НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Агропедтехникум. г. Черепаново

  На базе Черепановской школы II ступени в 1930 году был создан Агропедтехникум.
  Заведовал им Никита Сергеевич Соколов. С 1 апреля 1932 года заведующим стал И. А. Цивильский. Первый состав учителей: Дубовцев, Шварц, Веселовская, Вахмянин, Васильев, Бычков, Мондрусов, Цивильский.
       В 1931 году не хватало 8 преподавателей: изо, трудпроцессов, химии, физкультуры, немецкого языка, военизации, естествознания, пения. Вследствие этого в проработке учебных программ образовалось отставание, и для его ликвидации в месячный срок решено всем преподавателям объявить себя ударниками и не уходить в отпуск. (Отпуск учителя длился 2 месяца.)
        Первый набор студентов в агропедтехникум прошёл в сентябре-октябре 1930 года. На 1 семестр I курса принято 38 учащихся из 7-й «А» и «Б» групп с учётом партийной принадлежности (беспартийный и член ВЛКСМ), возраста (от 16 до 27 лет), и социального положения (бедняк, рабочий, служащий, из семьи красноармейца, колхозник, середняк, батрак, коммунар), на 2 семестр – 11 человек. На подготовительные курсы принято 20 человек.
     В техникуме первоначально существовал заочный сектор и отделение политпросвета.
  С 1 ноября 1931 года работали курсы по подготовке учителей.
    Для восстановления здоровья студентов, страдающих малокровием и заболеванием лёгких, организован дом отдыха в деревне Шмаковой.
      Сначала школа II ступени, потом Агропедтехникум (позже культпросветучилище, НСШ № 2, медучилище) располагался в здании, построенном в середине 20-х годов. В 70-х годах оно было перестроено под контору треста столовых. Сейчас это здание снесено.
       Техникум перешёл на 2-х сменные занятия, так как имелось всего четыре классные комнаты. Помещение агропедтехникума с 4 часов вечера было занято курсами трактористов.
        С 1 апреля 1932 года при Агропедтехникуме организовано постоянно действующее методическое бюро. При нём создали цикловые комиссии, к которым прикрепляли студентов: общественно-экономическую, агробиологическую, физико-техническую, производственно-педагогическую. Студентов прикрепляли также к культурно-массовому, санитарно-хозяйственному и учебно-производственному секторам. Был создан библиотечный кружок под руководством преподавателя родного языка и литературы т. Веселовской. Работала библиотека.
      В 1932 году был проведён весенне-мартовский набор. Подготовка учащихся была слабой (особенно по орфографии и математике), а дисциплина – плохой.
      С 1933 года заведение называлось «Политическо-просветительный техникум». С 11 марта 1934 года ликвидирован заочный сектор.
       Студенческая стипендия составляла 20-25-30-40 рублей в месяц. 24 студентам в 1931 году для проезда по железной дороге к месту учёбы выдана железнодорожная литера со скидкой 50%.
        В то суровое время и порядки были суровые. «Студент группы «А» 2-го курса Тронин Виктор как сын кулака исключён из числа студентов. Студентка 2-го курса Неустроева за распространение среди студентов контрреволюционных стихов исключена. Согласно приказу № 13 от 21.02.1934 года, «студента Субочева за попытку присвоить вырванную из энциклопедии карту Африки из числа студентов техникума с сего числа исключить без права поступать в другие учебные заведения сроком на два года». Приказом от 19 марта 1934 г. он был восстановлен.
         Подготовка студентов была очень слабой. «Рассматривали вопрос о переходе на лабораторный метод занятий. Этот метод в настоящих условиях немыслим за отсутствием кабинетов, учебных пособий и т. д. Кабинеты бедны. Решено перейти на твёрдый метод работы с проработкой заданий по звеньям, вести дальнейшую работу по лабораторной системе, в расписании указывать время конференции. К методу проектов подойти с осторожностью, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Бороться с обезличкой. Развернуть методическую работу и оказание помощи районным школам. Развернуть социалистическое соревнование, ударничество и культурную работу».
В силу объективных условий метод проектов, частично применявшийся в работе, не имел полного успеха. Производственной базой являлась паровая мельница, не удовлетворявшая вполне намеченным требованиям. «С 1 по 21 января 1931 года учащиеся группы «А» в количестве 24 человек ежедневно после 4 уроков в педтехникуме, обеда и непродолжительного отдыха, направляются к 2 часам дня на паровую мельницу для прохождения практики. В предстоящем году производственной базой намечена МТС».
          «По плану производственной практики учащиеся Черепановского агропедтехникума IV семестра должны приступить к практическим работам в школах I ступени в первой половине октября 1931 года. Выезд учащихся на практику совпадает с недостатком педагогических кадров в районе, а потому учащиеся IV семестра будут проходить педпрактику в школах, заменяя недостающих учителей. Необходимо организовать слёт в Черепаново для оказания помощи собравшимся практикантам в дальнейшей работе, обеспечить их участие в районной конференции».
     В педтехникуме ощущался недостаток бумаги и письменных принадлежностей.
       «Отношение учащихся к преподавателям пения и военизации – плохое. Учащиеся не проявляют интереса к этим предметам, не выполняют домашних заданий, ссылаясь на недостаток времени. Большинство студентов, осознавая важность педпрактики, относятся к ней добросовестно, но имели место единичные случаи нежелания ехать в деревню».
      «Участие группы в предвыборной кампании выразилось в регистрации населения и в помощи гражданкам-матерям, уходившим на перевыборы, к которым посылались учащиеся-девочки. Отношение учащихся обоего пола друг к другу хорошее».
         В докладе учащегося I семестра Савченко отмечена «текучесть состава учащихся из техникума в местную семилетку, куда принимают охотно, вопреки существующим распоряжениям. Учительский персонал семилетки старается подставить ножку администрации техникума. Оставляют студенты техникум и по домашним обстоятельствам. Таких учащихся необходимо клеймить позором как рвачей и летунов за срыв обязательства, данного в день 13-й годовщины Октябрьской революции. На заём «Пятилетка в четыре года» вся группа подписалась в размере 2 руб. 50 коп. с человека. Всего подписались по 350 рублей на каждую группу учащихся и 100 рублей на коллектив учащихся».
       Студентами выпускалась стенгазета, которая освещала работу исполнительного бюро, всех самоуправленческих организаций и кружков.
       Обслуживание культурно-массовой работой было «организовано следующим образом: первая смена кончает в 13-45, пообедав, можно будет выехать на лошади и вечером проводить культурно-массовую работу».
Были организованы бригады: текущей политики, агитбригада, связь, художественная бригада, связь с деревней.
     Учащийся I курса отделения политпросвета т. Космаков в докладе отметил: «По ликвидации неграмотности бригады ходили по домам и регистрировали неграмотных. Зарегистрировано 54 человека, из которых явились на занятия только 3. Для устранения прорыва необходимо создать Культармию, которой технически будет легче выполнить задание по ликвидации неграмотности. На воскресниках группа присутствует больше других. Успеваемость в группе слабая».
           При техникуме были общежития для студентов. Центральное двухэтажное общежитие находилось по ул. Республиканской. Из доклада учащейся II семестра I группы Овчинниковой узнаём, что «состояние общежития техникума не совсем удовлетворительное в гигиеническом отношении (появились насекомые, с которыми нужно бороться, не моются полы, нет бани) и со стороны питания. Оно скудное и однообразное, что неблагоприятно отражается на успехах в работе. Надо ввести по возможности переменную пищу, создать чистоту и опрятность в столовой и улучшить питание за счёт доставки продуктов самими учащимися. Надо установить контроль учащихся над завхозом и над меню. Приём и выдачу продуктов должна вести ревизионная комиссия».
        Согласно приказу № 82 от 9.6. 1932 года, в целях улучшения санитарно-гигиенических и бытовых условий студенты педтехникума должны были «один раз в декаду обязательно вымыться в бане. Заведующая комнатами обязана вести учёт вымывшихся в бане и на следующий день подавать дирекции сводку посещения бани студентами. Во избежание занесения эпидемии тифа не допускать въезд и ночёвку в общежитии посторонних лиц».
      Не допускалось курение в стенах техникума учащимися, не достигшими 17-летнего возраста, в случае нарушения взимался штраф.
          В ноябре 1930 года студенты выражали «неудовольствие по поводу удовлетворения промтоварами исключительно студентов-общественников. Промтовары желательно распределять более правильно: студентам, не имеющим белья, выдавать по 2 пары, а имеющим бельё – отказать. Пимы выданы учащимся, которые их имеют, а не имеющим пимы не попали».
       «Студент Братухин: «В комнате № 5 общежития, где помещаются одни девочки, я чувствую себя не в своей среде. У меня пролетарский характер. У девочек имеют место истерики, а это явление, на мой взгляд, буржуазного характера. Желательно, чтобы девочки бросили употреблять пудру и перестали сосредотачиваться на своей внешности, ближе бы стали к коллективу учащихся».
          В архивных документах сведения о педтехникуме имеются только до 1934 года. Есть версия, что позже он был преобразован в культпросветтехникум и летом 1936 года переведён в г. Томск.


Дата публикации: 03 Апреля 2018

Автор: Л. Л. Рябинина, директор районного музея


Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...