НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


"Вива, Алехандро!" Александр Романов - первый в Сибири Герой Советского Союза

    Первым героем Советского Союза среди сибиряков в 1938 году стал уроженец села Медведское Черепановского района - Александр Георгиевич Романов.
Он родился 25 августа 1912 года в семье кузнеца. Окончил Медведскую семилетку.
Александр отлично занимался в школе, 6 и 7 классы закончил за один учебный год. 
Отец его, Георгий Иванович, в начале коллективизации привёл первые тракторы в село, учил крестьян управлять машинами. Александр тоже оседлал стального коня.
    В 1929 году, по окончании курсов трактористов, работал трактористом и бригадиром тракторной бригады в Черепановском зерносовхозе, был секретарём комсомольской ячейки тракторной колонны.
В памяти родных, друзей, одноклассников он остался голубоглазым весёлым парнем, жизнерадостным и активным вожаком деревенской молодёжи. Без него не обходился ни один праздник - лучшего гармониста в селе просто не было.
    В 1931 году райком комсомола направляет его в Новосибирскую школу пилотов Осоавиахима, откуда он был переведён в 1-ю Западно-Сибирскую школу гражданских пилотов в Hовосибиpске.
"Воздух - моя стихия, и я твёрдо решил посвятить жизнь авиации", - говорил он.
    В 1932 году призван в ряды Красной Армии. Спустя год окончил Сталинградское училище военных лётчиков-истребителей.
Технику пилотирования И-5, И-15 А. Романов освоил в совершенстве, летал днём и ночью, в любую погоду. 
    После окончания училища лейтенант Романов служил сначала рядовым лётчиком.
    Однако его лётное мастерство быстро заметили, и вскоре он стал уже инструктором по технике пилотирования 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
    Служил в Житомирском гарнизоне, где у него появилась семья: жена и сын.
    Когда в Испании началась гражданская война с фашистами, Александр Романов подал рапорт о зачислении его добровольцем для защиты Испанской Республики. В марте 1938 года вместе с сотнями других добровольцев он уезжает сражаться в рядах интернациональных бригад, оставив дома жену и маленького сына.
В Испанию из Советского Союза были направлены 722 авиатора-добровольца, в том числе и 141 лётчик, а также 648 самолётов И-15, И-16, СБ. Советские лётчики вели напряжённые бои с вражеской авиацией.
    Лейтенант Александр Романов прибыл в Испанию 26 марта 1938 года.
Служил в первой авиационной эскадрилье, летая на биплане И-15.
    Вместе с товарищами собирал присланные из Союза самолёты, доставленные затем на прифронтовой аэродром Реус, южнее Барселоны.
    Несколько раз в день авиагруппа, в которой воевал Романов, вступала в бой с авиацией франкистов. И каждый раз побеждала. За три месяца боёв в небе Валенсии лётчики этой авиагруппы сбили 30 вражеских самолётов.
    Участвуя во многих боях, лейтенант Романов уничтожил в небе Испании около 20 самолетов: итальянских «Фиатов» и немецких «Мессершмиттов», штурмовыми ударами нанёс противнику значительный урон в живой силе и технике.
Особо отличился 7 июня 1938 года.
 В тот день группы из 21 И-15 и 32 И-16 прикрывали войска в районе Альбокасер.
 При возвращении советская эскадрилья И-16 провела бой с 7 Ме-109. В результате 1 "Мессер" был сбит, упал в районе Торребланка. Победу одержал Александр Романов.
– Вива, авиатор руссо Алехандро! – таким возгласом встречали испанцы сибиряка, когда он возвращался на аэродром. Звали его не иначе, как "камарадо" (товарищ). Советский лётчик был окружён постоянным вниманием и поддержкой бойцов республиканской армии. Самолёт его обслуживал техник Хуан. Русского и испанца объединяла настоящая дружба.
На фронте он был не только лётчиком-истребителем, но и лётчиком-испытателем. После ремонта самолёты требовалось проверять в воздухе. Романов занимался их испытаниями как наиболее опытный пилот. 
Вечером 21 июня 1938 года, во время опробования мотора в испытательном полёте над аэродромом Кампорроблес, из-за неисправности он не смог вывести И-16 из пикирования, самолёт ударился о каменистый грунт аэродрома и сгорел...
    "Во второй половине дня машину подготовили к испытательному полёту. Разбег и набор высоты прошли нормально. Опробование самолёта Романов начал с простого пилотажа, затем перешёл к высшему. Лётчики, наблюдая за полётом с земли, почти физически ощущали то, что переживал Романов сейчас в воздухе.
    ...Земля вертится волчком. Вот от сильного давления потемнело в глазах - перегрузка... А в следующую минуту он уже не чувствует веса собственного тела, только крепче сжимает ручку управления. Полёт вниз головой - будто нет под тобой сиденья... Пикирование. Быстро приближается поле аэродрома, и машина переходит в горизонтальный полёт. Снова земля и небо начинают сменять друг друга: переворот, петля, иммельман... Ещё и ещё раз. Всё идёт хорошо.
Романов готовит самолёт к воздушному бою. В схватках с фашистскими лётчиками будет ещё сложнее.
   ..Вот из горизонтального полёта Романов опять входит в вираж, делает переворот через крыло, петлю, иммельман, горку, боевой разворот и снова летит по горизонтальной прямой.
    Один каскад головокружительных фигур высшего пилотажа сменяется другим. На земле все залюбовались чёткой работой лётчика, который снизился теперь на небольшую высоту. Вот он выполнил левый, потом правый боевой разворот, сделал переворот с выходом на горку и, в который уже раз, сверкнув на солнце, нырнул в пике. Именно в этом важнейшем из боевых элементов у самолёта-истребителя в бою отмечался недостаток. Уже до земли оставалось метров 500, а машина на большой скорости, почти вертикально несётся к аэродрому. На аэродроме все замерли. Романов пустил сектор газа вперёд, что называется "на полную железку", надеясь всей мощью мотора вырвать самолёт из пикирования. Тысяча лошадиных сил с неистовым воем бросила самолёт вниз, и он ударился о твёрдый грунт аэродрома, метрах в 50 от командного пункта. Видимо, техника отслужила своё...
    Когда собирали останки лётчика, среди обломков машины нашли ручные часы Романова. Наперекор всему, что произошло, они тикали, как бы символизируя неодолимость жизни. Их отдали на память технику самолёта..."( Из книги Г. К. Семёнова - "От Барселоны до Прохоровки". )
Хоронили Александра Романова как героя республиканской Испании, с соблюдением всех национальных традиций. Близ аэродрома на кладбище за посёлком Вильяр-де-Ольмос состоялся митинг. Прозвучали короткие скорбные речи. Прогремел салют. Гроб вставили в бетонную нишу. Кто-то лопаточкой замуровал отверстие. Надписи никакой не оставили, но место запомнили все.

  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 года за образцовое выполнение специальных заданий Правительства и за проявленное геройство лейтенанту Романову Александру Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждённым тогда вручался орден Ленина. "Золотая Звезда" ещё не была введена...
    Памяти Героя-земляка, к его 100-летию медведский поэт Владимир Михайлович Хорев посвятил поэму «Алехандро», любезно подаренную нашему музею.
    В честь героя в Медведске, у школы, установлен его бюст. В честь него был выпущен почтовый конверт.


Дата публикации: 04 Апреля 2018

Автор: Из материалов Черепановского краеведческого музея


Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...