НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Илларион Зогий. Путь в Сибирь

Часто ли мы задаем себе вопросы: почему мы живём именно здесь, что привело наших предков в столь суровые и столь отдалённые от столицы нашей Родины земли, по какой причине мы оказались в центре Сибири? Читая строки дневника Иллариона Сергеевича, мы находим ответы почти на все эти вопросы.

Зогий Илларион Сергеевич родился на Брянщине в деревне Красенской 3 января 1925 года в крестьянской семье. Его родители, Зогий Сергей Никифорович и Елена, работали в колхозе «Красный городок». Отец был пастухом колхозного стада. В семье было трое детей: мой дед, брат Павел (1930 года рождения) и сестра Нина (1931 год).

В своем дневнике Илларион Сергеевич начинает сразу описывать время, когда он пошел в школу. В сентябре 1933 года восьмилетний Илларион пошел в школу, и проучиться там смог только один год. «Учился я хорошо, только читать мне было полное горечко, но я все же прихитрился как-то. Даже премии мне давали. Помню, на 1 мая получил я книгу, тетрадь и простой карандаш. А на 7 ноября дали мануфактуру на рубашку».

В сентябре 1934 года умерла мама моего прадедушки. Он в школу бросил ходить, стал за домохозяйку, потому что брат Павлик и сестра Нина были еще малы. В 1936 году его отец женился на другой женщине. «Мы так были рады, но радость эта была недолгой. Мы поняли, что это не мать, а мачеха».

Зимой 1936 года Илларион снова стал ходить в школу, которая находилась в другой деревне за три-четыре километра. «Пока сходишь в школу туда и обратно, лапти и порвались. Ночь плету другие лапти, чтобы было в чем идти в школу». По окончании двух классов, летом 1937 года, отец заставил его пасти колхозных овец, зарабатывать трудодни.

В 1939 году ему с семьёй пришлось переехать на центральную усадьбу в колхоз «Заветы Ильича». Всё лето строили новый дом, и к зиме перешли в него. «Отцу в новом доме долго пожить не удалось: 5 февраля 1940 года он умер. Мне было 15 лет, и, как сироте, бригадир назначал наряды на работу, чтобы у меня была возможность заработать копейку. Как-то раз повезли с мужиками картошку в город, а ехать, нужно было 60 километров, и пришлось заночевать в дороге. Ночью у меня украли 5 мешков с картошкой, так вот за эти мешки меня мачеха чуть из дома не выгнала, но правда как-то отошла».

На заработанные трудодни давали зерно, картошку, сено, солому, мякину и капусту. А иногда даже мёд. «Когда я пас овец, мне давали премию: три килограмма шерсти на валенки. Я стал настоящим хозяином дома. Сам возил дрова, косил сено, правда кормов надо было не очень много, так как была одна корова и две овцы. Люди начали хорошо жить».

22 июня 1941 года началась проклятая война. В августе 1941 года Брянщина была оккупирована немцами. «Наших мужиков не успели и на войну забрать. Воевали только те, которые были призваны на службу».

В деревню пришел приказ: разделить лошадей, сельхозинвентарь, урожай, землю на душу населения. Зажили единоличной жизнью. Зогию И.С.  было только 17 лет, но он вынужден был пахать, обрабатывать большую полосу земли один. Из семи членов семьи он остался за старшего.

1 октября 1943 года советские войска освободили Брянщину от немецких оккупантов. 3 октября вместе с другими мужчинами деревни Иллариона Сергеевича призвали на фронт. «Мне было 18 лет, но ума было ещё совсем мало, а когда привезли на передовую, дали нам оружие, вот тут-то и ум начал появляться, поняли, чем пахнет порох».

20 февраля 1944 он был ранен при форсировании реки Днепр, правда ранение было лёгким. Первого марта он уже попал на фронт, где пробыл до 24 июня 1944 года. Тогда же Илларион Сергеевич получил второе ранение. После ранения ему ампутировали ногу, всё это происходило в городе Гомель, в местечке Лешенец.

«Когда я лежал в госпитале, ко мне приходили мачеха с Павликом, она бы, конечно, не пришла, это её отправил мой дед, Никифор Захарович, после того, как получил моё письмо, где я сообщил, что ранен. Но о том, что отрезана нога, я сказать не отважился, родственники узнали об этом после моего излечения». Домой он вернулся 5 февраля 1945 года.

С марта месяца вышел на работу помощником счетовода в родном колхозе и проработал до 1947 года. «В апреле 1947 года я начал делиться с мачехой, потому что у мачехи семья 4 человека и нас 3-е, а я задумал жениться и невесту себе уже нашёл. Разделили нас через народный суд, иначе с ней нельзя было никак договориться. С этого времени я начал обзаводиться своим хозяйством».

Жить прадеду и его брату Павлу, сестре Нине пришлось пока у своего деда. Огород ему уже дали, невеста, Пелагея Андреевна, посадила гряды, картошку. С колхоза дали амбар на хату, за лето он собрал себе дом, и на 7- е ноября 1945 года сыграли небольшую свадьбу и перешли жить в свой дом.

«В феврале 1946 года у нас народился Васька, в январе 1949 года - Николай, в 1950 - Иван, в 1951 - Анна, а в 1953 году - Катюша. Меня перевели на новую работу в школу счетоводом, а директором школы был секретарь парторганизации, в то время коммунистов было ещё мало, всего 9 человек. Директор и мне предлагал вступить в ряды партии, но я отказался и отдал ему даже комсомольский билет, пришлось с работы уйти. Отправили меня работать кладовщиком в колхоз, где я проработал 2 года».

В 1953 году Иллариона Сергеевича поставили сторожем на свиноферму, где он проработал до марта 1956 года. «Тогда я задумал уехать в Сибирь, а колхоз не отпускал, и паспортов у колхозников в то время не было, но мне с помощью райисполкома удалось получить паспорт».

Семья его в то время состояла из семи человек. В начале апреля они прибыли в Сибирь. С 14 апреля он вышел на работу. Жили они у сестры Анастасии Николаевны, в деревне Хвощевая. «Прожили мы у неё одно лето, а за лето я сделал себе избу, правда, хотя и немудрящую, но зато свою. В августе 1956 года появился у нас Миша, а в 1958 году народилась Валентина».

В 1973 году началась реорганизация сел, и Хвощевую, как неперспективную деревню, расселили. Семье пришлось переехать на центральную усадьбу совхоза «Витебский», в посёлок Бор.

«С октября 1973 года по 10 января 1987 года я проработал кладовщиком центрального склада. А с 10 января ушёл на заслуженный отдых. В ночь с 4 на 5 сентября 1988 года умерла моя Пелагея, и мы остались жить с Валентиной».

Дальнейшие записи в дневнике связаны с жизнью на пенсии: заботами о детях, внуках, домашнем хозяйстве.

«26 апреля 1992 года Пасха, а снег еще не растаял. Продолжаются заморозки, весна затяжная. Праздники майские подошли, а снег еще местами лежит. К полевым работам еще не приступали, хотя сегодня уже 29 апреля. 27 апреля купили мы себе бройлерных цыплят – 60 штук. С 6 на 7 мая гуляла свадьбу наша свинья, получится что или нет - потом посмотрим».

Иллариона Сергеевича любили все родные. Пока он был жив, они всей родней собирались в его доме на большие праздники, и всем было хорошо. Самым большим богатством он считал своих наследников, а вырастил и воспитал Илларион Сергеевич семь детей, у него тринадцать внуков.

Умер Зогий И.С. 6 июля 1999 года. Похоронен в поселке Бор.


Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 10 Мая 2018

Отправитель: Ольга Шелестюк

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...