НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Рассказы бабы Раи о войне

Рассказ первый

Жители села Кунчурук, знают Раиду Павловну как бабу Раю, так все ее называют, видно, так привычнее и легче произносить ее имя. Жизнь не баловала ее, много пришлось всего испытать, и годы оккупации, и тяжелые послевоенные годы, и возвращение в родные места, и борьба за жизнь, и счастье семейной жизни.

Бабе Рае в 2018 году будет девяносто лет, она еще в полном здравии, у нее прекрасная память, полна жизни и энергии, которой могут позавидовать молодые. Много раз, 9 мая, на митинге, она пыталась рассказать о том, что ей пришлось пережить. И каждый раз, когда она собиралась сказать об этом вслух, слезы накатывались мгновенно, голос начинал дрожать и пропадал вовсе, перед газами вставали картины той ужасной войны, и она словно каменела…

Зайцева (Синекина) Раида Павловна родилась в 1928, в деревне Рыбинск Болотнинского района, в многодетной семье. В 1936 году умер отец. Чтобы как-то прокормить семью, мать решила переехать в Брянскую область, к сестре. Раида училась тогда в 5 классе Кунчурукской семилетней школы.

В марте 1941 года, не дождавшись окончания учебного года, они отправились в село Пастушье Дятьковского района Брянской области, на новое место жительства. Ребятишки весело болтали, наблюдая из окна вагона за мелькавшими станциями, Ефросинья дремала. На одной из станций вошли двое интеллигентных мужчин и сели по соседству, в соседнее купе. Мужчины сразу обратили внимание на женщину с пятью детьми. Поинтересовавшись, куда они едут, один из них с сожалением сказал, что Ефросинья и ее дети выбрали неподходящее время для поездки.

Слова, которые она услышала, не давали покоя, в голову лезли разные мысли. Ефросинья пыталась успокоить и убедить себя в том, что родина ее предков поможет ей, даст силы поднять на ноги детей, чтобы там не произошло.

Сестра Анастасия радушно встретила ее и детей. Ефросинья радовалась тому, что у них сразу же решился вопрос с жильем, что они вскоре купили корову на деньги, присланные старшим братом Сергеем. Ребятишки пошли на заработки, они сажали саженцы хвойного леса. Все бы ничего, да началась война. Жители села жили в ожидании чего-то страшного.

Мужчины ушли на фронт защищать Родину. Враг был уже совсем близко, чтобы немцам не достался колхозный скот, его было решено угнать из поселка, но не успели. Немцы появились внезапно. Их было такое количество, что становилось страшно. Они вели себя нагло, брали все, что попадало под руку: свинью, курицу, гуся, зерно…

В центре села установили виселицу, для устрашения населения. Благо, что в дальнейшем, они ей не воспользовались. Немецкая комендатура разместилась в соседнем селе. В Пастушье немцы наведывались только тогда, когда их тревожили партизаны, а тревожили они их часто. Старший брат Сергей, офицер Красной армии, уже воевал на фронте, младший Николай вскоре ушел в партизаны.

Немцы предлагали населению сотрудничать с ними, одиннадцать молодых парней согласились, но выжидали, и как только получили оружие, сразу подалась в лес к партизанам. Родители ушедших разыграли спектакль для односельчан, плача и причитая, они рассказывали всем, что на их детей напали партизаны и забрали с собой в лес. Это была мера безопасности, так как в селе были люди, предатели, которые по-настоящему сотрудничали с немцами, таких было двое. Они сразу же сообщили об этом в немецкую комендатуру, не забыв и о прибывшей в село семье Синекиных. Немецкие власти поставили их на особый учет, к таким семьям они уделяли особое внимание.

Однажды утром в село заявился карательный отряд, состоящий из полицаев. Началась облава на семьи, у которых родные были в партизанском отряде. Схватили и Ефросинью с Раидой. Закрыли всех в школе, выставив охрану, местного полицая. Во дворе стали копать яму, видя это, арестованные тихо переговаривались, со страхом ожидая своей участи. Смеркалось. У каждого, из них, теплилась надежда на спасение. Наступило утро, послышался гул подъезжающей машины. Это приехали немцы, и надежда на спасение угасла.

Расстреливать вызвался полицай, который их охранял. Первыми расстреляли родителей командира партизанского отряда, затем мать с двумя детьми, девушку, которая умоляла не делать этого. Очередь дошла до Ефросиньи, но тут появился главный полицай (в действительности он был связной с партизанским отрядом), но он служил полицаем, и никто даже об этом не догадывался. Он что-то говорил немцам, приводил какие-то доводы, Ефросинью с Раидой и еще несколько человек не стали расстреливать, а отпустили домой со словами, что если партизаны будут немцам докучать, то они расстреляют их прямо у собственных домов.

Придя домой, Ефросинья в мыслях долго благодарила бога и того человека, который спас им жизнь. Немцы продолжали лютовать, отбирая все продовольственные запасы. Каждый день все трудоспособное население села угоняли на работы, рыть противотанковые рвы. Труд был тяжелым, изнуряющим, ночевали прямо там, рядом с окопами, в сараях.

Немцы говорили, что скоро возьмут Москву, что достаточно «трех дней» для того, чтобы Россия стала их, но только по Урал, так как в Сибири холодно.

Однажды, когда Раида вместе с жителями села рыли окопы, над ними очень низко пролетели самолеты, так низко, что можно было различить на крыльях звезды. Взгляды работающих, устремились в небо. Немцы замахали руками и зло закричали: «Русс! Русс! Арбайтен! Арбайтен! Арбайтен!..». Работающие будто не слышали их, радость захлестнула. Надежда на то, что враг скоро будет разбит, еще больше усилилась, победа витала в воздухе. Отступая, немцы уничтожали все на своем пути. Не пощадили они и село Пастушье. Оно в один миг загорелось ярким пламенем и сгорело полностью, дотла. Но жизнь продолжалась, и надо было жить...  

Рассказ второй

Жители села, постояв над пепелищем, подались в соседнее село.
Там были брошенные избы, в которых можно временно пожить, укрыться от дождя и холода. На удивление всем, село это немцы не сожгли: возможно, потому, что там находилась их комендатура, да и сами они жили, а может просто не успели, так как наши быстро наступали, и немцам пришлось просто бежать. Теперь остается только гадать, а пастушенцам это было на руку.

В один дом заселялись сразу несколько семей, так как жилья было мало, а кому не хватило, те копали землянки и стали в них жить. Было очень голодно, так как немцы выгребли все съестные припасы, поэтому нужно было думать, где достать новые. И придумали, муж Анастасии – Гавриил разузнал у кого-то, что хлеб можно заработать на Западной Украине. Там люди жили единолично, многие семьи были зажиточными.

Мать последнее время сильно болела, брат Вова и сестренка Лида постоянно были голодные и просили поесть. Старшую сестру Варвару немцы угнали в Германию, и от нее не было никаких вестей, теперь забота о семье легла на плечи Раиды. Однажды, в августе, когда хлеба стали поспевать, Гавриил вместе с двумя племянницами отправились на Западную Украину, чтобы заработать и привезти хоть какие продукты. Ехали на товарнике, недалеко от города Львова вышли.

Баба Рая помнит, что село, куда они пришли, было небольшое, но поговаривали, что там люди живут в достатке. Одно было непривычно: побеленные дома, крытые соломой, да пол в них земляной, ведь у нас в Сибири все по-другому. Нанялись на работу к одному крестьянину. Жали пшеницу, овес, потом молотили. За отработанный день хозяин давал пуд зерна. Это приезжих радовало, и они трудились с полной отдачей сил, чтобы заработать больше.

Наработавшись так, что едва стояли на ногах, девчонки с трудом добирались до сарая, падали на солому и мгновенно засыпали. Как только начинало светать, быстро вставали и снова шли на работу, ведь надо было торопиться, дома их с нетерпением ждали. Работали 4–5 дней. Взяв зерно, возвращались назад, иногда прихватывали по дороге немного груш или яблок. Фрукты они собирали в садах, которые вместе с домами были без хозяев. Где их хозяева никто не знал. Ведь шла война, которая разбросала людей по всему свету.

Малышня радовалась приезду сестры, а особенно когда она привозила яблоки или груши. Мать сразу веселела, жить становилось легче. Зерно сразу же мололи и из муки пекли такой хлеб, казалось, что вкуснее его нет ничего на свете. Отдохнув два, три дня, снова отправлялась в поездку. Однажды мать дала ей в дорогу 25 рублей, да еще ситцу, три метра. Ситец нужно было выменять на зерно, один метр стоил целый пуд. В этот раз Раида поехала вместе с другими женщинами, так как Гавриил в первую же их поездку, остался там, на Украине. Женщины по пути говорили о том, что как бы им удачнее сесть на товарняк, Раида шла молча. Вот, наконец, они дошли до станции, нашли состав поезда, на котором собирались ехать.

Только они устроились, дверь вагона со скрипом отодвинулась и все увидели милиционеров. Те очень внимательно посмотрели на женщин и предложили всем пройти в отделение милиции. Отделение милиции находилось в старом здании, в одной комнате поместили задержанных, а в другую по очереди их стали вызывать. Милиционеры забрали у женщин мешки, которые они везли с собой для зерна и требовали, чтобы те вернулись домой и никуда не ездили. Только у Раиды ничего не взяли, узнав о том, что мать у нее больна, что брат офицер Красной армии, что второй брат партизан, сестра угнана в Германию, и что у нее есть маленькие брат и сестра, что она одна у них кормилица.

Милиционеры лишь посочувствовали ей. Раида еще раз убедилась в том, что судьба к ней благосклонна, ей встречаются добрые и отзывчивые люди. Однажды, она возвращалась домой, обвешанная котомками с зерном. Товарняк стоял на запасном пути, идти было еще далеко, каждый шаг давался ей с большим трудом, так как ноша была непосильной.

Военные, увидев девушку с такой поклажей, подошли к ней, взяли у нее котомки, помогли ей погрузить в вагон, посочувствовав: «Как же ты милая рожать после всего этого будешь?» Но и потом судьба была благосклонна к ней, подарив четверых детей.

На следующее лето Раида не поехала на заработки, она вместе с другими женщинами работала в колхозе, пахала землю, впрягшись в плуг, а весной 1947 года вместе с мамой, братом Володей и сестрами Варварой и Лидой вернулись назад в Рыбинск.

Рассказ третий

Сестру Варвару немцы угнали в Германию вместе с другими девушками села. Отправили ее в Кенигсберг. Вначале их всех поместили в лагере.

«Выжить в лагере можно было только чудом, но мне повезло», – так рассказывала она при встрече своей сестре. В лагерь приехала супружеская немецкая пара, им необходимы были две девушки, которые бы смогли работать по дому. Варвара долго думать не стала, так как понимала, что если она останется здесь, в лагере, то не выживет.

Вместе с одной из девушек согласились работать у этой пары. На следующий день их привезли в имение. Работы было много, нужно было ухаживать за скотом, доить коров, перерабатывать молоко, готовить еду, мыть, убирать в доме, стирать белье. Передохнуть не был ни минуты, но это помогало им жить. Два года изнурительного труда.

И, наконец, долгожданное освобождение. Однажды супруги очень быстро стали упаковывать вещи, грузить все на подводу и вскоре отъехали. Варвара поняла, что скоро здесь будут наши. И вот они появились. Радости не было конца. Варвара не поняла вначале, наяву это или ей показалось, но ее кто-то окликнул. Варвара оглянулась и глазам своим не поверила, к ней приближался ее земляк, Дмитрий Антипенко.

За тысячи километров от родных мест, на чужбине, среди чужих людей, она встретила знакомого человека. Разве это не счастье! Тем более, при каких условия. Выходит, что ее освободил, земляк. Она долго не могла прийти в себя, ей все казалось, что это сон, который может исчезнуть, но нет – это было в действительности, так как Дмитрий стоял перед ней, возбужденно и радостно говорил.

Вскоре она вернулась в Пастушье. Неподалеку от Пастушьего стояла часть наших войск, и Варвара, вместе с другими женщинами, ходила туда и стирала солдатам белье. Там она познакомилась со своим будущим мужем. Они поженились. Весной Варвара вместе с родными вернулась на родину, а летом этого же года приехал и ее муж.

В настоящее время Варвара проживает в городе Ленинск-Кузнецке Кемеровской области. Недавно ей исполнилось 92 года.

P.S. 11 ноября 2017 г. бабы Раи не стало в живых, не выдержало сердце, не смогла она пережить утраты близких людей, зятя Федора и племянницы Татьяны. Светлая память об этой удивительной женщине будет долго жить в сердцах односельчан.


Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 11 Января 2018

Отправитель: Татьяна Лысенко

Вам нравится? 21 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...