НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Алтайская железная дорога. Станция Черепаново

В 1891 году началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали - от Урала до Тихого океана - для освоения прилегающих к ней районов и развития сельского хозяйства в Сибири, продукция которого требовала выхода на российский и мировой рынки.
Осенью 1907 года были произведены правительственные изыскания в направлении Барнаул - ст. Обь (длина пути - 225 вёрст, стоимость сооружения - 10 млн рублей).
Западно-Сибирская дорога вступила в строй в 1896 году.
Длина линии Барнаул - Новониколаевск 180 вёрст.
 Максимальная скорость грузовых поездов предусматривалась 35 вёрст в час.
Линию прокладывали вручную через тайгу, болота, каменные преграды не тронутой временем природы. Работы велись одновременно на протяжении всей линии, на строительстве дороги почти не применялись механизмы, если не считать двух паровых экскаваторов да нескольких автомобилей. Единственное "техническое средство" - лошадь...
В 1913 году на сооружении Алтайской железной дороги трудилось 13 тысяч строителей.
Помимо отечественных рабочих-артельщиков и военнопленных, на строительстве линий использовался труд законтрактованных рабочих-иностранцев, в основном из дальневосточных стран.
21 августа 1915 года Управление Алтайской железной дороги опубликовало в газете «Жизнь Алтая» объявление, в котором сообщалось об открытии временного коммерческого движения на участке Новониколаевск - Алтайская - Бийск. Здесь же приводятся сведения об оплате: до 5 лет - бесплатно; с 5 до 10 - половина платы; старше 10 лет - за плату, установленную для взрослых пассажиров. За провоз собак, других комнатных животных, птиц - взимается 1 копейка за штуку и версту.
 8 октября 1915 года из Новониколаевска в Барнаул был отправлен первый пассажирский поезд. Его прибытие в Барнаул ожидалось в 7 часов утра, однако поезд опоздал в пути на 10 часов. Опоздания объясняются тем, что паровозам поездов приходилось целыми часами ждать на станциях подачи воды из водокачек, которые не были оборудованы. Из-за проблем с водой одними из первых промышленных зданий стали возводиться водонапорные башни.
21 октября 1915 года в 12 часов на ст. Барнаул состоялся молебен, освятивший открытие Алтайской железной дороги.
     На ней имелось 22 станции.
     В 1909 году был составлен и подписан государственный акт о выделении земель под строительство железнодорожной станции Черепаново, и начались изыскательские работы по прокладке трассы.
    Железнодорожная станция Черепаново находится на середине пути Новониколаевск – Барнаул. Своё название она получила от фамилии первожителя Степана Черепанова, по указу горного начальства Колывано-Воскресенских заводов посланного с семьёй в 1779 году из Бердского острога на заведение деревни Черепановой, которая должна была обслуживать один из участков тракта Томск-Барнаул. От общества деревни Бочкарёвой, к которой он был приписан, ему был выделен надел, на территории которого позже и была построена станция.
Строительство пассажирского здания на станции Черепаново началось в 1914 году. Руководил строительством этого участка дороги член Таганрогского акционерного общества капиталист инженер Дитрих.
На станции было построено паровозное депо, водонапорная башня, храм во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Рядом с вокзалом из кирпича местного производства были построены первые казармы для рабочих. Позже, в 1927 г. появилась железнодорожная школа № 98, баня и поликлиника. Известно, что в 1917 году в здании вокзала проводились торжественные собрания. Там же работал телеграфист.
До 1 мая 1931 г., когда было проведено радио, убытие поездов со станции Черепаново осуществлялось по звонкам вокзального колокола, изготовленного в начале ХХ века, который ныне хранится в районном музее.
Так было положено начало станции Черепаново и пристанционного посёлка Свободный. Выгодное географическое положение станции привело к бурному развитию торговли, быстрому приросту населения и незапланированному появлению города Черепаново.
  В годы гражданской войны на станции стояли эшелоны белочехов, белополяков и колчаковцев, грабящих население. 
19 августа 1919 года начались боевые действия между красными партизанами и интервентами, продолжавшиеся 6 суток и повлёкшие жестокие карательные операции. Более 200 жертв карателей захоронили в тупике за вокзалом.
   В годы Великой Отечественной войны по железной дороге доставляли на фронт не только оружие и продовольствие, но и с фронта тяжелораненых солдат и офицеров в госпитали.
В пятидесятые годы на станции Черепаново работал Кондукторский резерв, насчитывавший более 40 главных кондукторов. Их фото размещены в Книге почёта Томской железной дороги 1955 года, хранящейся в районном музее.
До 1962 года ходили паровозы и тепловозы с пассажирскими и товарными вагонами.
Первый электровоз пришёл на станцию Черепаново 1 декабря 1962 года.


Дата публикации: 17 Апреля 2018

Автор: Л.Л. Рябинина, директор Черепановского краеведческого музея.


Вам нравится? 2 Да / 1 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...