НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Огонь познания, зажжённый ею, по-прежнему горит в сердцах учеников


"Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле."
                                                  Ян Амос Коменский (1592-1670), чешский педагог

Профессия педагога заслуживает наибольшего уважения. Словно доктор, предотвращающий разрушение организма, учитель препятствует разрушению индивидуальности, интеллекта и внутреннего мира ребёнка. С Древней Руси и до наших дней хранится стойкий собирательный образ педагога: строгого и терпеливого, умного и понимающего, с чувством юмора, умением заинтересовать и найти индивидуальный подход к каждому ученику. Такой была Пасканная (Бирюкова)Клавдия Максимовна, уроженка с. Никоново.
Её родители Максим Григорьевич и Наталья Ивановна были грамотными людьми. Отец - коренной житель Никоново, а мать - уроженка Санкт-Петербурга, приехавшая с родителями в Сибирь в начале ХХ века.

Клавдия Максимовна получила аттестат о семилетнем образовании и поступила учиться в педагогическое училище города Черепаново. Получив диплом учителя начальных классов, пришла работать в школу. Время начала формирования её как учителя совпало с трудными годами для всего советского народа: предвоенными и годами Великой Отечественной войны.
Два года, с 1940 по 1942, она проработала учителем начальных классов в Больше-Изыракской школе. А с 01.08.1942 г. была переведена в Никоновскую семилетнюю школу.
В 1943 году на основании приказа по РОНО переводится в Калиновскую школу Маслянинского района.

В 1944 году в Никоново был переведен детский дом с эвакуированными ребятишками.
 Детей разместили в здании бывшей церкви. Они были напуганные, измождённые, голодные и худые. Нужны были воспитатели: молодые, инициативные, способные повести за собой и научить детей поверить в светлое мирное будущее страны. Такой была молодая учительница Клавдия Бирюкова. Проработала в детском доме два года. В 1946 году детский дом выехал с территории с. Никоново. 
Из воспоминаний воспитанницы детского дома Анны Сорокиной: «Клавдия Максимовна была очень внимательной, любящей свое дело, она внушала веру в счастливое будущее, благодаря ей я выжила». 

В 1946 году Клавдия Максимовна переводится учителем начальных классов в семилетнюю Никоновскую школу. 
Здание школы было небольшим - бывший поповский дом, разделённый на две половины. В дальнейшем, когда построят другое здание школы, этот дом станет интернатом для детей, проживающих в наиболее удаленных от Никоново деревнях, и кабинетом трудового обучения.

Одиннадцать лет она работает с начальными классами. Со слов сына, Пасканнова Виктора Кузьмича, «работала много, всегда приходила домой с большим количеством тетрадей. Часто тетради помогали нести её ученики. Долго проверяла, сидя за столом. Образ матери, склонившейся над тетрадями учеников, пишущей планы уроков, и сейчас перед глазами. Она часто задерживалась в школе, оставляла детей после уроков для индивидуального объяснения не понятой на уроке темы».
В 1948 году Клавдия Максимовна выходит замуж за Пасканнова Кузьму Фадеевича. У них родилось трое детей: Надежда, Владимир и Виктор.
Работая в школе, вела как классную, так и внеклассную работу. Готовили пионерские сборы, отчётные концерты, мероприятия, посвящённые разным памятным датам. В летний период вместе со старшими учениками, коллегами по работе заготавливали дрова (норма - три кубометра в день: напилить, расколоть и уложить в поленницу!), косили траву, собирали и заготавливали сено для лошадей. На лошадях по первому снегу дрова вывозились в школу. В каждом классе стояли круглые печи, обитые железом. Печки топились дровами.
В 1957 году К.М. Пасканнова переведена с учителя начальных классов на должность преподавателя математики и физики в Никоновскую восьмилетнюю школу. 
Предмет был сложным, но для Клавдии Максимовны преодоление трудностей не было проблемой. Самой было интересно освоить новую специальность в школьном образовании. В послевоенное время стране требовалось большое число работников массовых профессий, поэтому встаёт вопрос о подготовке будущих выпускников не только для поступления в техникумы и вузы, но и для практической деятельности в области сельского хозяйства и промышленности. 
В 50-е годы в целях дальнейшего повышения воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения выпускникам условий для свободного выбора профессий решено было приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе. Самыми важными предметами стали физика и математика. Следовательно, и ответственность у учителей по этим предметам была большая.
В Никоновскую школу поступили новые учебники. В период с 1952–1958 гг. создавались новые учебные материалы, задачники по физике и математике, продолжалась работа по систематизации и совершенствованию школьного физико-математического образования. 
Клавдия Максимовна проходит курсы обучения по данным дисциплинам. Сама много читает, разбирается в новых темах. Пишет подробные поурочные планы.
С 60-х годов в нашей стране начали проводиться математические олимпиады. Клавдия Максимовна занимается с учениками, показавшими хорошие успехи по математике, дополнительно. Её ученики участвуют в школьных и районных олимпиадах.
В 70-е годы произошло революционное изменение программы и учебников математики, начался переход массовой школы на новую систему обучения математике. Заимствованный с Запада теоретико-множественный подход к построению курса математики, широкое использование логико-математической символики и, в целом, — идея повышения теоретического уровня обучения. И вновь освоение методики преподавания, изучение программы. Клавдия Максимовна была человеком обязательным. Надо, значит надо! И осваивала новое, не изведанное доселе. Никогда не жаловалась на трудности или занятость. У неё на всё хватало времени.
Она была открытым человеком, прямым в своих суждениях. Была уверена в том, что цель образования — не только передача знаний и навыков, но и воспитание нравственности, культуры. Своим выпускникам она чётко, по-математически объясняла, что для дальнейшей успешной жизни, карьеры нужно повышать свой уровень образования, а значит, учиться дальше.
В те годы широко практиковали учителя школы взаимопосещение и проведение открытых уроков, а потом их совместный разбор. Всё это помогало им добиваться новых успехов. Клавдия Максимовна волновалась, когда давала уроки в присутствии коллег. Но её уроки всегда были интересными и познавательными.
«Может, мы как педагоги были и не такие «сильные», как сейчас, но мы были проникнуты общностью мыслей, убеждений и действовали в общем направлении. И результаты воспитания были хорошие». Так говорила коллега Клавдии Максимовны Павленко Валентина Михайловна.
Эти слова характеризуют коллектив Никоновской восьмилетней школы. Взаимоуважение, дружба, открытое высказывание друг другу недостатков, здоровое восприятие критики, взаимопомощь – вот принципы работы педколлектива того времени.
 
Из воспоминаний выпускников и педагогов Никоновской семилетней школы 60-70-х годов ХХ века:
«Клавдия Максимовна никогда не повышает голос, да это обычно и не требуется. Конечно, наш беспокойный и шумный класс доставляет достаточно волнений любимой учительнице, но она всегда с вниманием и пониманием относилась ко всем нашим проблемам. Лучше, чем классный руководитель, своих ребят не знает никто. Вместе с ней мы преодолели много трудностей, приобрели знания, учились веселиться на классных школьных вечерах, человеческому соучастию и проявлению внимания и заботы к окружающим нас людям. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из нас, непослушных озорников, выросли достойные люди!»
«Клавдия Максимовна посвятила свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям».
«Клавдия Максимовна была очень ответственным и трудолюбивым педагогом. К любому делу она готовилась всегда тщательно и кропотливо. Для всех она была очень строгим и требовательным учителем, а для меня добрым, отзывчивым человеком с огромной и чистой душой».
«Когда я пришла работать в Никоновскую семилетнюю школу, математику вела Клавдия Максимовна Пасканная. Она была уважаемым человеком в коллективе, с неё всегда и во всём можно брать пример. Она отличается неимоверным умом и в то же время очень скромная. В 1976 году мы всем дружным педагогическим коллективом проводили её на пенсию».

Доработав 1975-76 учебный год, Клавдия Максимовна ушла на заслуженный отдых. Проводы были торжественные и трогательные, со сцены сельского клуба прозвучало много добрых слов в адрес учительницы.
С 1976 года Клавдия Максимовна жила с семьёй сына Виктора, занималась внуками, помогала снохе Нине. Хотела ещё поработать, скучала по школе, но сын отговорил. Убедил, что надо позаботиться о своём здоровье.
14 февраля 1986 года её не стало.

Клавдия Максимовна была удивительной личностью: высокообразованной, разносторонней, внесшей большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. И несмотря на то, что ей пришлось пройти множество испытаний, она всегда удивляла своей искренностью, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходит вокруг.
Даже уйдя на заслуженный отдых, интересовалась жизнью своих бывших учеников. Радовалась их успехам и огорчалась неудачам.
Огонь познания, зажжённый ею, по-прежнему горит в сердцах её учеников.

Марина Кирьянова 


Зима 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 22 Января 2018

Отправитель: Марина Кирьянова

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


Очерк о Пасканновой Клавдии Максимовне

  • Комментарии
Загрузка комментариев...