НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


ЛЕГЕНДЫ ЯРКУЛЬСКОЙ СКАЗИТЕЛЬНИЦЫ


Екатерина Демьяновна Дьякова (Ковтун), жительница села Яркуль, провела самые запоминающиеся годы детства на острове Чиняиха, о котором сохранила удивительно светлые, яркие, образные воспоминания на всю жизнь.
  Была она девочкой впечатлительной, талантливой; впитала в себя красоту островной природы, запомнила сказки и легенды, услышанные в детстве, научилась от своей бабушки Акулины лепить глиняные, ни на какие другие не похожие, игрушки «чинюшки».
Свою любовь к Чанам и его островам она передавала в бесхитростных и таких милых стихотворных легендах, в картинах, в коврах... 
Красиво прожил человек свою трудную жизнь.
 Не раз повторяла Екатерина Демьяновна, что все коренные островитяне - прямые потомки раскаявшихся в своих злодеяниях разбойников. Будучи ребёнком, видела она седых бородатых стариков, которые ещё помнили тех разбойников и часто рассказывали и о них, и о том, как и почему враз стали разбойники людьми добрыми, начали жизнь честную и праведную.
  Маленькую девочку покорила таинственность и в то же время правдивость легенд: вот она - Чиняиха, вот они - плачущие о девушке Чиняйе чайки, вот старики, которым врать уже ни к чему! Она запомнила их навсегда. Она так уверовала в реальность образов, что однажды увидела летящего по воздуху жеребёнка, с гривой, осыпающейся искрами в густые травы острова...
 Любопытно, что существуют две легенды о Чиняйе. Вернее. одна легенда с вариантами окончания. Варианты появились естественным путем, как это обычно происходит в устном народном творчестве: один рассказал так, другой - эдак: что-то призабыл и досочинил, а что-то запомнил несколько иначе - вот так и пересказывается бывальщина-небывальщина, цветисто или немногословно, в зависимости от таланта рассказчика, от воображения слушателя.
  Мы предлагаем оба варианта легенды. Тем более, что изложены они старыми рассказчиками по-разному, и беречь мы будем всё, что есть. Это наше достояние, это творчество нашего народа.

ЛЕГЕНДА О ЧИНЯЙЕ (первая)
 В стародавние времена вдоль Чанов, от заката солнца (с западной стороны) тянулся тракт. Островов на Чанах было множество, а крещёного люда ещё мало было в этих диких местах. Острова скрывались за высокими, непролазными зарослями камыша. Подобраться к ним можно было только по потаённым резям (прокошенным в тростнике узким водным каналам - авт.). И рези те никто из крещёного народа не ведал.
 А были острова заселены людом отчаянным, людом опасным и для пеших, и для конных путников тракта. Хоронились и жили на тех островах разбойники. Ловили они рыбу, вели кое-какое хозяйство, но главный доход им приносил разбой: совершали они внезапные набеги на караваны, проходившие по торной дороге, и так же внезапно исчезали на своих лёгких, ходких лодках-плоскодонках в сплошном тростниковом лесу. Никакие власти не могли найти управу на отчаянных разбойников. Да и какие там власти ещё были...
 На одном из островов, недоступном чужому глазу, обитала банда атамана Марушкина. Ничем не брезговали марушкинцы - всё тащили на свой остров, мол, дома разглядим, дома разберём, что кому и что куда.
 Однажды вернулись разбойники на остров с богатой добычей. А кроме трофеев - товара да денег - привезли с собой купца с молодой женой. Как звали купца, никто не запомнил, а жену его звали Чиняйя.
Так хороша была собою купеческая жена, что решили разбойники оставить супругов
 на острове, а за то, что красавица будет хозяйство их вести, обещали сохранить жизнь и её молодому мужу.
 Вот так и стала Чиняйя готовить еду, стирать да прибираться в избах разбойников. Но не только собою хороша была женщина. Нравом она была что голубица: тихая, кроткая, ласковая. Полюбили разбойники её за приветливость и терпение.
 Но, на горе, не сдержал Марушкин слова, данного Чиняйе, - затеял ссору с мужем её и погубил любимого красавицы.
Не смогла перенести Чиняйя смерти своего суженого-венчаного и кинулась с высокого берега да в глубокую воду… Говорят, что стала русалкой - берегиней красавица Чиняйя.
 Не ведомо нам, как называли раньше свой остров разбойники, но ведомо, что с той поры стали называть его Чиняевским.
 И сейчас есть у нас этот остров. И сейчас кричат над ним чайки. И, если вслушаться, то можно услышать, как отчаянно-звонко зовут они свою любимицу: «Чи-няй-я! Чи-няй-я!»...
 
ЛЕГЕНДА О ЧИНЯЙЕ (вторая)
 Остров, теперь зовущийся Чиняиха, в стародавние времена безымянным был. Жили там отчаянные разбойники. Грабили они караваны, проходящие мимо. Марушкин у них предводителем-атаманом был.
 Как-то раз, во время своего лихого дела взяли разбойники в плен удивительной красоты девушку Чиняйю вместе с её женихом. Тут-то и случилось непредвиденное. Больно приглянулась эта девушка атаману Марушкину. Да вот не захотел он её брать силой, нашла на него такая блажь. А захотел, чтобы девушка сама полюбила его. Надумал он покорить пленницу своею властью, богатством, благородством. Случилось же всё совсем по-иному.
 За время горького плена все разбойники убедились в необычайной доброте, искренности, заботливости девушки. Поразились её душевностью и скромностью и прониклись к ней отеческой любовью. Но не поглянулось это атаману Марушкину. Разгневался он, коварство задумал, приказал жениху: "Садись! Будем в карты играть... на твою невесту! Кто выиграет - тому она и достанется!"
 Не хотел, конечно, садиться играть в такую несправедливую игру наречённый жених девушки. Но что делать, плен - дело подневольное. Сели играть.
 Много ли, мало прошло времени, но увидела девушка, что удача на стороне Марушкина. Заплакала она, кинулась к озеру, к самому глубокому омуту, бросилась с обрыва - так вода и сомкнулась над её головушкой...
А разбойники так жалковали по Чиняйе, что убили своего атамана и поклялись с тех пор: "Не будем больше разбоем жить!"...
 Разбрелись они по окрестным местам-островам и начали мирно жить хлебопашеством да рыболовством.
 Остров же с тех пор в память о верной, доброй и красивой девушке Чиняйе зовется Чиняевским. А деревня на нем – Чиняиха.
  Екатерина Демьяновна Дьякова всякий раз, рассказывая эту легенду друзьям, школьникам, гостям, добавляла: "Я - прямой потомок рода, берущего своё начало от тех разбойников, что «перевоспитались» горем - гибелью Чиняйи"...

               Татьяна Викторовна Бернякович
Дата публикации: 17 Марта 2018


Вам нравится? 4 Да / 1 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...