НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Сельская учительница Чевозерова


            В многодетной крестьянской семье Чевозеровых Екатерина была старшей из пятерых детей. Её родители, бывшие единоличники, занимались разведением скота и работали в своём поле от зари до зари. С приходом Советской власти Никифор Ефимович с женой Евдокией Олимпьевной вступили в организованный в то время колхоз «Красный партизан».
     Двадцатые-тридцатые годы были трудными: жилось голодно, не хватало одежды, порой самого необходимого, но Чевозеровы жили дружно, уважали и помогали друг другу. Отец работал в полевой бригаде рабочим. Чтобы поднять семью, старался, как мог, в день выполнял по две, а иной раз и по три нормы. Начальство его старание заметило и его назначили в полеводческую бригаду бригадиром. 
В середине 30-х годов в стране произошел кризис с хлебом: засуха и недостаточное количество семенного зерна привели к тому, что во многих областях начался голод. Активизировался поиск вредителей и врагов Советской власти. Бывало, страдали и невинные. 
Случилась беда и с отцом Екатерины. Недоброжелатели написали на бригадира жалобу в район, и по ложному доносу Никифора Ефимовича арестовали, осудили и приговорили к расстрелу как врага народа. Как позднее узнала семья Чевозеровых, расстреляли его 4 марта 1938 года, место захоронения неизвестно. 
В 1959 году с Никифора Ефимовича были сняты все обвинения на основании принятого Закона «О реабилитации жертв политических репрессий».
Конечно, Екатерина Никифоровна не могла без слёз и горечи в сердце вспоминать это время. Их семья лишилась кормильца, голодные дети находились на грани выживания. Трудно было жить в окружении подозрительности, ненависти, недоверия односельчан. Мать, Евдокия Олимпьевна, заменила в семье отца, работала в колхозе, но потом, не выдержав тяжёлого труда, заболела, слегла и, несмотря на долгое лечение, умерла. Вся ответственность за семью легла на плечи Кати. В 13 лет, вместе со старой бабушкой, ей пришлось кормить и воспитывать подрастающих братьев и сестер.
         Екатерина старалась изо всех сил, выполняла львиную долю домашней работы и в школе хорошо училась, закончила её с отличием, но, несмотря на желание учиться дальше, вынуждена была пойти работать на ферму в колхоз. 
Время шло, дети подросли и Катю в 1936 году пригласили работать в школу. В то время учителей не хватало, и её приняли в небольшую школу, в соседнюю деревню Кругликово, учителем начальных классов.
     Добиралась Екатерина к месту новой работы в сентябре, по осенней дороге, в распутицу. Приехав в деревню, сама нашла и сняла квартиру у пожилых людей. 
Не сразу селяне признали в ней школьную учительницу: была Катя уж больно мала ростом и выглядела совсем неопытной.
 Начав работу в школе, девушка поняла, что нужна детям. Ей поручили первый класс из 12 самых маленьких учеников, которые сразу её приняли и полюбили как родную. И она всем сердцем привязалась к ним, полюбила своих "первоклашек", которые благодаря её урокам потянулись к знаниям, всё больше и больше познавая окружающий мир.
 Екатерина много читала, к каждому уроку готовилась тщательно, ответственно. Зимы в те годы были очень холодные, ей приходилось заботиться о том, чтобы в классе было тепло, поэтому она сама топила школьную печь дровами, приносила воду, мыла и красила полы, окна. У школьников не хватало учебников и необходимых принадлежностей - и эту проблему она постепенно решила: обратилась за помощью в правление колхоза, ей выделили небольшие деньги, на них приобрели учебники, тетради и всё необходимое для проведения занятий.
 Юная учительница строго следила за работой детей на уроке, за выполнением школьных и домашних заданий. Если была необходимость, посещала школьников на дому, беседовала с их родителями. Её трудолюбию можно было только позавидовать, она успевала делать свою работу в школе, а в свободное время, по вечерам, участвовала в художественной самодеятельности в сельском клубе.
 Односельчане к Екатерине стали присматриваться повнимательнее: работы она не боялась, трудилась на совесть, и её трудолюбие оценили, признали своей, стали уважительно называть по имени-отчеству.
 Постепенно жизнь Екатерины наладилась, появились новые знакомые, друзья, общие интересы. В старом деревенском клубе молодёжь устраивала вечёрки - ребята и девушки пели, танцевали, веселились. Именно там она познакомилась со своим будущим мужем. Ей очень понравился красивый, весёлый, отзывчивый деревенский парень Гриша Анищенко. Они познакомились, понравились друг другу, стали встречаться, влюбились и вскоре поженились. Летом 1937 года молодая семья переехала жить в деревню Карасёво, расположенную в 18 километрах от деревни Кругликово. Поселились в семье мужа. Молодые супруги жили дружно, душа в душу. Григорий работал в колхозе на тракторе, а Екатерина в школе, учителем начальных классов.
  В августе 1938 года, в разгар сенокоса в семье родилась дочь Людмила.
Больше у Екатерины детей не было, а причиной этого стала война. Муж Григорий был призван в Красную Армию накануне войны, воевал на Сталинградском фронте, был ранен, чудом остался жив. До конца войны он работал авиамехаником на аэродроме в г. Воронеже. От него приходили редкие, короткие письма, а потом он вообще перестал писать. Только после войны Екатерина узнала, что её Гриша, создав новую семью, живёт в Воронеже. Больше в Сибирь он не вернулся, всё, что осталось от него, - дочь и письма с фронта... Для молодой женщины это было большой трагедией, но она смогла перенести развод с мужем, не потеряла любви к жизни, к людям и детям.
 В годы войны Чевозерова была переведена из Карасёвской в школу деревни Правая Сосновка Болотнинского района.
Екатерина Никифоровна была назначена на должность заведующей начальной школой, а затем, после окончания войны, стала директором восьмилетней Правососновской школы.
В то время в ней обучались дети из соседних деревень – Корнилова, Кармановки, Воздвиженки и Левой Сосновки.
 
Война - один из самых тяжёлых периодов в жизни Екатерины Никифоровны. Ежедневная работа занимала всё её время, требовала концентрации моральных и физических сил. Она обладала большим трудолюбием, терпением, упорством, любовью к людям. От неё требовалось владение педагогическим мастерством, политическая зрелость, владение информацией с фронта, знание и выполнение решений высших и местных партийных и исполнительных органов. В те суровые годы ей нужно было работать не только с детьми, но и вести разъяснительные беседы среди односельчан, работать после уроков с ними, помогать людям пережить все тяготы военного времени.
 Вспоминая о своей жизни, Екатерина Никифоровна рассказывала близким о тяжёлом труде жителей деревни в те годы: «Дисциплина труда в военные годы была жестокой: работали «от темна до темна», прихватывали и ночи. У родителей школьников выходных дней не было. Война заставила всех выполнять тяжёлую работу, в основном работали вручную. Коней в колхозе осталось мало. Нередким было явление, когда плуги, бороны, повозки вместо коней и тракторов тянули истощённые крестьянские коровы. Во многих семьях дойных коров жалели, ведь молоком кормилась вся семья, и чтобы не лишиться кормилицы, в повозку впрягались старики и женщины с детьми. 
В годы войны школа была переполнена. В каждом из начальных классов обучалось по 18-20 человек. Ребятишки из соседних деревень жили в интернате и были под присмотром учителя, их кормили в столовой. Правление колхоза выделяло немного продуктов для школьной кухни, где детям готовили скудный обед и ужин. Днём шли занятия в школе, а после уроков ученики вместе с учителем шли в поле помогать взрослым - женщинам и старикам, которые заменили в работе ушедших на фронт мужчин. Не жалея сил, трудились на полях и фермах. Дети возили сено, дрова, воду, ухаживали за скотом, помогали дёргать и вязать в снопы лён, убирали урожай картофеля и пшеницы. Часто работали по ночам: брали фонари и шли впереди комбайна, освещая поле во время уборки. Сжатое поле тщательно осматривали, подбирали оставшиеся колоски и сдавали всё до последнего колоса в колхоз, хотя сами часто недоедали.
 В день работающему колхознику на трудодни выдавали 250-300 граммов зерна (стакан), иногда на трудодни выдавали деньги, но суммы были столь крошечными, а цены такими высокими, что эти деньги не могли играть серьёзной роли в улучшении материальных условий жизни односельчан. Единственным источником средств существования жителей деревни становилось личное приусадебное хозяйство, размеры которого в военные годы несколько увеличились. Начальство смотрело на это сквозь пальцы, понимая, что иначе селяне вымрут от голода. После того как был выплачен военный и сельскохозяйственный налог, колхозники продавали на городском базаре г. Болотного часть личных продуктов из своего подсобного хозяйства, урезая собственные потребности. Скудных запасов продовольствия, сделанных осенью, едва хватало до весны. С крестьянского стола исчезли сахар, чай, мясо, сало, масло. Шли в ход различные заменители, чаще всего жмых. Пекли хлеб из ржи с добавлением отрубей и картофеля. Вместо чая пили настои трав, вместо сахара ели варёную свёклу. Питались в основном картофелем и хлебом. Резко усилилось витаминное и белковое голодание, дети часто болели".
 Война лишила детей возможности нормально учиться в школе, ухудшилось снабжение учебниками, оборудованием, письменными принадлежностями. Вечерами, особенно в зимнее время, ученики выполняли школьные задания под тусклым светом керосиновых ламп, писали самодельными чернилами на полях и страницах книг и газет.
Зима, бураны, морозы – всё нужно было пережить. Деревенские женщины оставляли дома маленьких детей одних, а сами уходили в гараж к тракторам, на ферму. Никто не жаловался, не говорил, что эта работа им не под силу. 
Женщины за пазухой, чтобы не замерзала, приносили на работу варёную картошку, жевали её на ходу – это была их главная пища... Каждая старалась получше выполнить задание, чтобы своим трудом помочь братьям, отцам и мужьям победить врага. Не отставала от них и Екатерина Никифоровна, и с учениками в школе и в поле.
 Учительница видела, что в годы войны ребятишки быстро взрослели, становились более отзывчивыми и ответственными за порученное дело, хорошо учились, помогали друг другу в труде.
К учителю всегда особое внимание: на него смотрят ученики, их родители. В деревне считали, что учитель - это человек, который всё знает, видит, понимает, который живёт не для себя, а для народа. Жизнь сельского учителя - это постоянная работа, самосовершенствование, самоподготовка, самовоспитание.
 И каким же надо быть человеком, чтобы заслужить всенародный почёт? А о Екатерине Никифоровне в деревне говорили: «Она одна у нас и советчик, и защитник». 
«Так сказала учительница», - эти слова были последней точкой в любом споре, при решении любой проблемы. Екатерина Никифоровна в работе старалась все силы отдавать любимому учительскому делу, выполняла и общественные поручения. Правление колхоза поручило ей проводить политинформации с односельчанами. По вечерам она пешком ходила на полевой стан, на ферму, в гараж, чтобы встретиться и поговорить с односельчанами, сообщить им новости с военного и трудового фронта. В коротких встречах, беседуя с тружениками села на каждом участке, Екатерина Никифоровна кратко пересказывала им отрывки статей из газет, новости, услышанные по радио и в селе, читала постановления партийных и исполнительных органов, передавала односельчанам просьбы от их родственников и детей.
 Общее желание победить врага вызвало широкое патриотическое движение: селяне и школьники собирали на фронт подарки - посылки для бойцов и командиров Красной Армии. В них отправляли тёплые вещи: полушубки, валенки, вязаные носки, варежки, перчатки, вышитые носовые платки, кисеты с табаком, писали письма и открытки.
 Правительство поддерживало тружеников тыла, регулярно поздравляло с праздниками, вручало заслуженные награды, почётные грамоты и подарки. Среди имен награждённых было и имя Екатерины Никифоровны, которая была четырежды награждена памятными юбилейными медалями за доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
 Наконец наступил долгожданный День Победы. Какой он был счастливый для всего села! Все ликовали, в том числе и Екатерина Никифоровна, слёзы счастья текли по её лицу. Не было у неё больше такой радости в жизни, как в тот день Победы.
     
Война окончилась, а школьную работу нужно было продолжать, ведь шли уроки, экзамены. Её бывшие школьники в мирное время стали покидать деревню, перебираясь в город, но приходили новые ученики...
Старая Правососновская школа пришла в негодность, её разрушили. Было принято решение строить новую, восьмилетнюю школу. Екатерину Никифоровну назначили её директором. Заботу о строительстве возложили на неё. И с этой работой она с успехом справилась. Школу открыли 1 сентября 1950 года. Количество школьных мест увеличилось в пять раз. Увеличился учительский коллектив на 5 человек, работать стало намного легче.
 В начале 50-х годов Е.Н. Чевозерова поступила в пединститут г. Новосибирска. Работу пришлось совмещать с учёбой. Два раза в год она уезжала в институт на сессии, учиться было очень интересно. Всё, что узнавала нового, передового, применяла в школе на своих уроках. Вскоре о её новых методах узнали в районе, пригласили поделиться опытом на методических совещаниях педагогов района.
       Окончив институт и получив диплом, она была переведена в 1963 году в РОНО в качестве заведующей методическим кабинетом, где проработала до 1976 года, а затем ушла на пенсию. Находясь на заслуженном отдыхе, Екатерина Никифоровна не смогла долго обходиться без любимой работы, устроилась в Болотнинский детский дом на должность заместителя директора по воспитательной работе. В середине 80-х годов детский дом был реорганизован, коллектив сокращён. Но не могла она без дела сидеть. Екатерина Никифоровна устроилась продавцом в киоск «Союзпечать», а затем в семенной киоск, где проработала ещё почти 10 лет.
Долгую, трудную, но интересную жизнь прожила Екатерина Никифоровна Чевозерова.
Её общий трудовой стаж составляет (с 1936 по 1996 год) 60 лет, из них 50 лет посвящены учительскому труду.
 Екатерина Никифоровна обучила, воспитала и вырастила более 1000 выпускников. В её семье прослеживается преемственность педагогической профессии. Дочь Людмила Григорьевна и внучка Татьяна Александровна так же, как и она, окончив пединститут, получили профессию учителя и стали работать в Болотнинской вечерней сменной общеобразовательной школе.

Немного осталось среди наших земляков-педагогов таких людей, как Екатерина Никифоровна, беззаветно преданных своему делу. Их благородный труд навечно остаётся в памяти тех, кто жил рядом с ними, учился у них.
Великая им благодарность от нас, их учеников, низкий поклон и вечная память!


Учитель истории и обществознания
 Болотнинской вечерней школы Михайленко Нина Ивановна


Зима 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 29 Января 2018

Отправитель: Владимир Слободенюк

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...