НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История Болотнинского госпиталя


 Между фронтом и Сибирью курсировало более 80 санитарных поездов. На территории нашей области уже в первые месяцы войны были развёрнуты и начали работу эвакогоспитали. Все они подчинялись специально созданному при облздраве управлению госпиталей. Несмотря на то, что под госпитали старались отводить лучшие помещения, в основном они располагались в неприспособленных для лечения раненых зданиях, чаще всего это были школы. Например, только в Новосибирске под эти цели была занята 21 школа. 
Большие сложности возникали с обеспечением эвакогоспиталей медицинским оборудованием, инвентарём, лекарствами. Не хватало кроватей, столов, мыла, постельного белья и т. п. Местные власти делали всё возможное и невозможное, чтобы обеспечить раненых бойцов всем необходимым.
К работе в новосибирских госпиталях привлекались крупнейшие ученые-медики. «Профессора и доценты института усовершенствования врачей и мединститута и все эвакуированные врачи — квалифицированные специалисты — оказывают нам огромную помощь»,— отмечалось в отчёте отдела эвакогоспиталей.
Уже в первые месяцы работы новосибирские медики добились больших успехов, что и было отмечено на первом пленуме Госпитального Совета СССР в мае 1942 года. Тысячи людей (а за годы войны в Новосибирске восстановили своё здоровье более 218 611 раненых военнослужащих) были спасены, вылечены и вернулись в строй благодаря самоотверженному труду медицинских работников.
В городе было проведено около 55 тыс. хирургических операций, свыше 17 500 переливаний крови, сотни тысяч рентгеноисследований. Все новейшие открытия медицины применялись врачами на практике. Не случайно в январе — феврале 1946 года на итоговой конференции в Москве министр здравоохранения РСФСР подчеркнул, что Новосибирск вошёл в число тех городов, которые являются гордостью советского здравоохранения.
Нельзя не отметить донорское движение, охватившее в годы войны всё население Сибири. Сотни литров крови поступали на фронт и в госпитали от новосибирцев.

9 октября 1941 года из города Харькова прибыл в г. Болотное эвакогоспиталь № 1351 наркомата обороны, который был размещён в здании школы №23 по переулку Эстакадный (после войны школа № 21) до марта 1942 года. Начальник госпиталя  – хирург Дедов.
  Вот что вспоминала об этом первом в Болотном госпитале Анна Васильевна Блохина, работник хозяйственной канцелярии:
"В октябре месяце 1941 года к нам прибыл эвакогоспиталь № 1351. Я начала в нём работать с 15 октября 1941 года. Его разместили в школе № 21. Мыли, приспосабливали классы под палаты, санпропускник и моечную. 
Раненых начали подвозить на подводах, кого вели под руки, кто шёл сам, а кого несли на носилках. Когда вели раненых, то все вглядывались в их лица в надежде найти родных. В Болотное попал только один наш земляк – Буторин Александр. Госпиталь был костный, то есть, в большинстве переломы костей. Начальником госпиталя был врач-хирург Дедов, по словам самих харьковчан, он был просто художником в своей специальности.
В мае 1942 года в школе разместили новый эвакогоспиталь под номером 3621, который прибыл из-под Сталинграда, госпиталь отправили на запад 3 марта 1943 года. 
Начальник эвакогоспиталя №3621 был военврач второго ранга Б.А. Вишнепольский, комиссаром был И.И. Коврижкин, который затем работал председателем Болотнинского райисполкома".

Из архива Болотнинского музея: «Вишнепольский Борис Данилович, 1895 года рождения, окончил в 1921 году Одесский медицинский институт, с 1941 года служил в рядах Красной армии».
Первые раненые в госпиталь № 3621 поступили из Сталинграда. Военно-санитарный поезд, на котором их привезли в Болотное, стоял на крайнем железнодорожном пути по улице Березовской. Был по-летнему тёплый день, и как-то не верилось, что где-то идёт война и эти люди «оттуда». Разгружали больных все сотрудники госпиталя, им помогали жители близлежащих улиц. Одних перевозили на лошадях, других несли на носилках, третьим помогали идти. В палатах встречали медсёстры, врачи. По мере возможности устраивали раненых в палаты по их желанию. Оказывали всяческое внимание. За время существования госпиталя все сотрудники старались облегчить страдания раненых, помогали им в уходе за собой. И не было между ними каких-либо конфликтов.
Трудно было с материально-техническим обеспечением. Сотрудники госпиталя и жители города помогали в пошиве белья, в его ремонте. Многое поставлялось централизованно, но этого, конечно, не хватало. Была острая нехватка электролампочек, бинтов, посуды. Для оборудования рентгенкабинета использовали рентгенустановку из районной больницы. Не хватало и помещений для подсобных служб. Так, например, прачечную оборудовали в помещении, принадлежавшем той же районной больнице.

Не обошла и смерть этот госпиталь. Но смерть была одна и не по вине врачей. Один раненый был комиссией «списан», должен был, выздоровев, поехать домой. И вот накануне выписки сердце солдата не выдержало...

Многие раненые помогали в хозяйственных работах. Рубили дрова, убирали двор, выполняли другие поручения. 
Большую шефскую помощь оказывали госпиталю предприятия Болотного. Так, вагонное депо помогало содержать в рабочем состоянии водопровод, систему отопления. Отдел кинофикации выделил киноустановку. И почти каждый вечер в госпитале показывали кинофильмы. Смотрели фильмы об обороне Москвы, о блокаде Ленинграда, фронтовую кинохронику, художественные фильмы. 
С беседами и лекциями выступали работники военкомата, сотрудники эвакогоспиталя,комиссар И.И. Коврижкин. По воспоминаниям, Иван Иванович был душой всего госпиталя, он часто бывал у раненых в палатах, организовывал выпуск «боевых листков», плакатов и стенных газет. И это единственной рукой, на которой были не все пальцы!
   
Сотрудники госпиталя и раненые организовывали художественную самодеятельность, разыгрывали небольшие пьесы, читали стихи, пели, плясали. В погожие летние дни все ходячие больные и сотрудники стихийно собирались на парадном крыльце и пели хором. Пели про Стеньку Разина, про бродягу, что бежал с Сахалина, про «Москву майскую", «Распрягайте, хлопцы, коней», и многие другие песни. Со временем хорошо спелись. Хор звучал красиво и привлекал много слушателей с соседних улиц. 
В гости к раненым с концертами приходили агитбригады предприятий, клубов, школ. Большой любовью пользовались участники художественной самодеятельности клуба имени Октябрьской революции Е. Шпак, Н. Антоненко, Т. Жуковская.
 
Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Блохина Александра Афанасьевича:
"Призван был на фронт я в июле 1941 года. Воевал на Калининском фронте. Был тяжело ранен в декабре 1941 года под городом Можайском. Лежал в госпиталях. Ранение было очень тяжёлым, я сам не ходил. Меня выписали из госпиталя и отправили домой.
В середине 1942 года я вернулся домой в Болотное. Узнал от жены, которая работала в Харьковском эвакогоспитале, о прибытии нового госпиталя с ранеными из-под Сталинграда, который тоже разместили в школе № 21. Я решил пойти в госпиталь и играть на баяне, за что мне раненые и обслуживающий персонал были благодарны".

В 1943 году в эвакогоспитале работали медицинскими сёстрами Аня Изотова (Чижова), Мария Зяблицева (Орешкина), Мария Трофимова (Булычёва), Рая Кистенко (Кольчугина), Нина Журавлёва (Кабардина), Ира Гандимурова. Ирина ушла на фронт, где погибла в первом же бою.

Из воспоминаний Нины Журавлёвой:
"Хорошо помню один эпизод: выздоравливающих раненых мы всегда провожали из госпиталя. Один солдат вложил мне в карман халата записку. Сразу я не прочла, не было времени, а когда развернула записку, то увидела адресованные мне стихи:
         
"...В память я пишу,
Сам же я в далёкий
Трудный путь спешу.
Нина Журавлёва, наша медсестра
Она нам, как родная, у раненых была
Тихая и скромная не спит она ночей,
Дни бывают трудные, жаркие для ней.
Вспомнишь, как бывало «родненький» зовёшь,
Как же Вас за это к сердцу не прижмёшь?

Иван Слуянов".

Долго я вспоминала этого солдата, может, это тот, которого спасла моя кровь... Мы сдавали кровь, но не знали, кому именно она попадёт. 
1 апреля 1943 года пришёл приказ об эвакуации госпиталя назад, на запад. Короткий митинг, и мы срочно стали грузить госпитальное имущество в эшелон. Сначала двинулись на Воронежский фронт, но нас повернули на Москву.
В 1945 году пришла долгожданная Победа. Сколько было радости и слёз! 
Как долго все мы ждали этого дня!.."



Дата публикации: 18 Января 2018

Отправитель: Надежда Трофименко

Вам нравится? 4 Да / 2 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...