Пётр Блохин из поколения победителей
Дань уважения мы всегда отдаём людям, за плечами которых долгая жизнь с её радостями и трудностями, удачами и потерями. Люди с активной жизненной позицией, честным отношением к труду и настоящей любовью к родной земле – это образец для всех поколений. Именно о таком человеке, являющемся достойным примером для нас, наших детей, внуков, и пойдёт речь.Пётр Кузьмич Блохин принадлежит к тому поколению, которое разделяет свою жизнь на две яркие страницы: до войны и после неё.
Родился Пётр Кузьмич в марте 1922 года в деревне Новоникольск Северного района в семье сельского учителя Кузьмы Степановича и домохозяйки Елизаветы Ивановны. Кроме него в семье было ещё семеро детей. До войны учился с 6 по 9 кл. в Северной школе, на летних каникулах работал в колхозе. Делал всё, что поручали: возил снопы, метал сено, отгружал хлеб.
В 14 лет вступил в комсомол. Делал общее дело, как все его сверстники, чтобы не уронить звание комсомольца. На праздники организовывали дежурства, во время уборки у складов с зерном был обязательный патруль, помогали ликвидировать неграмотность среди односельчан, готовили концерты. Комсомолец Пётр Блохин был активным, энергичным и надёжным товарищем.
От тех комсомольских лет у Петра Кузьмича осталась черта – в каждом деле сделать всё возможное и даже ещё чуть-чуть больше, чем требуется. Он старался никогда не изменять этой привычке.
- Работали тогда сутками, - вспоминал Пётр Кузьмич. – Люди отдыхали, только когда отдыхали лошади... Таких слов, как «не буду», никто не произносил.
В 1942 году был призван в ряды Красной Армии. Окончил Белоцерковное военно-пехотное училище, которое размещалось в городе Асино Томской области, и спустя шесть месяцев молодой солдат был направлен в 34-ю армию Северо-Западного фронта, где его назначили командиром взвода ПВО 41 отдельной лыжной бригады. С боями освобождая Родину, его взвод прошёл по Калининской области. Отдельные лыжные бригады занимались ликвидацией окружённой 16-й армии противника. Бои под Демянском значительно поубавили состав бригад. Из-за малой численности их передали в распоряжение 23-й гвардейской дивизии.
Это было в сентябре 1943 г., а в ноябре Петр Кузьмич стал коммунистом. Так поступали на войне тысячи советских солдат. В самые трудные для Родины дни вступая в ряды Коммунистической партии, они ещё и ещё раз доказывали верность своему народу.
Командиром пулемётной роты он дошёл до Прибалтики...
В Ленинградском госпитале, в палате, где не стихали стоны раненых, он тоже сжимал зубы от собственной нестерпимой боли, которой, казалось, не будет конца. Не раз приходили мысли: «Уж лучше без ноги»... Однако военный хирург убеждал: «Потерпи, солдат, и будешь ты через год на своей ноге». На долечивание направили в военный госпиталь Кировакана (Армения).
Вернулся домой в 1945 г. на костылях. Свой долг солдата и бойца он выполнил с честью. Об этом говорят его боевые награды: орден «Красной звезды», орден «Отечественной войны I степени», медаль Жукова. И в последующие годы он был награждён семью юбилейными медалями. А уже значительно позже, в апреле 2000 года, лейтенанту в отставке Блохину Петру Кузьмичу в ознаменование 55-й годовщины Победы над фашистами присвоено очередное воинское звание старшего лейтенанта.
В 1945-м, после Победы страна начала быстро восстанавливаться. Люди вернулись к мирному труду. И у Петра Кузьмича началась активная, но уже не военная работа.
С 1946 года П.К. Блохин занимал руководящие посты: был секретарём Северного райисполкома, райинспектором в Центральном статистическом управлении (ЦСУ), заведующим отделом сельского хозяйства райисполкома, директором районного промышленного комбината.
Это действительно был целый комбинат. Имел в своем распоряжении часовую мастерскую, мастерскую по ремонту и пошиву обуви и одежды, пилораму, пимокатный и столярный цеха. Держали свои конюшни. Мужчины ездили в урман, заготавливали красный лес и на единственном гужевом транспорте вывозили его из леса на территорию комбината. После распиловки и обработки из древесины изготавливали кухонные тумбочки, комоды для белья, табуреты, столы, резные этажерки, полочки для книг и другие нужные в хозяйстве предметы. Всё это с успехом реализовывалось в Северном и за его пределами, поскольку было исполнено добротно, прочно, красиво и служило людям долгие годы. Для детей рабочих комбината к Новому году в том же столярном цехе выпиливали игрушки, кроватки для кукол, пистолетики, самолёты с красными звёздочками на крыльях. В валенках пимокатного цеха ходили все, от мала до велика.
И вся эта работа проводилась под руководством Блохина.
В эти же годы Пётр Кузьмич становится участником Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства в Москве, где получает высокую правительственную награду - орден «Знак Почёта».
В 1955 году Блохина избрали председателем колхоза «Заря коммунизма», ныне это центральная усадьба села Гражданцево.
Листая старые подшивки районной газеты, я обратила внимание, что колхоз «Заря коммунизма» был на первом месте по сдаче государству зерна, молока, мяса, шерсти, яиц...
Характеристики тех лет, выданные с места работы, говорят сами за себя: «Товарищ Блохин проявил себя как растущий хозяйственник-организатор, политически грамотный. Колхоз под его руководством экономически окреп, денежные доходы выросли до миллиона рублей. Значительно улучшилась трудовая дисциплина колхозников. Построена теплица и создано хорошее парниковое хозяйство, что позволяет выращивать свежие овощи. Овощеводство приносит колхозу ежегодный доход 200-250 тысяч рублей. Хорошо идет строительство общественных построек. Организован откорм свиней и нагул общественного скота. Постоянно укрепляется кормовая база. В результате, значительно вырос надой молока. Увеличиваются посевные площади зерновых и кормовых культур. За высокие урожаи колхоз был дважды участником ВДНХ с вручением диплома I степени. Товарищ Блохин пользуется заслуженным авторитетом среди колхозников и советско-партийного актива района. Избран членом райкома КПСС».
Из воспоминаний дочери П.К. Блохина, Галины Петровны Суняйкиной: «Осень 1958 года выдалась тяжёлая для хлеборобов. Шли непрерывные дожди, скошенная в валки пшеница и рожь не шли на обмолот, теряли зерно. В эти дни отец редко бывал дома. В его привычном прищуре глаз появилась усталость и тревога, мама беспокоилась, а отец коротко бросал: «Нужно что-то делать, гибнет хлеб, гибнет». И опять надолго уезжал. Погода сжалилась, выдалось несколько солнечных дней и тогда правлением было принято решение, вопреки установке райкома, убирать зерновые напрямую. Правда, тогда зерно пришлось и сушить дольше, и лопатить, но сохранили его больше, чем любое хозяйство в районе. Полностью выполнили план поставок государству. Засыпали семена, колхозников не обидели и соседям помогли.
При всей своей видимой уступчивости и доброте, отец всегда был в принятии решений самостоятелен и в делах твёрд. Ему потребовалась завидная смелость и вера в свою правоту, чтобы пойти против течения».
Читаю ещё одну выписку из характеристики тех лет: «Хорошо идёт строительство индивидуальных домов для вновь прибывших колхозников. Село Гражданцево заметно преображается, становится уютнее, чище. Строятся дома для переселенцев, когда многие в то время были под земляными пластами. Колхозники перестраивают свои жилища, засаживают полисадники, наводят порядок возле приусадебных участков. Построили клуб, новую школу. И всё это под руководством Петра Кузьмича. Сельчане его уважают, одобряют его действия, ценят».
А Пётр Кузьмич всегда черпал житейскую мудрость у тех, с кем работал и жил, растил хлеб.
Так прошли десять лет. Потом правительство объявило об укрупнении колхозов. И центральной усадьбой колхоза «Заря коммунизма» стало Северное.
После разукрупнения колхоза Блохина назначают председателем межколхозной строительной организации, затем в 1967 году он возглавил ПМК «Мелиоводстроя», где трудился без малого 11 лет.
Начинал с нуля: в распоряжении МТС были только тракторы НАТИ и тросы. Вот этими орудиями и велась огромная работа. При помощи тракторов и тросов в 1956 году было раскорчёвано 200 гектаров плодородной земли. Работа велась в основном по расширению контуров на паровом поле. Раскорчёвывали и обрабатывали около 100 гектаров земель за рекой Тартас. В первый год нужно было освоить 100 тысяч рублей. Через 10 лет – уже 770 тысяч. Осушено восемь тысяч гектаров болот.
Много Петру Кузьмичу пришлось поработать, и всегда он оставался человеком принципиальным, честным, чутким и внимательным к людям, обладал огромным человеческим обаянием, внутренней культурой. Был самостоятелен, твёрд в решениях. Неукоснительно старался выполнять задачи, поставленные перед коллективом. ПМК под его руководством не раз занимала призовые места в областных соревнованиях среди родственных предприятий. А сам Пётр Кузьмич был награждён медалями «За доблестный труд» и «За освоение целинных и залежных земель».
В телеграммах, памятных адресах, вручённых Петру Кузьмичу Блохину при уходе на заслуженный отдых, много тёплых и точных слов: «Сознание долга, готовность быть там, где труднее и нужнее...» Таким он был в деле, а для близких и родных он всегда оставался самым верным, надёжным и любимым. В записной книжке фамилии и адреса его друзей, а отдельной графой помечены даты их рождения. С этими датами при любой занятости он не забывал их поздравить. Ко всем знаменательным праздникам Пётр Кузьмич отправлял до сорока открыток, столько же получал в ответ. В одной из его записных книжек, где были записаны мудрые, философские высказывания, я нашла удивительные слова, которые отвечают внутреннему состоянию человека, о котором я пытаюсь рассказать убедительно и правдиво: «Я не знаю более грозного и властного судьи, чем тихий шёпот собственной совести».
Какие простые слова, но как трудно им следовать, чтобы всегда слышать тихий шёпот собственной совести. Петру Кузьмичу Блохину это удалось.
Наталья Ничипоренко
с. Северное
Зима 2018
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...