НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Школьный музей - социально-культурный центр села Корнилово

Село Корнилово Болотнинского района – моя малая родина, здесь я родилась, здесь прошло мое детство, юность. Тридцать пять лет - мой педагогический стаж работы в родной школе, и все эти годы я занимаюсь созданием школьного музея. История музея прошла длительный путь. Первоначально музейные экспозиции создавались в кабинете как наглядность к уроку.

На одном из занятий творческого объединения детям дано задание: найти старинные и памятные вещи, узнать их историю и рассказать о них. Один принес монету Екатерининской чеканки 1788 года, другой - похоронку с фронта, третий - рушник, вышитый бабушкой, и все это сложилось в экспозицию «Бабушкин сундук». Из принесенных экспонатов: крынки, утюга, прялки, коромысла, рубеля, чапельника, ухвата родилась другая экспозиция «Предметы труда и быта».

Кабинет истории стал тесноват, и в 2004 году музей переехал в отдельное помещение. Стеллажи под экспозиции изготовил учитель технологии А.А. Чеботников. Большую помощь в оформлении оказали учителя начальных классов Т.С. Карманова, Н.Н. Кривощекова по экспозициям: «Нумизматика», «Летопись села Корнилово», «Летопись школы», «Село в огне войны».

В 2009 году школьный музей размещается в двух комнатах площадью 98 кв. метров. Два зала: Боевой и трудовой славы и стилизованная Русская изба.

На протяжении последних десяти лет школьный историко–краеведческий музей является визитной карточкой МКОУ Корниловской СОШ – это центр большой краеведческой, просветительской, экскурсоводческой, поисковой и экспедиционной работы, которая объединяет множество людей и организаций. При музее созданы общественные органы управления – актив музея, состоящий из учащихся разных возрастных групп, занимающихся в составе творческого объединения «Истоки», Совет музея – из учителей, жителей села.

На местном уровне музей осуществляет партнерские отношения с сельской и школьной библиотекой, сельским клубом, общественными организациями - Советом ветеранов, Корниловской сельской администрацией, детским садиком.

Музей нашей школы комплексный, т. к. ведет работу по разным направлениям. Разработаны и реализуются Положение о школьном музее, программа по гражданско–патриотическому и нравственному воспитанию учащихся «Память», авторские программы внеурочной деятельности «Тропинки родного края», «Проектная лаборатория», «Азбука гражданина», «Народные игры» и т.д.

С целью сохранности музейных предметов ведется работа по созданию электронного архива, в котором будут представлены экспонаты основного и дополнительного фондов, форма архива – web–сайт. На базе школьного музея участниками творческого объединения «Истоки» материалы поисково – исследовательской деятельности систематизируются, сканируются, создается электронный банк данных по всем направлениям деятельности музея.

Одним из способов использования информационных ресурсов музея в процессе проведения экскурсий, при работе с посетителями, проведения урочных и внеурочных занятий являются: аудиовизуальные и видео средства, мультимедийные программы.

В рамках реализации районных и региональных проектов, создаются виртуальные экскурсии, которые позволяют совершить путешествие во времени и пространстве, находясь вне стен музея: например, в 2016 году реализован проект региональный - онлайн – музей. По результатам поисково – исследовательской работы создаются видео, презентации, экскурсии по с. Корнилово и истории его создания, по экспозициям музея, истории образования на селе, домостроения, истории Свято – Троицкой церкви и т.д.

В школьном музее разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся и приобретение ими опыта гражданских действий, демократического поведения и общения. По инициативе руководителя музея традиционным стало проведение обзорных и тематических экскурсий, акций, Дней памяти и скорби, акции «Бессмертный полк», круглых столов, уроков мужества, проведение занятий в музее в рамках реализации ФГОС.

Реализуются социально – значимые проекты районного и регионального уровней: «Я – гражданин России», «Колодец, дай воды напиться!», «Аллея Памяти», «Наша история»

Реализация муниципального проекта «Наша история», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году героев Болотнинского района, стала примером формирования гражданской позиции. Это выразилось в вовлечении молодежи, жителей села, волонтеров в практическую деятельность, в тесном сотрудничестве с Домом Детства и Юношества, с Болотнинским районным краеведческим музеем, администрацией г. Болотного.

Работа над социальным проектом «Листая памяти страницы» позволила создать условия для совместной деятельности с бывшими выпускниками школы, с председателем Совета ветеранов А.П. Асановой, с педагогами, с жителями Корниловской сельской администрации и учащимися школы.

Результатом работы стал сборник о ветеранах – участниках Великой Отечественной войны, стендовая информация «Все для фронта, все для победы», «Вечная дорога памяти», «Бессмертный полк».

С 2006 года установлен контакт с членами Российского общества офицеров г. Юрга. Учащиеся школы присутствовали во время проведения Вахты памяти в Юргинском парке.

Уже традицией стало представление результатов поисково – исследовательской работы на муниципальном и областном уровнях. В течение последних лет участники творческого объединения «Истоки» являются финалистами российских конкурсов, многочисленными победителями и призерами районных, региональных, исследовательских работ: «Отечество», «Моя малая родина: природа, культура и этнос», научно – практической конференции «Эврика», социально значимых проектов Областной эколого – краеведческой конференции «Ступени».

В стилизованной «Русской избе» проходят фольклорные праздники, встречи с односельчанами, которые выступают не только в качестве зрителей, но и как участники мероприятий.

Проводятся театрализованные представления, занятия и для воспитанников детского садика «Росинка».

Положительные отзывы о результатах деятельности школьного музея можно услышать от односельчан, родителей, коллег или прочитать в средствах массовой информации или увидеть на телевидении (ОТВ), ТВ Болотное, на образовательном сайте (размещены статьи и разработки внеклассных мероприятий, сборники по краеведению), деятельность освящается в районной газете «Наши новости», «Неделька». Исследовательские работы, подготовленные к научно-практической конференции школьников «Эврика» печатаются в сборнике ГАОУДО детей Новосибирской области « Центр развития творчества детей и юношества».

Летом у школьников была возможность участвовать в поисково- исследовательской работе через районный археологический клуб «Искатели», собранный материал оформляется в форме отчёта «Искатели клада», «Девять дней одного года».

Ежегодно с мая по сентябрь совершаются экскурсии по историческим местам с. Корнилово. Это экскурсии на Ивановские места - первое поселение, где найден клад в берестяном туесе, полным медных монет Екатериновской чеканки, кладбище, дома.

Однодневные походы по местам, где проходили бои в годы гражданской войны между белыми и красными, найден штык, окопы.

Занятия творческого проходят на местах, где стояли Свято-Троицкая церковь, дом священника, церковно – приходская школа. Многодневные походы по изучению топонимов родного края и т.д.

Наш музей не является мемориальным, это живой, развивающийся организм, так как экспозиции постоянно пополняются, обновляются, актуализируются. Очевидно, что музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение: возрастает роль музея в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации досуга.

Руководитель школьного музея Ольга Ивановна Елгина


Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 10 Мая 2018

Автор: Ольга Ёлгина


Вам нравится? 4 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...