НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Заметки сельской учительницы Натальи Кривощёковой

Вот и закончилась беззаботная пора студенчества. Я – учитель начальных классов. Передо мной дорога в интересную жизнь, где будут ребята-малыши со своими вопросами, на которые нужно дать обстоятельный ответ, да так, чтобы им стало всё понятно. Как учитель, я должна сама постоянно учиться, поэтому у меня в руках чемодан, набитый книгами, в основном методической и педагогической литературой.
А иду я в село Корнилово. Автобуса нет. Но сегодня 14 августа 1978 года, а завтра мой первый рабочий день. Задерживаться нельзя. Надо идти! Надо!
Первое знакомство с сельчанами произошло в дороге. Не проехал мимо, не остался равнодушным к незнакомому человеку Юрий Матвеевич Лаврухин.

До первого сентября оставалось полмесяца. За это время приехали Недосека Любовь Ивановна, Винс Эрика Дмитриевна, всех нас поселили в учительском доме.
Втроём мы прошлись по селу, познакомились с жителями, переписали всех учеников (тогда их было больше ста человек). В то время в Корнилово жило несколько цыганских семей, их дети в основном учились в начальной школе, хотя по возрасту должны уже обучаться в среднем звене.

И вот торжественная линейка! Директор школы, Галина Николаевна Полищук представила всех классных руководителей, поздравила с началом учебного года. 
Все ребята и учителя разошлись по классам. Начался первый урок, который был самым первым не только в жизни моих первоклассников, но и у меня. Волнение моё было до того сильным, что пришлось держаться за стол, чтобы унять дрожь в руках. На меня смотрели тридцать пар глаз из двух классов, а я одна перед ними. Одна! И мне было страшно. А вдруг я не смогу их научить?..
Какое же это было замечательное время! Мы с ребятами часто ходили в лес, который был в сотне метров от школы. Наши экскурсии проходили и в поле, где шла уборка зерновых, и на ферме, где трудились родители моих учеников, а дети могли рассказать мне больше, чем я им... Мы приходили в гараж, медпункт, на почту, в детский сад, ходили в однодневные походы.
Не нужно было никаких инструкций. Мы, учителя, сами понимали, что можно делать, а чего нельзя. Каждый был в ответе за себя и за идущего рядом.

Как-то так получалось, что на протяжении всей моей педагогической деятельности ко мне приходили замечательные дети. Было интересно работать, проводить мероприятия и праздники. У учителя в то время было гораздо больше времени на самообразование.
Первый мой выпуск: Шаденко Света, Лаврухина Евгения, Шинкарюк Лена, Манецкий Саша, Курбангалеев Сергей, Кравчук Ирина, Манецкий Витя, Васекина Марина, Хайрутдинов Рафик.
С теплотой вспоминаю забавные случаи из школьной жизни этого выпуска. Во втором классе читали рассказ «Журка», цепочкой. Хайрутдинову Рафику достался отрывок о том, как журавли клевали ячмень. Мальчик стеснительный, тихий, которого даже на переменах не всегда услышишь, начал читать: «...сик-сик. Это зуравли клювали ясмень...».Все ребята покатились со смеху, да и мне трудно было удержаться от улыбки. Ребёнок замолчал, покраснел, чуть не плача дочитал отрывок. А мне – урок: получше надо знать учеников, их слабости и проблемы, давать такое задание, чтобы ученик почувствовал свою успешность.
Для развития речи в начальных классах давалось много изложений. Очень интересные и смешные высказывания получались у ребят, если они передавали неточно содержание или пропускали буквы. Например, «до отравления поезда оставалось пять минут», «шерсть у собаки стала на дыбы», «из погреба вышел запах»...

Мне посчастливилось работать с хорошими людьми, замечательными педагогами – мастерами своего дела: Т.С. Кармановой, В.А. Рубановой, Н.Г. Кармановой.
Моим первым наставником была Вера Алексеевна Можейко, которая делилась своим опытом, помогала профессиональными методическими советами и житейской мудростью. Вера Алексеевна была руководителем МО начальных классов. А после её ухода на заслуженный отдых руководство МО поручили мне. В наше объединение входили три школы: Корниловская средняя школа, Правососновская и Кармановская малокомплектные начальные школы. 
Мы с удовольствием приезжали к коллегам на открытые уроки, да и простое общение нам всем было необходимо. Впоследствии наше МО стало кустовым. В него также вошли Александровская малокомплектная начальная школа и Большереченская средняя школа. Осталось много фотографий с открытых уроков, мероприятий. В дальнейшем к работе МО начальных классов подключились МО предметников школы. Мы, учителя начальных классов, гордимся, что положили почин такому содружеству.
На протяжении многих лет я работала с Т.С. Кармановой. Это – Учитель с большой буквы! Мастер высокого класса! Человек, увлечённый работой с детьми. Яркий талант! Искромётный юмор! И это – моя ПОДРУГА! Большое счастье, когда рядом с тобой такой человек! Много хороших слов и пожеланий я адресую именно Татьяне Семёновне.
Все мероприятия в начальных классах, оформление школы, музея – это её рук дело. Мы вместе с нашими учениками ходили с концертами на ферму, на экскурсии, оформляли нашу рекреацию стендами, на которых отражалась в фото, рисунках, поделках школьная жизнь, участвовали в художественной самодеятельности. 
Особенно мне запомнилось участие в пьесе «Семь ложек, семь мисок». Татьяна Семёновна исполняла главную роль – матери погибших на войне семерых сыновей. На каждой репетиции мы не могли сдержать слёз от её проникновенных слов, от её неизбывного горя, которое она передавала своим исполнением. 
На премьере спектакля в клубе не было свободного места. В глубокой тишине, казалось, мы слышали, как от волнения бешено колотились наши сердца. 
Наши старания были вознаграждены бурными аплодисментами, признательностью зрителей, жюри. В районном конкурсе пьеса была оценена первым местом и призом  - телевизором. Жители окрестных сёл тоже хотели увидеть выступление, поэтому мы побывали на «гастролях» в деревнях Кармановке и Правососновке, в селе Долгово.
А ещё у Татьяны Семёновны большой певческий талант. В художественной самодеятельности она спела много сольных песен, которые мы всегда слушали с каким-то трепетом и замиранием. Её репертуар разнообразен: народные, лирические, патриотические песни, эстрадные, и даже некоторые партии из оперетт.
С большим удовольствием я представляла свою подругу на конкурсе «Учитель года» (тогда это движение только начиналось), где она с тонким юмором, в стихах собственного сочинения поведала о своей семье, своей работе. И на аттестации работников образования она тоже была одной из первых, подтвердила свой педагогический статус, достойно представила свой профессиональный опыт и, по большому счёту, нашу Корниловскую среднюю школу.
Наши классы всегда были рядом. Все праздники проводили вместе. Ребятам нравились всякие весёлые соревнования, игры: «Зов джунглей», «Поле чудес». На летней площадке (так мы называли летний отдых детей) мы были и воспитателями, и вожатыми, старались придумывать интересные занятия для ребят. Вот там-то у нас игра «Зов джунглей» была с настоящими фруктами (бананы, яблоки, груши, апельсины). Всё готовилось втайне от детей, поэтому эффект был грандиозный!..

Я очень люблю что-нибудь выращивать, будь то овощи или цветы. В моём классе всегда было много комнатных растений. На подоконнике мы с ребятами устроили «огород на окне». У нас получилось вырастить зелёный лук, огурцы, помидоры, они были небольшие, но сладкие. Особенно дети были рады помидорам, так как в те годы в магазинах не было такого изобилия свежих овощей и фруктов зимой. На весенних каникулах в 1990 году на вечере встречи выпускников мои бывшие ученики угостились этими помидорками. Такой вот сюрприз приготовили мои ребята своим «старшим коллегам» по учёбе.

Вокруг нашей деревни очень красивая природа. Особенной любовью пользуется уголок у реки, где находится дамба. Летом в жаркие дни там не найти свободного места. Отовсюду едут люди порыбачить, позагорать, искупаться, словом – отдохнуть! После завершения учебного года мы с ребятами тоже решили отдохнуть. 
На целый день ушли в поход на дамбу ученики начальных классов вместе с учителями и несколькими родителями. На полянке у реки поставили две палатки, которые нам предоставили учителя физкультуры. Рядом разложили костёр. Мальчики ловили рыбу удочками из подручных материалов. День прошёл в играх, замечательном отдыхе на свежем воздухе у речки. 
А какой был вкусный хлеб с зелёным луком и уха с дымком от костра!.. Впечатления от того похода остались навсегда.

В 90-х годах в нашей школе впервые появились шестилетки. Сплошь девочки! Пирогова Аня, Карнюшкина Юля, Коноплицкая Валя, Карпунина Валя, Вязовецкая Наташа, Шутикова Таня, Шаповалова Таня, Мунгалова Аня, Чеботникова Оля, Голянц Алена. Какие же все были родные эти девчата! Сколько хлопот они доставили не только мне, но позднее и другим учителям. Но я очень рада, что у меня был такой класс! 
Когда они заканчивали обучение в начальном звене и писали контрольную работу по математике, ассистент (Кирячкова А.Н.) удивилась, что краткую запись задачи девочки сделали по-разному: чертежом, рисунком, схемой и др., а я была очень рада тому, что мои ученики показали всё то, чему я их учила.

Каждый учитель помимо преподавания своего предмета ведёт какой-нибудь кружок, факультатив, секцию. Мне доводилось вести кружок по изготовлению мягких игрушек, драматический кружок, изостудию. Участие в работе этих кружков ребятам доставляло истинное удовольствие. Мягкие игрушки потом были участниками наших уроков: наглядным и счётным материалом, героями сказок или... просто игрушками. 
Однажды мы поставили сказку «Гуси-лебеди» в теневом театре. Татьяна Семёновна нарисовала декорации, а ребята разыграли сказку. Это было необычно, т.к. артистов не было видно, только слышались их голоса, а перед зрителями на белом фоне двигались теневые фигурки. 
Запомнился и костюмированный мультконцерт. Песенки из любимых мультиков ребята инсценировали, придумывали сами декорации, костюмы. Получилось очень весело! Фоном для выступления послужил длинный настил красного цвета из игровой комнаты шестилеток. Большими буквами ребята написали на нём «Сан-Ремо». 
На концерт пришли ученики старших классов, их родители, бабушки. Всем очень понравилось: и гостям, и артистам.
Самый любимый праздник, наверное, у всех Новый год, а у детей – несомненно. Чуть ли не за месяц до него в школе всегда разворачивается бурная деятельность: изготавливаем украшения, вырезаем снежинки, рисуем новогодние газеты. Особенную газету мои ребята сделали в год Овцы. Объёмная аппликация, в которой принимали участие все (кто-то резал полоски, кто-то скручивал полоски в колечки-барашки, другие наклеивали) получилась просто потрясающей. Газета была не только необычной, но и красивой. Жюри единогласно признало победителями начальные классы.

Среди обычных каждодневных уроков, конечно, запоминаются открытые уроки, когда коллеги приходят посмотреть, как работает учитель, как дети усваивают материал, приходят подсказать учителю (со стороны всегда виднее), помочь. Особенно ценно мнение педагогов из других школ, ведь свежий взгляд подмечает всё. Большое спасибо и ученикам, которые переживают вместе с учителем, стараются изо всех сил показать свои знания, умения, свою креативность. 
Особенно хочется упомянуть о таких уроках, как математика (видеоурок на районный конкурс, посвящённый 50-летнему юбилею хоккейной команды «Сибирь»); видеоурок «В зоопарке; урок литературного чтения, посвящённый моряку-подводнику А. Дасько ( на уроке присутствовали гости из города Юрга и друзья А. Дасько); урок технологии и ИЗО, посвящённый школьному мероприятию «День памяти и скорби» (на уроке присутствовали учителя Баратаевской средней школы); проект «Я люблю стихи А. Барто» (районный конкурс, первое место); проект-газета ко Дню Победы.

Много интересного, доброго было за годы, которые я посвятила своей работе. Я люблю наше село, людей, которые здесь живут. Очень рада, что работала в нашей Корниловской школе с замечательными коллегами. Счастлива, что среди моих учеников много ребят, которых я люблю, которыми горжусь. Когда слышишь об успехах своих учеников, всегда становится радостно, что в этом успехе есть и доля моего труда, что мои старания не напрасны.

Старшее поколение всегда ропщет на молодёжь, что «вот, в наше время было не так». Да, не так! Времена меняются, меняются и люди! Но пусть всегда неизменным остаётся любовь к родному дому, родителям. Честность и порядочность. Доброта и милосердие. Любовь и верность, и дружба! 
Пусть каждый из нас старается сделать сегодняшний день хоть чуточку лучше вчерашнего.




Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 29 Мая 2018

Автор: Наталья Кривощёкова


Вам нравится? 6 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...