НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Михаил Николаевич Князев, простой русский солдат

     «…Предок твой, русский человек, идя на подвиг ратный, крепко понимал, что одному из двух, ему или недругу, лежать мёртвым в чистом поле. И тогда, чтоб волю на победе сосредоточить, он ни жены, ни родимого дома не хотел видеть раньше, чем улягутся в яму поплотней поганые вражеские кости. Много их, всяких подлецов, уже успокоил и ты, советский воин, на полях России, памятуя, что чем больше их ляжет в землю, тем сильнее острастка на века. Комплектами, вместе с командирами, лежат они на достигнутых рубежах – всякие «Райхи», «Адольфы», «Тотенкопфы», тухлые ватаги фашистских мертвяков, что закопаны под Сталинградом и Воронежем… Что же, просторна ли им русская равнина? Сытна ли рыбка в реках русских? Жирна ли нефть во глубинах советской земли?
     Оглянись, русский человек, на древние гордые кремли твоих городов, на деток наших, взирающих на тебя с надеждой, на молчаливые тени предков твоих, на каждый полевой цветок, ещё не осквернённый мёртвым дыханием вражеских машин. И пусть львиный гнев родится в твоём богатырском сердце.
     Бей его, проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твое будущее, - бей, пока не перестанет шевелиться.
     Подымись во весь свой рост, гордый русский человек, и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России!»
    (Газета "Известия", 1943, 10 июля)

     Именно такими словами призывал Леонид Леонов весь советский народ на борьбу против немецких захватчиков.
     И наши предки мужественно сражались, убеждённые в правоте своего дела, поэтому после войны не стыдно было им смотреть в глаза своим детям и внукам.
     Я хочу рассказать о своём дедушке, Князеве Михаиле Николаевиче, ветеране Великой Отечественной войны, которого, к сожалению, уже нет среди живых. Он умер, когда мне было всего 10 лет.
     Когда-то это был мужчина среднего роста, сероглазый, с обычным русским лицом. Но я запомнила его совсем другим. Сгорбленный, при ходьбе он опирался на палочку, лицо сплошь покрыто морщинами, а глаза... Такие глаза у людей, которые пережили немало страданий в своей жизни, в них глубоко застыл ужас перенесённых испытаний. Когда дед рассказывал о своей жизни, его глаза будто бы застилала пелена боли. Сейчас, когда я пишу эти строки, у меня стоят слёзы в глазах и комок в горле не дает вздохнуть. Я понимаю, что, вспоминая войну, дед заново переживал всё произошедшее с ним. Но мне, тогда ещё совсем маленькой, было не понять всей этой боли, просто интересно слушать рассказы деда о войне, тем более, что это случалось редко.
К сожалению, не всё из того, что было рассказано, мне удалось запомнить и понять. Позже я расспрашивала маму и тётю о деде, о том, что он рассказывал им, своим дочерям.    
Война круто изменила его жизнь, когда ему было 39 лет.
Дедушка родился 21 ноября 1902 года в деревне Яготово Коршуновского сельсовета (это Дзержинский район Омской области) в семье бедняков. Был единственным ребёнком в семье. Закончил два класса, но с ранних лет пришлось ему работать. Помогал родителям, нанимался к чужим людям. После женитьбы переехал в колхоз им. К.Маркса Большереченского района Омской области, где прожил с 1932 по 1953 гг.
     С 1939 по 1940 гг. участвовал в сражениях с японскими милитаристами.
 А потом грянула Великая Отечественная.
Вместе с другими добровольцами 27 августа 1941 года он был мобилизован Дзержинским военкоматом в часть № 1216 стрелкового полка рядовым красноармейцем. Защищать свою Родину хотели многие: и молодые, и пожилые. В ряды Красной Армии принимались те, кто мог держать оружие в руках.
Свой первый бой дед принял под Ленинградом. «Нас, сибиряков, привезли эшелоном, всем выдали оружие. Перед боем, как и было заведено, всем дали по сто граммов водки для смелости и мы, не успев даже осмотреться, попали в сражение. Было страшно, жутко. Вокруг рвались бомбы, свистели пули над головами, раздавались предсмертные стоны погибающих товарищей. Рядом кричали и стонали от боли раненые. Атаковали нас и сверху, и снизу. Казалось, что этот ужас никогда не кончится. Мы стреляли наугад, не было возможности поднять головы, немцы вели сплошной огонь. Это был страшный бой, в котором погибло много молодых и необстрелянных солдат, моих товарищей по оружию...»
В 1942 году деда вместе с другими солдатами перебросили к Сталинграду, где создалось очень тяжёлое положение. Бои были затяжными, кровопролитными. Заканчивалось одно наступление немцев, как следом начиналось другое. «Нам некогда было даже перекусить. Сидели в окопах, отражая наступление врага. Дожди и холод делали свое дело. Многие заболевали, высокая температура делала солдат слабыми, но оружие из рук не выпускали. Еды не было, делились друг с другом оставшимися от пайка сухарями, многие жевали траву, пили воду, стекавшую во время дождя в окоп. От такого питания у многих крутило животы. О горячей пище и воде оставалось только мечтать. Поддерживали себя мыслью о том, что разобьём врага, поедим досыта, помоемся в горячей бане, а пока надо потерпеть, нельзя отдать немцу нашу Родину. Стояли до последнего».  
     Здесь дедушка получил первое лёгкое ранение в руку.
     Одновременно с оборонительными действиями под Сталинградом наши войска вели наступательные операции в районе Старой Руссы, где дед получил второе, тяжёлое осколочное ранение в ногу в двух местах - рядом с ним разорвался снаряд. Долгое время он лежал в госпитале, перенёс тяжёлую операцию, но один осколок  вытащить так и не удалось, остался инвалидом ΙΙ группы.
В 1943 году он был мобилизован по ранению и награждён орденом Отечественной войны.
Он вернулся в свою семью. Но, как выяснилось, инвалидом он там был не нужен... Дед вынужден был уйти. Большинство наград, заслуженных им в Великой Отечественной войне, остались в его первой семье. У нас сохранился только орден Отечественной войны и юбилейные медали, которыми дед был награждён в мирное время.
   В 1955 году он приехал в с. Благодатное. Вступил в члены колхоза. С 1955 по 1968 гг. работал чабаном, а после переведён скотником. Здесь дед женился во второй раз на моей бабушке – Серяниной Варваре Ильиничне, которая тоже пережила трудные годы войны, ковала победу в тылу.
     В 1957 году в их семье родилась дочь Надежда, а в 1959 году - дочь Любовь. У деда появился смысл жизни. Ведь его жена и дочери принимали и любили его таким, каким он был. Гордились его ранением и участием в войне.
     Пережив все невзгоды, он старался отдать дочерям всё самое лучшее. Придя с работы, первым делом спрашивал у них, ели они или нет. Следил, чтобы они всегда были сыты, потому что на своём опыте знал, что такое голод.
Дедушка дожил до нас, своих внуков. С нами он всегда был приветливый, добрый, никогда не повышал голоса, несмотря на наши шалости. Я помню один случай, мне тогда было лет пять. Меня привезли к бабе и деду погостить. Посадили на кровать, дали отрывной календарь, чтобы я рассматривала картинки и читала. Но мне стало скучно, я подсела к деду: «Деда, а ты читать умеешь?» Дедушка мне ответил, что умеет. Но очень плохо, по слогам. Я тут же принялась ему показывать все буквы, а он терпеливо за мной всё повторял...
    23 сентября 1988 году дедушка умер на 86-ом году жизни. Он может, прожил бы и ещё, но умер от боли, ранение дало о себе знать, осколок в ноге начал двигаться. Операцию по удалению он не перенёс бы из-за своего возраста.
     Мы все свято храним память о нём. У него остались две дочери, пятеро внуков и четверо правнуков, число которых ещё будет пополняться. И я горжусь тем, что у меня был такой дед. Мне есть кем гордиться и есть о ком рассказывать своим детям. Память о моём деде, Князеве Михаиле Николаевиче, навсегда останется в наших сердцах.


Весна 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 21 Марта 2018

Автор: Юлия Юнг

Отправитель: Юлия Юнг

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...