НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Экскурсия в школьный музей «Сердцем прикоснись к истории» МКОУСОШ №1 Чулымского района

Любить и знать свой край, свой город, в котором живешь, свой дом, свою родную школу, свою улицу, свою семью – это и есть проявление патриотизма и гражданственности.. Основой воспитания чувства гражданственности в нашей школе стал школьный историко – краеведческий музей «Сердцем прикоснись к истории.

Будучи тесно связанным с жизнью Чулымского района, города, где находится школа, наш школьный музей неизбежно вышел за рамки школьной жизни. Он стал поисково-творческой лабораторией школьников, результатом совместного коллективного труда учащихся и учителей, который широко используется в учебно-воспитательном процессе школы.

Наш школьный музей является местом научно-педагогической обработки материалов, которые собирают ребята, местом создания дидактических пособий по ряду предметов школьной программы, любимым местом для всех обучающихся МКОУ СО школы № 1, где проходят уроки истории, географии, технологии, проводятся классные часы и встречи с интересными людьми, куда можно зайти на перемене или после уроков и прикоснуться к истории рукой и сердцем.

В музее более 5 тысяч экспонатов. Музей насчитывает 1621 предмет основного фонда, 560 – научно-вспомогательного, более 2000 фотоматериалов, 68 диафильмов, диски и видеокассеты, в хранилище помещено 487 экспонатов, которые используются для передвижных выставок не только в школьных залах, но и в районной библиотеке.

С 12 октября 2009 года и по сегодняшний день члены Совета музея работают в отделе архивной службы Чулымского района. Члены кружка «Архивариус» изучают архивные документы в течение 2 – 3 часов один раз в неделю, на основании собранных материалов выполнены научные проекты, которые были представлены на научно – практические конференции и олимпиады разных уровней.

Традиции работы в архиве сохраняются уже 7 лет. В районном архиве мы «свои люди», нам позволяют работать с особо ценными документами, создан фонд наших научно-исследовательских работ, мы подарили районному архиву две авторские карты и семь проектов по истории заселения, освоения и развития хозяйства Чулымского района.

Для выполнения проектной деятельности используются архивные документы, социологические исследования, встречи с участниками исследуемого события. Особенно глубокой поисковой работой отмечено выполнение проекта «Коллективизация на территории Чулымского района. Колхозы.1931-1950 гг». Данный проект выполнялся в течение 3 лет и включал в себя: сбор информации через работу в архиве с особо ценными документами, районной библиотеке; встречи с участниками процесса коллективизации и их родственниками (поездка в с. Базово и Ужаниха, поисковая работа в Чулыме), поиск родственников раскулаченных с подключением администрации МО «Базовское» и Совета школьного музея с. Ужаниха); создание карты «Колхозы Чулымского района. 1939 – 1940 г г» (см приложение 3).

Материалы проекта «Исторические условия формирования территориальной организации хозяйства Чулымского района (создание авторских карт на основе социологических исследований и изучения особо ценных архивных документов)», авторы: Зайонутдинова А., Селиверстова Ольга, напечатаны в сборнике работ «Материалы II всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию образования Новониколаевской губернии», часть 2, Новосибирск, 2011.                                

Самым массовым и интересным для посетителей музея видом деятельности Совета музея являются экскурсии. Они бывают обзорные и тематические. Подготовленные экскурсоводы проводят обзорные экскурсии по залам: « Быт переселенцев. 19-начало 20 вв», «Быт чулымцев в послевоенные годы», «История родной школы» и тематические экскурсии в течение 40 минут: «Орудия труда и предметы быта первых переселенцев», «Территориальное формирование Чулымского района», «Война в судьбах сибиряков», «Память сердца» и др. Всего подготовлено и проводится 3 обзорных и 17 тематических экскурсий. Число посетителей варьирует от 2 – 3 человек до 140 человек в день. Максимальное число посетителей зарегистрировано 2 февраля 2008 года в день открытия музея, приуроченного к юбилейному вечеру встречи выпускников. В этот день за 12 часов школьный музей посетило более 1000 человек, оставлено 68 групповых отзывов. В музее бывают ученики нашей школы, родители, выпускники.

За время существования, музей посетили не только воспитанники детских садов города, ветераны Чулымского района, коллективы межпоселенческой библиотеки, отдела архивной службы, учащиеся и выпускники школы, но и гости города: съемочные группы программ «Вести – Новосибирск», «Пешком по Новосибирской области», члены научно-исследовательской группы во главе с членом Союза Журналистов, сотрудником кафедры ЮНЕСКО МГИМО Л.П.Чернобаем, жители Нефтеюганска, Тюмени, Прокопьевска, Запорожья, Москвы, Таллина, Колпашево Томской области, Лабытнанги ЯНАО и др., гости Чулыма из Германии, Израиля ЮАР. В музее есть книга отзывов, где каждый желающий может оставить свою запись.

Совет музея организует встречи с людьми, которые внесли вклад в развитие Чулымского района и своим примером воспитывают у нас чувство сопричастности с судьбой района и страны в целом в разные исторические периоды. Мы встречались с участниками Великой Отечественной и локальных войн, тружениками тыла, старожилами района.

К 65–ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне Советом музея было решено начать сбор материала для печатной Книги Памяти «Эхо Великой Отечественной». Первоначально было решено привлечь к поисковой работе учащихся и учителей школы №1, но вскоре нам поступили материалы от выпускников школы, учащихся и выпускников школ города и района. Из Москвы, от выпускников школы №7 Гришановых Светланы и Галины, по электронной почте пришел материал о Головиной Марии, участнице Великой Отечественной войны. Сейчас в печатной Книге Памяти содержится материал о 619 участниках ВОВ. На основе собранных материалов создан сайт http://9mai.my1.ru/  

В апреле – мае 2013 года по инициативе выпускницы школы Крупиной Юлии (г.Новосибирск), решением Совета музея на базе школы был создан районный штаб Бессмертного полка, который собирает информацию о Солдатах Великой Отечественной войны, призванных с территории Чулымского района, изготавливает штендеры, организует шествие Бессмертного полка, размещает информацию на сайте «Всероссийский «Бессмертный полк» http://moypolk.ru (страница «Чулым», «Чулымский район». В 2017 году в колонне Бессмертного полка прошли более 2000 человек http://moypolk.ru/chulym
На основе научно-исследовательской работы «Место Чулымского района в решении проблем горячих точек планеты» ( авторы: члены Совета школьного музея Хмельков Александр, Соловьева Александра), в рекреации третьего этажа создается филиал школьного краеведческого музея Зал Воинской Славы, посвященный воинам-интернационалистам и участникам локальных войн, призванным с территории Чулымского района. Торжественное открытие Зала состоялось 19 октября 2016 года. 

История заселения долины реки Чулым

Западные административные районы Новосибирской области ( в том числе Чулымский ) расположены на Барабинской низменности, которая является частью Западно-Сибирской равнины..

Географическая справка: Бараба – местность в междуречье Оби и Иртыша. Название дано русскими по местожительству татарского племени барабинцев, называющих себя «Бараба» (тюрк.- «сойка»). М.Т.Муминов предполагает, что эта птица была тамгой племени. Другие этимологии: тюрк. бар - «имеется», аб – вода малоубедительны.

Колонизация Сибири в разные периоды была подчинена разным целям и задачам. В 16 – 18 веках колонизация охватила главным образом северные таежные районы, богатые пушниной. Болотистые равнины Барабы, контролируемые кочующими татарами, не привлекали большого внимания колонизаторов того времени.

В 1733 году через Барабу был проложен сибирский (Московский) тракт. Изменилось экономико-географическое положение Барабы, что оказало положительное влияние на ее хозяйственное развитие. К концу 80-х годов 18 века, после сенатского указа о приеме на поселение в Сибирь вообще и в Барабу в частности крестьян с «зачетом их за рекрут» (1760 г.), заселение Барабы стало проходить интенсивнее и вдоль тракта насчитывалось уже около 30 населенных пунктов, из которых на территории Чулымского района находились ямской поселок Чулымский, крупное селение Иткульское и деревня Секты.

Вдоль тракта наряду с ямскими, возникали и крестьянские поселения. Хозяйства крестьян имели характер скорее всего натурального, потребительского, основным занятием переселенцев являлось хлебопашество и скотоводство. Возделывали рожь, пшеницу, овес, ячмень. Занимались коневодством и скотоводством. По данным справочника «Списки населенных мест Российской империи. Томская губерния. По сведениям 1859 года» на берегах реки Чулым располагались: д. Чулымская и д. Каяцкая.

Деревня Чулымская

Деревня возникла в связи со строительством Сибирского тракта на пересечении с рекой Чулым (тюрк. «гнилая вода, гнилая река»), ямской поселок. Вновь построенные Колывано-Воскресенские заводы (медеплавильные – в 1726 г. и сереброплавильные – в 1744 г.) потребовали и необходимых путей сообщения, особенно тракта для связи с Европейской частью страны.

В 1764 году Колывано-Воскресенская канцелярия свидетельствовала, что крестьяне, «переселенные по распоряжению Сибирских губернаторов Мятлева и Соймонова в Барабинскую степь для устройства дороги и ямской гоньбы, совершили трудное и изнурительное для них дело и только теперь начинают приниматься за пашню».1 Но трудное дело проложения, а впоследствии обслуживания тракта, продолжалось и позднее. Сухопутная дорога требовала постоянного ремонта.

«За время с 1762 по 1780 г.г. на тракту были основаны селения: Чулымское и Иткульское. В свое время раскольники – староверы бежали не только в Сибирь, но и за границу. Часть их укрылась в Польше, заселив так называемую «Польскую Ветку»2.

Екатерина II добилась вывода всех 20 тысяч беглецов на Родину, но поскольку люди, выведенные с чужбины, оказались на Родине в худших условиях, они роптали и открыто порицали царицу. Екатерина II повелела всех без исключения сослать в Сибирь. Часть сосланных была оставлена в Барабе, а большая часть отправлена на Алтай. Эти ссыльные поселенцы долгое время в Сибири известны были под странным названием «поляков» (т.е. выходцев из Польши) Первыми засельщиками Чулыма явились «поляки».

Были здесь, конечно, и поселенщики, т.е. крепостные, сосланные из России, и «шпана», но «поляки» преобладали. Местное население занималось ямщиной, коневодством, шорным производством, разведением крупно и мелко рогатого скота, переработкой молока. По переписи 1926 года в деревне Старый Чулым располагался сельский совет, начальная школа, библиотека, изба-читальня, конно-приводной маслозавод, население составляло 981 человек.

В 1875 году в 5 километрах севернее Чулыма появилось переселенческое село Романовское, которое в ходе строительства Сибирской магистрали становится пристанционным, принимая переселенцев из губерний Центральной России, Малороссии, Западного края, Томской губернии. В 1926 году население села составляло 3919 человек, здесь располагался сельский совет, РИК, две школы – начальная и семилетка, библиотека, изба-читальня, лавка, районная больница, ветпункт, мельница, банк, маслозавод.

Село Каяк

Историческая справка: село Каяк образовано, предположительно, в 1650 году. В переводе с тюркского «кыяк» - утка , свое название село получило от озера Каяк - утиное озеро. В 1915 году по обоим берегам полноводной реки Чулым образовались Каякские хутора - 45 эстонских поселений семей Янсон, Кислер, Кибель, Кольдберг, Обранд, Клерь, Мяниуга, Пусой, Суси и др.,. В 1926 году на хуторах проживало 122 эстонца, 5 латышей (хутор Туй) и 31 русский (хутора Путицын, Прохоров, Колбасников, Исаев, Осечкин, Переон Юган).

Хуторами жили до 1929 года, на хуторе Янсон была приходская школа, в которой обучались все хуторские дети. Каждый хуторянин держал скот (от 15 - 25 и более голов крупного рогатого скота и по 40 - 60 голов овец и коз), много птицы. Сеяли рожь, пшеницу, овес, горох. На 1.01.26 года в селе Каяк располагался Сельский совет, школа, маслозавод, в 160 дворах проживало 750 жителей.

Из воспоминаний Федорова К.А.: «Сами мы из «польской ветки» по материнской линии Шестак, по отцовской Канах. В Каяк переехали перед войной, богатое было село, про него говорили: «Каяк - золотое дно», да и как бедным ему быть - кругом заливные луга, пастбища и сенокосы, а на гривах черноземы. Самым богатым был Баландин, дом имел огромный, стада, даже грива его именем названа.»

Реформа 1861 года вызвала новый приток переселенцев в Сибирь, началась сельскохозяйственная колонизация юга Барабы. Переселенцы прибывали главным образом из малоземельных районов центральной России, Украины и Белоруссии. В пойме реки Чулым селились в основном белорусы, и уже в «Списке населенных мест Томской губернии на 1911 год» содержится информация о том, что «при реке Чулым» (в границах нынешнего Чулымского района) располагались следующие населенные пункты: с. Чулымское, д.Чулымская, д.Печенова, пос.Николаевский, выселок Шупиковский, д.Каякская, пос.Гуськовский, выселок Шумайловский, пос.Дико-Островский, Куприянова заимка, поселок Преображенский, село Романовское.

Поселок Гуськи

Поселок Гуськи образован на реке Чулым в 34 километрах к северо-востоку от железной дороги в 1907 году белорусами Полоцкой губернии. Назван по фамилии зажиточного переселенца крестьянина Гуськова. На 1.01.26 года в селе размещался Сельский совет, изба-читалъня, школа, маслозавод, на 170 дворов приходилось 896 жителей. Из воспоминаний Зинаковой A.M.: «Гуськов занимался скотоводством и земледелием. На пастбищах паслись немереные стада коров и табуны лошадей, на Кузнецкой гриве выращивалась пшеница и рожь. На Гуськова работало все взрослое население поселка.

Село располагалось на обоих берегах реки, которая в нашей жизни была кормилицей. Бывало братья на удочку с несколькими крючками наловят щук,а я подолом платья - гольянов, мама на «семейной» сковороде зальет их яйцом с молоком, нажарит - вкуснее кушанья не помню. Рыбой да ягодой (клюквой, брусникой, морошкой) из Гуськовского ряма спаслись в голодные 30-е годы.

По реке плавали на лодках, однажды братья дошли на яликах до истока реки, который находится в Тоцких (часть Васюганских - от авт.) болотах, проехать туда невозможно, за Гуськами начинается рям -верховое болото, топь. К реке отношение было бережное.» Село начало распадаться в конце 60-х - начале 70-х годов в связи с государственной политикой, направленной на укрупнение

Голод, неурожай 1891-1892 годов, военные события первой мировой также вызвали приток населения в Барабу. Переселенцы стали оседать в лесостепной части Барабы, заселению способствовало осушение болот в связи со строительством Транссибирской железной дороги. В 1915 году на берегах полноводной реки образовались Каякские хутора.

В 1926 году на хуторах проживало 122 эстонца, 5 латышей (хутор Туй) и 31 русский ( хутора Путицин, Прохоров, Колбаеников, Исаев, Осечкин, Переон Юган). Каждый хуторянин имел дом-пятистенок, баню, отапливаемые дровами в течение 9 месяцев; хозяйственные постройки из местных пород деревьев; держал скот (от 15-20 и более голов крупного рогатого скота, по 40-60 голов овец и коз, лошадей), много птицы.

Сеяли рожь, пшеницу, овес, горох. На 01.01.1926 года в долине реки Чулым на протяжении 68 километров находилось 4 села, 5 поселков, железнодорожная станция Романовское, 1 заимка, киргизский аул Мезенцевский и 45 хуторов.

В Барабе преобладали селения небольших размеров, на каждый поселок в среднем приходилось 314 жителей, но наши села были большими: пос. Гуськи (896 человек), пос. Балашевский (359 человек), с. Романовское (3919 человек), с.Старый Чулым (981 человек), с. Каяк (750 человек), пос. Преображенский (639 человек), с. Печеново (539 человек).Отрубы и хутора насчитывали от 2 до170 – 196 человек (пос. Чулымский, Дико-Островский ).( Данные переписи от 01.01.1926года).

Село Преображенка

В 1902 году переселенец из Центральной России Радькин поселился в излучине реки и населенный пункт некоторое время носил его имя, Место было настолько красиво и богато, что его облюбовали белорусы и уже в 1907 году поселок был назван Преображенское. На 1.01.26 года в 127 дворах проживало 639 человек. Здесь располагался Сельский совет, школа, маслозавод

Деревня Печенова

В 1860 году на равнинном левом берегу реки Чулым тамбовский крестьянин Печенов построил добротную сибирскую усадьбу, распахал участок, развел стадо лошадей, коров и овец, благо место было удобное, черноземы плодородные, луга да покосы травами тучными поросли, река – кормилица - широкая да глубокая, леса кругом непроходимые. В 1926 году в 115 хозяйствах проживало 539 человек.

Хоть и относилась деревня к Чулымскому району, но главный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции и приобретения промышленных товаров находился в Каргате. В деревне располагался сельский Совет, школа первой ступени, библиотека, изба – читальня и крупный маслозавод.

Сегодня на месте деревни кладбище ( последнее захоронение датировано 1968 годом), остов двух ферм, красно-белый монолит стены маслозавода да обгорелый пень старого тополя, в который во время грозы попала молния.

Используя архивные данные, свидетельства очевидцев я установила, что уже в 1926 году (данные первой переписи населения Сибирского края) в долине реки проживало 8367 человек в 17 населенных пунктах.


Заика Светлана Николаевна, методист МКОУ ДО ММЦ Чулымского района
Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 24 Ноября 2017

Отправитель: Светлана Заика

Вам нравится? 6 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...