История Корниловской школы
По воспоминаниям старожилов: «Школы в деревне долгое время не было, грамоты никакой, все были не грамотные. Из Самары приехал мастеровой Елгин Сергей Иванович, который знал грамоту. Вот он и писал письма, заявления по просьбе граждан. Он же начинал обучать грамоте детей богатых людей.В одно время приехал в Корнилово учитель Никита Семенович (фамилии никто не помнит). Общество решило нанять учителя за оплату с каждого ученика. Его нанимали богачи для обучения своих детей грамоте: писать, считать, закону божьему. Начало обучения проходило в частном доме Асанова Тимофея Архиповича. Зиму проучил этот учитель, а на следующую зиму приехал другой учитель. А еще через год в деревню приехала «девоха-учительница».
1912 год – построена Свято-Троицкая церковь, при ней в этом же году, открыта церковно-приходская школа. Пока строили дом священника, церковь закрыли. В 1930 году открыта начальная школа в доме священника, дом находился недалеко от кладбища. Классные комнаты были большими, светлыми. В школе была своя лошадь, для нее специально заготавливали сено.
Техперсонал с помощью лошади подвозил дрова с территории на крыльцо школы. Брёвна же привозили из леса на машине, а пилили их учителя с учениками, организовав коллективную работу. Колол дрова техперсонал. В это время котельной еще не было, в каждом классе стояли круглые металлические печи или сложенные из кирпича.
В штате школы был специальный человек, разжигающий печи каждый день, в три часа утра. В холодные зимние дни тепла не хватало, потому что кабинеты были очень большими. Правда, холода мы не ощущали, наверное, потому что, были маленькими, шустрыми. На переменах мы не сидели на месте, а танцевали под проигрыватель или гармонь. Среди учащихся многие умели на ней играть.
Учителями были: Сусанин Григорий Семенович, Алешин (имя, отчество никто не помнит), Вера Ивановна (фамилии никто на помнит), Зеркальцев Иван Васильевич, Хайченко Иван Васильевич и Антонина Александровна, Козанцевы Гавриил Архипович и Елизавета Васильевна».
1941–1945 годы. Школа не прекращает свою работу и в тяжёлое военное лихолетье. Не хватало учителей, школьных принадлежностей. Но терпение народа, его старания во имя победы не проходят даром, и школа продолжает свою работу. Учителем и заведующим начальной школы с 1941 по 1945 годы был Николай Тихонович Татарников. Он был инвалидом, в 12 лет сломал ногу, а до больницы далеко, лечили деревенские знахари. Кость плохо срослась, и он ходил с костылем. После семилетки окончил Томский педагогический техникум, учителем проработал 30 лет. Это был очень тактичный, терпеливый учитель, дети его любили, с теми, кто плохо учился, он занимался дополнительно. Проводил много бесед с родителями.
18 июля 1941 года, райисполком принял решение использовать в колхозах в качестве живого тягла крупного рогатого скота низкоудойных коров и бычков. Нужно было обучить 45 голов ходить в упряжке. В своих воспоминаниях учитель Татарников рассказывал, что главной задачей мальчишек 12–13 лет было обучить ходить в упряжи бычков, которые должны заменить забранных в армию лошадей. Девочки же вязали из шерсти носки, варежки, шарфы, шили кисеты для махорки, собирали на фронт посылки.
Всё было подчинено войне – учёба и труд. Школьникам доверялись важнейшие участки работы. И ребята относились к порученному делу очень серьезно, ответственно. Они помогали семьям погибших фронтовиков, вели большую переписку с солдатами и особенно уделяли внимание тем, у кого погибли семьи, либо были в оккупации на занятой врагом территории.
Школьникам доверялись важнейшие участки работы. И ребята относились к порученному делу очень серьезно, ответственно. Они помогали семьям погибших фронтовиков, вели большую переписку с солдатами и особенно уделяли внимание тем, у кого погибли на фронте близкие, эвакуированным из Ленинграда.
В 1945–1947 годы после отъезда Татарникова Н.Т., заведующей начальной школой и учителем стала Вера Арсентьевна Осипенко (девичья фамилия Заикина). Татарников уехал работать учителем начальной школы в деревню Левая Сосновка. Умер Николай Тихонович в 1983 году.
Из воспоминаний И. М. Шелковникова: «В 1945 поступил в школу, вспоминаю себя первоклассником и нашу молоденькую учительницу Веру Арсентьевну. Послевоенное время, нищета: ни учебников, ни чернил, ни тетрадей. Ничего не было. Только букварь один и учитель. Книга для чтения тоже одна. И вот учительница перепишет из такой книги отрывок на доску и заставляет нас читать. Тетради она доставала с чердака школы. Школа-то находилась в поповском доме. Мне досталась тетрадь по закону божьему за 1913 год. Свои задания я писал между исписанных строк. И все так писали. Я сначала прочитывал всю тетрадь, а затем начинал писать. Для меня было странным, что слова заканчивались твердым знаком».
Судя по найденным документам, в 1946/47 учебном году в школе обучалось 76 человек. Ремонт был проведён в полном объёме, дрова были заготовлены в достаточном количестве и для школы и для учителей. В октябре коллектив школы работает в поле: собирает урожай с 220 га земли. Оказывается помощь 45 учащимся, живущим в тяжелых условиях: 12 детей получают брюки и юбки, 4 пары сапог, 22 рубля – деньги в качестве помощи. После Великой Отечественной войны все силы направляются на восстановление страны. Страна была истощена, но всё же, одухотворённый победой народ, с энтузиазмом берётся за дело.
Перед началом учебного года коллектив ремонтирует школу, школьные постройки. Вместе с родителями учителя в лесу валят деревья, привозят на быках. После транспортировки брёвен на школьную территорию, техперсонал вместе с родителями их пилит, колет. В этом помогают и ученики классов постарше на уроках труда. С началом осенней уборки урожая школа оказывает помощь колхозу.
В процессе учёбы работают различные кружки, зимой проводятся лыжные соревнования, забеги. Очень весело проходят праздники Нового года, где все получают подарки от Деда Мороза.
С 1953 года Бондарчук Прасковья Александровна работает учителем начальных классов в Корниловской начальной школе. Всё приходилось учителю в деревенской малокомплектной школе делать самому. Даже пришкольный участок огородили с детьми сами учителя. Выращивали всевозможные овощи, а ко Дню урожая готовили блюда для выставки из овощей, выращенных на участке.
Также вела Прасковья Александровна пионерскую работу, готовила концерты с детьми и с номерами художественной самодеятельности, выступали на ферме и в сельском клубе. В это время, работала в двух классах одновременно, Прасковья Александровна, которая делится опытом работы, издаётся её брошюра «Пособие по работе в сдвоенных классах».
В 1957 году школа становится семилетней. Ещё одно здание отводят под школу, но оно маленькое. Занимаются в школе в две смены. 22 сентября 1962 году открыли восьмилетку в здании колхозной конторы, а до этого там жили сосланные калмыки Бадмаевы, позже разместили детские ясли, с 1996 года – сельский совет, здание сгорело (жила семья Бреус).
Директором восьмилетней школы был Макаревич Иван Фомич, он преподавал физику, черчение, изобразительное искусство. Завучем и учителем русского языка и литературы Осипенко Вера Арсентьевна. Историю, географию вела Макаревич Наталья Ивановна, которая в 1964–1969 годы была директором. По окончанию восьмилетней школы, желающие продолжить учебу уезжали в Болотное в школу №2, она находилась на территории нынешнего педколледжа. Учащиеся из сел жили в интернате, недалеко от нынешней школы №2.
Занимались в помещении старой конторы только 5–8-е классы, а начальная школа по-прежнему находилась в доме священника. Два учителя работали в две смены: Шипалова Нина Григорьевна и Мальцева Раиса Васильевна.
8 августа 1962 год на сессии сельского совета ставился вопрос об открытии восьмилетней школы. Учитывая запросы населения, было решено в 1962 году открыть восьмилетнюю школу. Для этого необходимо решение области и список учащихся, которые будут обучаться в восьмилетке.
Осипенко В.А. съездила в ближайшие деревни, составила список учащихся. Начертили план начальной школы, и здание конторы, в котором решено открыть 8-летнюю школу. С этими документами поехали в районо, район дал согласие.
В область был отправлен Рубанов Михаил Герасимович. Разрешение было получено, начался ремонт старого помещения. Не было учителей, исполком Корниловского сельского совета ходатайствовал перед организацией, чтобы директором школы стал Макаревич Иван Фомич, он же преподавал ИЗО, черчение, физику. Завучем стала Осипенко Вера Арсентьевна, она же преподавала русский язык и литературу. Историю, географию вела Макаревич Наталья Ивановна, математику вела Любецкая Тамара Федоровна. С 1964 по 1969 годы директором была Курашенко Любовь Тихоновна.
12 апреля 1962 году был собран сельский сход, который проводила Ядченко Г.К., председатель сельского совета. Жители собрались в клубе с повесткой дня о строительстве шлакоблочной школы. 17 июля 1962 года был организован воскресник по заготовке и вывозки камня для закладки фундамента. Не было ни денег, ни строителей, поэтому решено строительство школы начать собственными силами.
В октябре стали копать траншеи для фундамента. Каждому двору был дан план, выкопать по 2,5 метра. Траншея была выкопана в течение 10 дней. Песок возили во внерабочее время. Чтобы купить цемент собрали с каждого двора по 10 кг пшеницы и увезли на базар, на вырученные деньги купили цемент. 22 октября провели воскресник по закладке фундамента. Погода была плохая, но люди не ушли, пока не закончили закладку фундамента.
Весной 1963 года ученики откапывали снег и спускали воду, чтобы не размыло фундамент. В 1963 году заключили договор с «Межколхозстроем» на строительство школы, денег не было, но строители выложили стены до окон, работу не останавливали. По смете эта школа оценена 101 тысяча рублей. В 1965 году дали деньги из районного и областного бюджета 37 тысяч рублей. Работу по строительству вел Болотнинский МСО.
Большую помощь в строительстве школы оказывал колхоз «Вперед к коммунизму», в 1966 году под руководством директора Курашенко Л.Т. организовали воскресник по заливке потолка глиной на площади 400 квадратных метров. Глину носили ведрами. 2 сентября 1967 года школа открывает двери. На открытии присутствовало155 человек.
В 1968 году поповский дом был разобран, перевезен и поставлен на новое место, где сейчас находится учительский дом. Построен он был плохо: дыры, сильная слышимость, кругом лес, калмыцкие землянки. Еще около года проходили занятия в этом доме.
1 сентября 1969/70 учебный год. «Сколько радостей приносит ученикам и учителям начало учебного года. Особенным должен быть этот день в год, когда вся страна будет отмечать 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Задолго до этого дня волнуются родители: как будет ребенок учиться, все ли куплено для школы. Не удивительно, что даже те дети, которые не всегда охотно учатся, идут 1 сентября в школу как на большой праздник. Поэтому торжественное и радостное проведение Дня первого звонка создает у учащихся состояние приподнятости и желание хорошо учиться.
И учителя нашей школы решили встретить детей в торжественной обстановке. И вот наступает утро 1 сентября. Со всех сторон к школе идут ученики. Праздничное настроение ребят прекрасно сочетается с нарядной школьной формой, букетами цветов и взволнованными лицами родителей, которые в первый раз привели детей в школу...
...На всю жизнь останется торжественный сбор дружины, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина и приятно в пионеры ребят 3-го класса. Председатель дружины Чураков Саша дает команду: «Дружина, равняйсь, смирно!» Затаив дыханье, стоят ребята. Здесь же у портрета В.И. Ленина стоит почетный караул. Председатели отрядов сдают рапорта, звучит призыв юных пионеров и дружинная песня «Взвейтесь кострами, синие ночи». Асанова Галя, ученица 3-го класса, доложила о проведенной работе. После торжественного обещания юным пионерам повязали алые галстуки. Ребятам 3-го класса были вручены подарки. После сбора в школе было устроено чаепитие.
Учителя регулярно знакомились с жилищными условиями учащихся, проводили рейды к ним на дома. Большое внимание уделялось отношению между родителями и школой. Художественной самодеятельности в то время уделялось большое внимание. Участвуют и в выборных кампаниях, учителя проводят политинформации, ставят концерты. Особое внимание уделяется успеваемости и дисциплине, чистоте, внешнему виду учителей и учащихся: он должен был быть чистым и аккуратным, ухоженным. В очередь ставится дежурство. Дежурный преподаватель должен был приходить за 30, остальные – за 15 минут до начала урока. Перед началом урока проводились политинформации, на больших переменах комсорг и пионервожатый, вместе с дежурным учителем должны были проводить какие-нибудь мероприятия, игры.
Навсегда остались в памяти встречи учителей и учащихся нашей школы с курсантами Высшего военного инженерного тюменского училища 27 мая 1970 года.
11 июня 1970 года учащиеся нашей школы приняли участие в районной игре «Зарнице».
1974–1977 годы – директор Рубцова Галина Викторовна, завуч Осипенко В.А. С 1978 года дети приезжают учиться из других деревень: Сосновка, Кармановка и неделю живут в интернате. Учителя продолжают интересоваться жилищными условиями учеников. Со стороны роно оказывается поддержка малоимущим ученикам. Особое внимание уделяется дисциплине. Работают пионерская и комсомольская организации, готовятся разные вечера. Учительский коллектив ездит по деревням и показывает спектакли; ведёт агитации во время весенне-осенних работ на полях; устраивает концерты. Активно участвуют учителя и в правительственных кампаниях, ведут разъяснительную работу среди населения.
Из воспоминаний бывшей ученицы Ольги Мельниковой: «Школа осталась у меня в памяти сказочным миром, а учителя уподобляются в нём мифическим божествам. При воспоминаниях о школе сердце пронизывают чувства тоски по прошлому, кажется, что не было более весёлых, счастливых и беззаботных мгновений жизни, чем те, которые прошли в школе.
В 1970 году я пошла в первый класс, под руководство Полищук Галины Николаевны. Было нас четверо учащихся: Констанц Лена, Полищук Анжела, Пляшкин Валера. Обучались в сдвоенном классе (с третьим). Книги и тетради были, а стержневых ручек тогда ещё не было, и писали пером, макая его в чернила.
В первом классе посвящали в октябрята, где давали значки – звёздочки с изображением маленького Володи Ульянова (Ленина). Брались за руки, давали обещания об учёбе, дружбе, пели песни. Все ученики ходили в школьной форме. Девочки в обычные дни надевали чёрные передники, а по праздникам – белые. Ещё к платью добавлялись белые воротнички и белые манжеты. Мальчики ходили в чёрных брюках и рубашках, которые в праздник были белыми. В то время такой вид требовался и со стороны учителей.
Весело проходила подготовка к праздникам: разучивали новые танцы, песни. В это время в школе, не было столовой, но был буфет, где мы могли купить булочку, пирожок с чаем. Позже мы стали ходить в колхозную столовую. Осенью и весной устраивали игры на поляне, ходили на экскурсии в лес. Мы часто оставались в школе после занятий в группе продленного дня (ГПД), делали уроки, играли. Осипенко Вера Арсентьевна была воспитателем ГПД, читала нам интересные художественные книги. Писали мы в 1973 году уже не пером, а стержневыми ручками.
Самым весёлым праздником для нас тогда был Новый год. Мы тщательно к нему готовились: мастерили гирлянды и фонарики для ёлки, шили костюмы. В это время не было готовых костюмов, как сейчас; да и возможности их купить тоже не было, из-за большого дефицита. Вот и мастерили костюмы из подручных материалов. А одним из самых счастливых моментов было получение подарков (самых настоящих, причём всеми и бесплатно) и призов за успеваемость в учёбе. Праздник для начальных классов проводился утром, а для старших – вечером. На праздник приходили многие родители, и остальные жители села, с ними тоже проводились игры, конкурсы, как и с детьми.
В третьем классе нас принимали в ряды пионеров. Все по очереди давали торжественное обещание «…жить и учиться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия Советского Союза…». Повязав красные галстуки, мы пели песню «Взвейтесь кострами». Проходили пионерские сборы, в каждом классе избирали ответственных за успеваемость и дисциплину, чистоту, цветовод и председателя общешкольной дружины. Ежегодно в феврале проходила «Зарница». Из снега в лесу делали крепость, прятали знамя. Разбивались на 2 отряда «Красные» и «Зеленые», нашивали соответственно повязки на рукав.
Традиционным и торжественным был праздник 19 мая – день Пионерии. И этот день разжигали костёр, давали перед пионерским костром слово хорошо учиться и быть воспитанными. Затем проводили различные игры, награждали призами. Когда я была пионеркой, наш отряд носил имя Павлика Морозова. Организовали тимуровскую работу: убирали в домах у пожилых людей, носили воду, кололи дрова, чистили дорожки от снега. В команду тимуровцев ходили с охотой и интересом, благодарность же пожилых была высшей наградой.
На клубные мероприятия нас не пускали, ходили на детские фильмы и если честно мы были увлечены чтением книг, мечтали об археологии, готовили лодку для путешествий. У нас был островок, где мы обустроили как у Робинзона Крузо. Активно участвовали в школьных мероприятиях: учились танцам, песням, играли пьесы. Особенно запомнилась пьеса «Золушка», костюмы готовили с классным руководителем Кармановой Натальей Григорьевной.
В школу приходили задолго до начала занятий, играли на спортплощадке: где было много спортивных сооружений. Может быть, поэтому занятия физкультурой проходили содержательно. Преподавал нам её Степан Степанович Виблый. Бегали, прыгали в длину и высоту, учились преодолевать препятствия. Зимой катались на лыжах (тогда в школе было ещё много лыж). Бегали на коньках, заливали каток собственными силами. Приходили вечерами и молодежь села, и родители и помогали в заливке катка. Имелась спортивная форма для игры в хоккей. Здорово, когда папы, взрослые дяди гоняли шайбу, а мы – зрители, наблюдали за этой игрой. Спортзала не было, практически все занятия проходили на улице, исключение составляли дни непогоды. Ездили на районные состязания по бегу и лыжным гонкам.
В осенние месяцы помогали колхозу убирать картофель, турнепс. Во время летних каникул работали на пришкольном участке, отрабатывали практику. Школьный огород и сад были в то время очень богатыми: много насаждений смородины, малины, крыжовника, яблони, черноплодной рябина. Обильный урожай давали красные ранетки, которые продавали и населению. Был подвал, чтобы хранить собранный летом урожай. С особенной душевной теплотой я вспоминаю своих одноклассников: тех, кого уже с нами нет: Хайрутдинова Ралифа, Евменова Александра.
Тем, кто переживал, принимал нас как своих детей, каждый день встречал нас любящим и заботливым взглядом, давал советы и просто помогал в трудные моменты – техперсоналу я хочу выразить большую благодарность: Прусовой Эмме Александровне, Шелковниковой Эрне Андреевне, Шелковниковой Лидии Николаевне».
В 1993 году была построена современная двухэтажная школа. В настоящее время в школе обучается 50 учащихся. В образовательном учреждении сложились свои традиции и обычаи. Многое изменилось почти за век существования школы на селе. За 50 лет средняя школа выпустила 555 учеников. Школа постепенно оснащается новейшей техникой: компьютерное и мультимедийное оборудование, система безопасности. Обновляется личный состав, что способствует тесному сотрудничеству профессионалов разных поколений и передаче опыта, повышению качества работы. Это способствует увеличению показателя на районных и областных и даже на российских конкурсах. Все учащиеся и преподаватели – активные участники государственной жизни: высказываются по интересующим вопросам, общаются с редакциями газет, телевидением, интернетом.
И, конечно, отдельное слово нужно сказать о замечательных выходцах села. И в былые годы и в нынешние много славных сыновей и дочерей посвятили жизни делу развития села, района, а значит страны в целом. Многие ключевые позиции различных отраслей занимают именно корниловцы. Где только не ведут деятельность во благо Родины! Нефтяники, медики, педагоги, юристы, финансисты... Каждый из них старается быть достойным своего дела. Шесть парней, выпускников нашей школы погибли при несении военной службы: Чураков Александр, Литвинов Александр, Карманов Михаил, Рубанов Федор, Чвора Николай и Дасько Иван. С 2006 года нашей школе присвоено имя Дасько Ивана, погибшего на подводной лодке К-129.
Все в нашей жизни закономерно: первые слова, первые шаги и первый день за школьной партой. Все когда-то были учениками, и каждый должен помнить первого учителя, не забывать школу. Хочется низко поклониться учителям-ветеранам и тем, кто сердце отдавал и отдает детям на протяжении многих лет.
Актив школьного историко-краеведческого музея
Осень 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...