НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История села Егоровского Болотнинского района

«…Там чугунка, тут дорога,
А земли, земли как много…»

Климочкина Л.Н.

В отрывке из поэмы о Егоровке уже понятно, что село образовалось на пересечении двух дорог Московского тракта и Западно-Сибирской железной дороги (тогда еще строившейся). В этом удачном месте в 1898 году остановились первые переселенцы из Могилевской губернии. Это были две семьи Евсеенко, две - Гусаровы и семья Стафурского. Итого по переписи 1898 года – 59 душ из них мужчин 37, душ женского пола – 22.

Местность представляла простор, на котором кое-где встречались березово-осиновые колки. Поэтому, чтобы построить первичное жилище, не требовалась корчевка леса. Так и образовались вдоль Московского тракта первые землянки.

Первыми, исконными жителями села были кержаки – староверы, старообрядцы, раскольники. Название кержаков происходит от реки Керженцы, в районе которой был один из центров старообрядчества. Стремление к сохранению старой веры заставило из обжитых и насиженных мест расселиться по необъятным Сибирским просторам и заняться земледелием, изготовлением орудий труда и предметом быта.

Большинство представителей этой группы также считают себя коренными сибиряками. Они вели единоличное хозяйство, обрабатывали себе землю. К врачам староверцы не обращались, лечились народными средствами. Церквей не было, поэтому жители по очереди предоставляли свои дома для молитв.

Дети ходили молиться вместе со взрослыми. Крестились двумя перстами, как русские святые, которые угодили Богу. Так они считали. Детей при крещении погружали в воду три раза с головой. Были свои попы. Пасху праздновали неделю: с воскресенья до воскресенья. На троицу, в субботу, поминали усопших. Попам давали бумажки, где были написаны фамилии умерших. Попы отпевали их, затем раздавались пирожки и яйца для поминания.

Умершие люди лежали три дня дома, и три дня попы читали молитвы. Отмечали традиционно Рождество. Свадьбы проходили с венчанием.

Больше всего кержаков жило на территории села Захаровки, Егоровского сельсовета, они были наиболее фанатичными, семьи лишь некоторых из них оставались в поселении, когда приезжали новые жители, многие же уезжали, стремясь сохранить уединенность своего проживания. Название кержаки в настоящее время получило обобщенное звучание синомично слову сибиряк.

И когда началась перепись 1898 года, то чиновники-переписчики не сразу поняли, что здесь образован населенный пункт. Ведь все было ровно, пусто: дома не возвышались, но люди жили. По итогам переписи наше село получило название хутор Пустолежащее Гондатьевской волости Томского уезда Томской губернии.

Жили хуторяне трудно: корчевали лес, сеяли, разводили хозяйство, чтобы увеличить площадь посевов, а в выходной день возили «кое-какой товар» на базар в волостной центр, чтобы его обменять или продать излишки. Постепенно село росло. Вместо землянок стали появляться бревенчатые дома. В хутор перебирались новые переселенцы из той же Могилевской губернии.

За период с 1898 по 1904 год приехало еще три семьи: Гусаровы, Борисовы и Евсеенко. И уже по переписи 1904 года в хуторе проживало более ста человек (женского пола – 47 душ, мужского пола – 54 души). Умерших со времени переписи 1898 года официально числилось два человека.

Постепенно село разрасталось, увеличивалось количество дворов, число жителей, которые обустраивали свои усадьбы. К 1911 году обрабатывалось уже 89 десятин земли, число дворов достигло 26. В селе проживало уже 200 человек.

И вот наступил 1918 год. Гражданская война коснулась и нашего села. Армия Колчака проходили по Московскому тракту и в некоторых местах устраивала стоянки. Окрестности с. Егоровка стали удачным для этого местом. Вспыхивали бои между белыми и красными, к которым присоединились, и некоторые сельчане. Колчаковцы продвигались по Московскому тракту.

Постепенно деревня стала обретать спокойствие. Но одно напоминание о происходивших событиях осталось в деревне. Это молодая девушка, дочь белогвардейского начальника, Заякина Александровна Макаровна, которая из-за болезни осталась в доме Егора Евсеенко, и для которой Егоровка стала родным домом. Девушка оказалась очень образованной и своими интересными рассказами собирала вокруг себя всех деревенских ребятишек, а к сентябрю 1920 года добилась того, что в селе открыли начальную четырехлетнюю школу, которая располагалась в доме.

Входило помимо Егоровки еще четыре села: Евдосьевка, Ново-Павловка, Оброчное-1, Оброчное-2. Число дворов 117, всего жителей 307, мужчин – 145, женщин – 162.

Но вот наступили суровые 30-е годы, коллективизация не обошла стороной село. Крестьяне не хотели объединяться в общины, противились этому, но власти применяли другие меры, чтобы заставить крестьян объединиться. Жители села неоднократно подвергались проверкам, многие были раскулачены, отправлены в другие населенные пункты для проживания.

Семьи Стафурского Адама, Евсеенко Василия, Гусарова Ефима – подверглись частичному раскулачиванию. Дети этих семей, достигшие 16 лет, отправлялись в «целинные» районы. Пять семей были полностью раскулачены и расформированы. Детей, которым еще не исполнилось 16, отправили в детские дома, а остальных на работы в дальневосточную тайгу. Эти события поспособствовали тому, что в селе была создана сельскохозяйственная община в состав, которой входили все оставшиеся жители села.

Пережила Егоровка в период своего развития многое: и радость, и печаль, и голод в суровые 30-е годы.

А Великая Отечественная война, оставила глубокий след в душах сельчан. Более 100 человек ушли на фронт, покинув родное село. Уходили воевать и взрослые мужчины, и совсем юные парни и девушки: Голикова Н., Гусаров А., Вдовенко А., Шубин А., Кузин А., Евсеенко Б., Дедок П., Шафеев К., Бурков В., и многие, многие другие. И многие из них уходили из своего села насовсем.

Война забрала жизни – ушедших на фронт из с. Егоровка: Евсеенко Г.Е., Бондаренко В.Ф., Дедок П., Ющенко П.А., Стафурского Г.А., Борисова Е.Г., Шубина Т.В. и других. А те, кто вернулся, всю оставшуюся жизнь вспоминали, а некоторые и сейчас вспоминают со слезами и с болью в душе все то, что пришлось им пережить.

Тяжело пришлось не только тем, кто воевал, но и тем, кто ждал. В селе остались в основном женщины и дети, которым приходилось работать в поле круглые сутки, чтобы обеспечить себя, да и еще собрать посылку на фронт. Дети с малого возраста выполняли работу на ровне со взрослыми.

Ждали изо дня в день вестей с фронта и дожидались: кто хороших, кто плохих, а кто вообще ничего. Ждали сельчан и конца войны. Какова же была радость, когда в село пришло известие, в мае 1945 г, что война закончена и Советский Союз одержал Победу над фашисткой Германией. Радовались все, невзирая на то, что во многих семьях ждать было некого.

После войны в селе более интенсивно начинает развиваться сельское хозяйство. Село было одним из отделений Чебулинского колхоза. Расширение Егоровского сельхозотделения послужило образования совхоза Егоровский. Совхоз Егоровский процветает, многие годы является лидером во всем и в растениеводстве и животноводстве. И все это благодаря людям, которые трудились на благо родного совхоза, не покладая рук. В разные годы руководителями совхоза являлись: Бережной И.Ф. и Бохан В.А.


Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 24 Декабря 2017

Отправитель: Тимур Боргулёв

Вам нравится? 7 Да / 1 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...