НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Две судьбы - две Надежды

Учитель! Как много смысла в этом простом слове… Жизнь каждого человека освещает учитель. Он открывает целый мир, интересный и большой - мир знаний, навыков, умений. За хорошим учителем хочется в этот мир войти. 

Главное, что отличает настоящего учителя, это умение быть человеком. Как легко он может изменить жизнь ученика, наполнить её чем-то светлым, радостным, настоящим! 

В нашей родной Пеньковской школе работают замечательные учителя. Каждый из них хорош по-своему, но мы хотим рассказать о двух тёзках, Надежде Петровне Палкиной и Надежде Алексеевне Атапиной.
Они разные, но одно качество их объединяет – доброта. 

Надежда Алексеевна Атапина преподаёт математику. Родилась она 16 апреля 1957 года в селе Пеньково. Семья жила небогато, мать, Зоя Ивановна, работала в сельсовете, отец Алексей Леонтьевич был лесником. 
В сельскую восьмилетку Надя пошла учиться с большим удовольствием. В школу приходилось ходить далеко, особенно сложно было зимой, когда заметало дорогу, но девочка не пропускала занятий. Математика, «царица» наук, с первого класса увлекла юную ученицу. Хоть Надя была очень активным ребёнком и в своём дворе "атаманшей", но домашние задания строго выполняла и именно математикой занималась с удовольствием. Надежда Алексеевна вспоминает, что умудрялась помогать даже подругам-старшеклассницам. Впрочем, иногда и проколы случались, и подружки попадали в смешные ситуации. Однажды маленькая Надя "выполнила" им примеры с умножением, ещё не пройдя эту тему в школе, и подруги вернулись домой с единицами в дневниках. 
В 1972 году Надежда успешно освоила восьмилетку и дальше училась уже в посёлке Маслянино. Но и в новой школе не изменила Надя своему любимому предмету, продолжала хорошо учиться, занималась активно спортом (лыжами) и участвовала в олимпиадах по математике. 
Надежда Алексеевна с глубоким уважением и благодарностью вспоминает своих пеньковских педагогов – первую учительницу Валентину Евсеевну Боброву и преподавательницу математики Антонину Алексеевну Фёдорову. В школе №1 – Мечкову Зинаиду Петровну (учитель математики) и Бусыгину Валентину Николаевну (учитель физики). 
В 1974 году Надежда заканчивает десятилетку в Маслянино. Она не стала ждать подарков от судьбы, учитывая не богатое состояние своей семьи, и решила сама заработать себе на учёбу. Самостоятельная и целеустремлённая, Надежда Алексеевна поступает на работу в Пеньковскую школу, а затем в Петропавловскую. Математика становится её спутницей. Несмотря на трудности (приходилось ходить пешком по 9 километров), Надежда Алексеевна проработала там год. Но надо было учиться дальше. Поэтому на некоторое время пришлось оставить работу.
В 1976 году Надежда поступает в Новосибирский государственный педагогический институт на физико-математический факультет. После института Надежда Алексеевна была направлена в Верх-Иковскую школу Маслянинского района. Здесь она и нашла свою судьбу, вышла замуж за Атапина Сергея и родила дочерей, Оксану и Лену. С тёплой улыбкой вспоминает Надежда Алексеевна Верх-Иковскую школу, хорошее было время, доброе, но с распадом Верх-Иковского совхоза, да и детям надо было учиться дальше, семья в 1996 году переехала в родное село Надежды Алексеевны – Пеньково. Теперь уже не Селедцова, а Атапина Надежда Алексеевна поступает на работу в Пеньковскую СОШ на должность учителя математики.

Надежда Петровна Палкина, в девичестве Кутявина, родилась 24 октября 1957 года в селе Чудиново. Затем семья переехала в Кемеровскую область. Деревенька была небольшая, всего несколько дворов. Не имелось даже освещения (хотели построить леспромхоз, но производство оказалось неперспективным). Так Надежда Петровна в 1967 году оказалась в селе Суенга Маслянинского района, где жила многочисленная родня по линии отца. Отец и мать Надежды закончили только начальную школу (помешала война). Оба рано осиротели. Но тяга к знаниям осталась на всю жизнь. Родители любили читать книги. Отец, Пётр Николаевич, увлекательно рассказывал сказки, детские рассказы, мог говорить стихами, сочинил песню о своём отце, которую поют родственники, когда собираются вместе. Этот удивительный дар стихосложения перешёл и к Надежде Петровне, а затем к её детям. 
На протяжении нескольких лет Надежда Петровна вела кружок в школе и научила многих детей приёмам стихосложения. Одно из её самых любимых заданий по литературе – творческое (написать сказку, басню, стихотворение). Надежда Петровна с теплотой вспоминает своих учителей. В 5 классе преподавал Наместников Николай Александрович, строгий и требовательный. Он и привил маленькой Наде любовь к языку. С 6 класса Надя уже точно знала, что будет учителем русского языка и литературы. Собрав подружек, Надя с упоением рассказывала им сюжеты прочитанных книг, иногда безбожно сочиняла (с улыбкой вспоминает Надежда Петровна), но они всё принимали за чистую монету, даже просили ещё рассказать что-нибудь. 
С глубокой теплотой и уважением вспоминает Надежда Петровна уроки Шаминой Татьяны Владимировны (тогда она была Коврижных). Молодая, только после десятилетки, она смогла заразить учеников своей любовью к книге. 
А сама Надежда уже к тому времени давно обрела цель в жизни и книга стала её надёжной спутницей.
В 1973 году Надя окончила Суенгинскую школу и продолжила обучение в Елбанской. Надежда была успешной ученицей, но любимым предметом по-прежнему оставалась литература. А вела этот предмет Гладышева Александра Владимировна. С мягким голосом, спокойная, добрая, она увлекательно рассказывала. На уроках всегда было интересно. 
И после окончания школы в 1975 году сомнений у Надежды не было – только филфак. И она успешно поступила в Новосибирский пединститут на филологический факультет. Трудное было время студенческое, семья жила скромно, но, конечно, как могла поддерживала Надю в городе.
В 1979 году Надежда Петровна вернулась в своё родное село, в Суенгинскую школу. С большой ответственностью приступила к работе. Мама, которая тоже работала тогда в школе, очень переживала за свою Наденьку, ходила слушать, как проходят её уроки. А потом спрашивала: ну почему же всех учителей слышно в коридоре, как ведут урок, а тебя нет? Да потому, что у молодого специалиста, доброй и хрупкой девушки был тихий, нежный голосок! Ребятишки сразу затихали, когда Надежда Петровна входила в класс, и не шелохнувшись слушали всё, что она говорила... 
С 1979-го по 1989 гг. проработала Надежда Петровна в Суенгинской школе. Здесь же в Суенге вышла замуж и родила двух сыновей, Андрея и Алексея. А с 1991 года Надежда Петровна живёт в Пеньково и работает в школе.

Надежда Петровна Палкина и Надежда Алексеевна Атапина такие разные и все же в чём-то похожи их судьбы и характеры. На протяжении многих лет трудятся в Пеньковской школе. У Надежды Петровны два сына, у Надежды Алексеевны - две дочери. Одно у них имя – Надежда, а сестёр их зовут Любовь. Надежда Алексеевна и Надежда Петровна работали в советской школе и встретили новое время, новые требования. И уже на протяжении многих лет готовят выпускников к ЕГЭ, а учеников за эти годы уже и не сосчитать! Многие стали известными людьми и у нас в районе. У Надежды Алексеевны Атапиной учились: Маланина Юлия (завуч Больше-Изыракской школы), Глебкина Светлана (заместитель директора по воспитательной работе в школе №3), Жилинский Алексей (директор школы №3), Баев Сергей (агроном льнозавода), Баев Алексей (директор льнозавода), Голубев Семён (священник), Ушаков Николай (директор МУП «Маслянинскавтотрас»), Пирогов Сергей (глава Больше-Изыракского сельсовета) и многие другие. У Надежды Петровны Палкиной – Константинов Николай (учитель в Суенгинской школе), Каревская Ольга ( заместитель директора по воспитательной работе в Пеньковской школе), Боброва Юлия (окончила филфак), Огнёва Екатерина (учитель в г. Новосибирске), Атапина Оксана (специалист администрации Маслянинского района), Слонов Иван, Крылов Сергей, Кошкин Николай (стали агрономами).

Доброта, чуткость, отзывчивость - вот те качества, которыми обладают обе Надежды. 
У Надежды Петровны и Надежды Алексеевны на уроках всегда дисциплина, не слышно ни грубого слова, ни повышенного тона. Любовь к своему предмету и уважение к детям позволяют им обходиться без этого. Порой одного лишь взгляда или слова этим учителям достаточно, чтобы их услышали и поняли. И на работу они идут вместе. Задолго до начала занятий, ещё даже когда зимой до конца не рассвело, в их классах горит свет. Потому что обе Надежды любят приходить в школу рано, когда коридоры ещё пусты, и готовиться к урокам, а потом слышать, как постепенно нарастает гул детских голосов. Школа – их жизнь. 
Зная Надежду Алексеевну и Надежду Петровну, можно представить их и ответственными врачами, спасающими жизни, и честными государственными чиновниками, потому что целеустремлённые, но не избалованные судьбой, они сами смогли воплотить свою мечту. 
Эти женщины заслужили благодарность учеников и уважение односельчан своим трудом, любовью и преданностью учительскому делу, поэтому строки из стихотворения Б. Гайкович хочется адресовать именно им:
          
 Учитель!
Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб, с каждым поколеньем впредь,
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!
Учитель! Как бесценно имя это
Среди богатых россыпей сердец.
Учитель! Это имя чище света.
Он мой отец, духовный мой отец!
Склонял он надо мной виски седые
И мир учил, как надо понимать,
И под его диктовку я впервые
Два слова вывел "Родина" и "Мать".



Зима 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 18 Января 2018

Отправитель: Елена Атапина

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...