта, всё для победы!» - давал силы. Девиз этот стал смыслом жизни. Ведь нужно было кормить солдат, воевавших с гитлеровцами.
  Время не выбирают, оно само испытывает людей на прочность, надёжность, ответственность. У поколения, которое сегодня называют детьми войны, выбор был только один: заменить ушедших на фронт отцов, став плечом к плечу в один строй со взрослыми, и доказывать своим трудом, что они достойны старших. Я даже не могу себе этого представить, хотя мне уже 16 лет. Думаю, что и умер дед рано, в 68 лет, только потому, что сказались все невзгоды, пережитые им в годы той страшной войны. 
...Тяжело приходилось, однако душу согревала мысль о скором возвращении отца. Но уже через год перестали приходить письма, и постепенно угасала надежда дождаться его. Закончилась война, а о Кузьме Герасимовиче по-прежнему не было никаких известий. И только через несколько лет семья узнала, что с ним случилось. В Барабинске жил его брат Перфил. А они внешне были очень похожи. Однажды в очереди за хлебом, который выдавали по карточкам и за которым надо было всю ночь выстоять огромную очередь, к нему подошёл незнакомый мужчина и спросил, кем ему приходится Рыжиков Кузьма. Когда услышал, что братом, то рассказал о том, что тот, когда вместе были в плену, спас ему жизнь, а сам умер от недоедания, так как паёк делил с ним, больным. Этот мужчина позже приехал на Высокую Гриву, встретился с женой прапрадеда Степанидой Фёдоровной, детьми. Горько и обидно было всем, но и отрадно, что наконец-то узнали о судьбе мужа, отца. 
Баба Наташа вспоминает, как однажды, когда ей было 6 лет, к ним пришла бабушка Степанида и позвала смотреть деда Кузьму. Побросав ведра (они в это время копали картошку), наперегонки побежали в дом, а там – только его портрет. Конечно, дети были разочарованы: ведь они надеялись увидеть живого, настоящего деда!.. 
Бабушка всегда печалится, говоря о том, что не знала ни одного из своих дедов. 
Портрет деда Кузьмы как семейная реликвия хранится до сих пор в семье младшей дочери Екатерины. К сожалению, никого из некогда большой семьи Рыжиковых не осталось в живых. Но 15 внуков, 27 правнуков, 30 праправнуков знают его по этому портрету. А 5 лет назад одна из внучек, Юлия, дочь Елены, обнаружила в интернете информацию о бывших узниках фашистских концлагерей и смогла скопировать данные о нём. И теперь в семьях внуков, в том числе и моей бабушки, есть этот документ, из которого мы узнали, когда и где прапрадед попал в плен, где работал, когда умер и где похоронен. Также на этом листочке бумаги есть отпечаток одного его пальца. Это как частичка прапрадеда, к которой так и хочется прикоснуться, почувствовать тепло родных рук.
    Моя крёстная Марина, дочь его внучки Галины, много путешествует по миру. 2 года назад ей довелось побывать в Германии. Бабушка Галя передала с ней горсточку нашей земли, чтобы высыпать на прадедову могилу. Очень жаль, что Марина не смогла этого сделать, так как в это время смотрителя не было на месте, и нужную могилу из-за ведущейся реставрации кладбища она не смогла отыскать. Но я уверен, что он не будет в обиде за то, что земелька была высыпана на могилу неизвестного солдата. Надеюсь, она согрела душу всех русских солдат, похороненных на этом кладбище. 
А в прошлом году крёстная снова посетила это кладбище. К сожалению, то кладбище, где был похоронен дед Кузьма, сровняли с землей, но родственники бывших узников сами оформили своеобразный памятник: они установили стелу, на которую прикрепляют фотографии с информацией о погибших пленниках.
    В семейном альбоме моего деда хранятся фотографии прадедушки, Неучёсова Дмитрия Яковлевича, ветерана войны, с медалями на груди. Прадедушку я знаю только по фотографиям и рассказам деда. Он умер в 80 лет, когда мне было всего 3 месяца от роду, но память о нём хранит его большая семья: 5 детей,10 внуков и 8 правнуков. По рассказам моего деда я знаю, что прадед был водителем полуторки, главной грузовой машины времён Великой Отечественной войны. Ведь не зря вблизи Брянска, на 112 километре трассы Орёл-Витебск, на Осиновой Горке, установлен Памятник воинам-освободителям, павшим на дорогах этой войны. Именно отсюда уходил на фронт сформированный в первые месяцы войны автобатальон, прошедший боевой путь от Москвы до Орла. Это первый и, возможно, единственный в нашей стране памятник водителям, выполнявшим свой долг перед Родиной на передовых позициях и в глубоком тылу. 
В нашей семье хранится как реликвия водительское удостоверение прадеда, выданное 13 мая 1942 года Мурманской квалификационной комиссией Госавтоинспекции г. Мурманска. Именно там после окончания Омского 772–го училища в звании сержанта в составе 888 зенитного полка 531-го отдельного артиллерийского дивизиона он начал свой фронтовой путь и на полуторке возил снаряды из порта на передовую, на батареи Беломорска, Петрозаводска, охранявшие аэропорты. Не одну машину пришлось ему сменить, потому что приходилось под огнём артиллерии и авиации, а то и танков, возить боеприпасы, еду и, конечно, раненых товарищей. Но об этом он рассказывал скупо, потому что был очень скромным человеком и не видел в этом ничего героического, считал просто выполнением солдатского долга.
Павел Шубин написал о таких водителях, как мой прадед, вот такое стихотворение:

Крутясь под мессершмитами, с руками перебитыми,
Он гнал машину через грязь от Волхова до Керести,
К баранке привалясь, сжав на баранке челюсти,
Но - триста штук, за рядом ряд- заряд в заряд,
Снаряд в снаряд…
   
   Фронтовая жизнь дедушки, как и всех водителей, была полна опасностей и трудностей. Ведь ему приходилось ремонтировать своего железного коня в боевых условиях, а не на ремонтной базе. Всё решалось с помощью знаменитой солдатской смекалки. Бывало, дедову полуторку переоборудовали в санитарный фургон, на котором он перевозил раненых. К счастью, сам он ни разу не был ранен, хотя прошёл всю войну. 
В 1944 году их полк был переброшен в Латвию, затем в Белоруссию. Когда война закончилась, полк находился в Барановичах. В 1946 году дивизию расформировали, и в тот же год Дмитрий Яковлевич был демобилизован. Его боевые и юбилейные награды хранятся в семье моего деда. Я часто рассматриваю их, прошу рассказать о человеке, который всю жизнь был скромным сельским тружеником, пересевшим после войны из кабины полуторки за штурвал комбайна, чтобы накормить хлебом изголодавшийся за войну народ, за что тоже имеет государственную награду: орден Октябрьской революции.
   Люди, подобные моим прадедам, творили великое – они кормили страну хлебом, воспитывали детей, вложив в их сердца гордость за свой народ, безграничную преданность Родине. Хочется поклониться им до земли, сказать спасибо за их подвиг, труд, терпение, за все добрые дела, за то, что я сегодня живу и чувствую себя счастливым.
  Последние два года я, отправляясь на торжественный митинг, посвящённый Дню Победы, несу в руках два портрета: прапрадедушки Рыжикова Кузьмы Герасимовича и прадедушки Неучёсова Дмитрия Яковлевича, навеки застывших в Бессмертном полку.
Память о войне… Её не сотрёшь с годами. Она вечна. И пока мы помним ушедших от нас, они рядом, они с нами. А значит, жива связь поколений. А значит, жива Россия!


Весна 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 23 Апреля 2018

Автор: Кирилл Куринный

Отправитель: наталья неучёсова

Вам нравится? 11 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...