НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Партизанское движение в Кочковском районе


От широких сибирских просторов,
От Оби - полноводной реки,
Против белых бандитов лавиной
Двинулись красные сибиряки.

По Сибири, по таёжной шири
Прокатился их клич боевой.
Мощь сибирская, сила богатырская
Поднялась на решительный бой.

Мы привыкли сражаться сурово,
Боевая нам честь дорога.
Сибиряк - это грозное слово,
Трепетать заставляет врага.

Сибирь!.. Необъятный, сказочный и богатый край, родина свободолюбивых, привычных к бою и труду людей. В борьбе с суровой природой, с гнётом эксплуататоров, в кровавых боях веками складывался и закалялся характер сибиряка.
Живущие на краю Российской империи, отделённые от столицы тысячами вёрст, сибиряки не всегда владели точной информацией о происходящем "в Расее". Но и сюда доходили слухи о событиях в стране. Демобилизованные солдаты пересказывали новости, иногда привозили "газетку", которую люди читали всем селом.
Тяжело жилось трудовому крестьянству при царизме, его эксплуатировали кулаки и помещики, правительство душило налогами...
Первый залп крейсера «Авроры» по Зимнему дворцу известил о наступлении новой эры человеческой жизни. По всей стране устанавливалась Советская власть.
Красное знамя Октября реяло над всей Сибирью. Но классовая борьба продолжалась. Выброшенные революцией из центра страны бывшие царские генералы, офицеры, помещики и капиталисты, представители мелкобуржуазных партий скапливались в местах, где размещались штабы военных округов Сибири. Они создавали реакционные организации, вооружались, устраивали заговоры. Большевики организовывались для отпора реакции.
На ликвидацию Советской власти в Сибирь прибыли отряды колчаковцев. Зашевелились, подняли головы царские офицеры, купеческие сынки и крупные кулаки, почуяв поддержку.
На территории нашего района возникло партизанское движение. Возглавил его Николай Тимофеевич Попов. В его отряд входили крестьяне. Кулаки, конечно, не хотели менять свой образ жизни. Местный священник подбивал богачей на сопротивление новой власти, усиленно агитировал: «Православные! Помогайте всеми силами нашему законному правительству в борьбе с красным идолом, вступайте добровольно в ряды его славной армии, чтобы не допустить на нашу землю большевиков». Но его агитация особого успеха не имела. Церковь посещали старики, старушки да заядлые кулаки. Разнося слова проповеди по соседям, они давали понять, что Красная Армия "жмёт" Колчака.
Срочно организовался карательный отряд под командованием поручика Воронова, уроженца Алтая.  Пришёл он и в село Решёты. Священники встретили Воронова как спасителя. Каратели оцепили село заградительными постами, запретили выезд из него. Всю ночь каратели Воронова усердно работали: доставленных по списку священника людей пороли плетями, шомполами, били прикладами, при ударах приговаривая: «Вот тебе свобода, вот тебе Советская власть, вот тебе большевики!». Николай Тимофеевич Попов, командир партизан, поняв, что за ним тоже придут, ушёл из дому и спрятался. Каратели долго измывались над женой и детьми Попова. А Попов тем временем шёл в сторону Черновки.
А в деревне белогвардейские банды творили невиданные жестокости. В пьяном виде насиловали женщин и девушек, отбирали у населения подушки, перины, швейные машины, одежду. Продавали их на базаре и деньги пропивали. Плети свистели по спинам крестьян. Молодых парней 19-20 лет стали забирать в армию Колчака. А кто отказывался, расстреливали на месте. Колчаковцы держались у власти путём террора и дикого произвола. Расстрелы, массовые аресты, публичные порки, грабежи и насилия - такова была система колчаковского «управления». 
Как стаи бешеных волков, рыскали по всей Сибири карательные отряды, устилая свой кровавый путь трупами ни в чём не повинных людей.
Особенной жестокостью отличались «голубые уланы» атамана Анненкова. На их знамени была нарисована эмблема смерти – череп с перекрещенными костями, и надпись: «С вами бог и атаман Анненков».  «Головы на десерт!» - так орали в пьяном угаре озверевшие офицеры, выволакивая из подвалов и колчаковских застенков политических заключённых-большевиков. Пытки и нечеловеческие истязания завершались расстрелом. Особенно зверски расправлялись с участниками восстаний и советскими работниками.
Но как бы ни свирепел белогвардейский террор, трудящиеся Сибири не покорились Колчаку, а поднялись на всенародную борьбу. Огромную работу по подъёму масс на борьбу за власть Советов и подготовке к вооружённому восстанию провели сибирские подпольные большевистские организации. В конце 1918 г. и начале 1919 г. по всей Сибири прокатилась волна забастовок и восстаний рабочих в городах. Вслед за рабочими поднимались и крестьяне. В условиях глубочайшей конспирации создавались подпольные большевистские группы. С уздой, под видом розыска лошадей, появились на полевых заимках большевистские агитаторы и устанавливали связи. Бани и кузнецы на задах деревни служили местом явки и сборов участников подполья.
В августе 1919 года вспыхнуло массовое восстание против Колчака, на борьбу с контрреволюцией стали организовываться партизанские отряды. Три отряда были созданы в сёлах Кочки и Жуланка, а возглавил их Николай Тимофеевич Попов, вернувшийся к тому времени в родное село с небольшим отрядом единомышленников. Силами этого отряда, с помощью местных мужиков Попов дал бой колчаковцам и заставил их убраться в г. Камень. После этого за короткий срок отряд Попова вырос до 800 человек.
Активное участие в партизанском движении приняли кочковцы - Кулемин Корней Кондратьевич, Шашков Александр Андреевич и многие другие.
В г. Камне отряд поручика Воронова встретил поддержку - другой карательный отряд под командованием отставного казачьего атамана Бессмертного. Понятно, что одним отрядом не справиться с белой армией, поэтому командирами отрядов красных партизан было решено объединяться в крупные отряды, установить связь с алтайскими отрядами и в трудную минуту поддерживать друг друга.
С ростом численности отряда росла и крепла дисциплина, был избран его руководящий состав. Командиром отряда стал Шашков Тимофей, комиссаром - Терехов Михаил, командиром роты - Шипилов Антон. Местные кузнецы Кудрявцев Григорий Андреевич, Чукаев Егор Семенович, Чурилов Кирилл ковали пики, шашки и другое холодное оружие для партизанского отряда.
Бандиты никак не могли поймать руководство отряда, тогда они зверски издевались над их семьями. Жену Шашкова Тимофея пороли, надеясь узнать от неё, где скрывается муж. Семья Терехова скрывалась за огородами у соседей. Беляки, не застав никого дома, чинили полный погром - били окна, посуду, ломали мебель.
Отряд Бессмертного имел связь с алтайскими бандитами. Они поставляли вооружение, коней. А отряды партизан вооружены были гораздо хуже. Поэтому некоторые набеги белых на деревню нельзя было предотвратить, силы были не равны, и партизанам приходилось уходить из деревни. 
Вскоре в карательный отряд Бессмертного донесли на группу людей, всячески помогавших партизанам.
Арестовали всех, Пикалова Василия Максимовича, Щербинина Павла Тимофеевича, Бредихина Николая Афанасьевича и Шашкова Степана Михайловича.  Это они были среди первых агитаторов против мобилизации. Это они боролись за свободу и справедливость, за строительство новой жизни.
Приговор четырём мужикам был краток: «Расстрелять». Приговорённых к смерти привели в церковь, исповедали (по церковным обычаям они должны были рассказать свои грехи) и причастили. Бредихин Николай от причастия отказался. А затем их отпели (а отпевали по религиозным обрядам только покойников). Затем их под конвоем привели на кладбище. Там для них была готова узкая могила, и стояли односельчане, согнанные с села. Приговорённым приказали лечь в могилу. Пикалов Василий сел на край могилы, опустив одну ногу в яму, стал разуваться. Сапоги и портянки он бросил людям, присутствующим при казни, и скрылся в могиле. Могила не позволяла всем лечь рядом, и Бредихин лёг сверху своих товарищей. Крики и плач присутствующих заглушили залпы. Ещё шевелившиеся тела стали засыпать землёй. Бредихин поднял руку, сжатую в кулак, и она долго была видна, пока её не засыпали...
Отряд вершил своё кровавое деяние в течение двух суток, а затем ушёл наводить "порядок" в Жуланскую и Быструхинскую волости. 
После ухода колчаковцев из Кочек, жители поставили на могиле берёзовый крест и положили цветы. После 1920 года эта могила была обнесена штакетником, поставлен деревянный трёхметровый конусообразный памятник, а на самой вершине развевался красный флаг. 
Палач рабочих и крестьян в Сибири - царский генерал Колчак вскоре был разгромлен. Его армия распалась и сдалась Красной Армии. Сотни орудий, пулемётов, тысячи винтовок и миллионы патронов, снарядов, приготовленные буржуазией для истребления рабочих и крестьян, отняты партизанами.

В 1957 году по решению Кочковского райкома партии останки борцов за Советскую власть перенесли в сквер, что в центре села. В 1979 году этот памятник покрыли серебристыми железными с чеканкой листами, с изображением пожилого партизана.
Самоотверженная борьба почти безоружных сибирских партизан за свободную жизнь навеки оставит след в истории.


Весна 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 20 Марта 2018

Отправитель: Кочковский музей

Вам нравится? 10 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...