НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Корней Ёлгин: « … я жизнь свою провел до глубокой старости»

В школьном музее хранятся две ученические тетради 40 – летней давности, пожелтевшие от времени – дневник Корнея Ильича Ёлгина. Удивительно, что записи он сделал в 1977 году, когда ему был 91 год, а в 1978 году он умер.

В 2006 году его внук Ёлгин Валерий Александрович, передал в школьный музей общую тетрадь - еще один дневник Корнея Ильича.

Меня до глубины души поразила жизненная история Корнея Ильича. Пройдя сложный жизненный путь, человек не сломался, выстоял. Прожил до глубокой старости и сохранил ясный ум, жизнелюбие.

Интересен слог, необычный ход мыслей, оценка событий более чем столетней давности. Повествование будет идти с сохранением грамматики, морфологии и орфографии автора.

«Со времени своего обстоятельства год рождения 1886 года, день рождения 19 мая по – старому, а по - новому 2 июня. Родился в семье бедняцкого состояния. Отец мой Илья Сергеевич, был грамотным, потому что дед - Сергей Иванович был из мастеровых. Отбывал службу 25 лет, но был взят от семьи на военную службу, а в качестве рабочего в Томскую губернию.

Отец родился там и смог получить образование, после увольнения прибыл в деревню Корнилово. Отец всегда был в отлучке. Так как своего хозяйства не имели, приходилось работать рассыльным в Каинской волости. Когда она ликвидировалась, он работал в Гондатьевской волости, позже она стала именоваться Болотнинская. Он устроился рассыльным, впоследствии был при церкви трапезником, а потом стал уезжать в Томск. Там он устроился по найму лишь дворником, сторожем. Жалование 5 рублей в месяц. Зиму он проживал в Томске, на лето возвращался домой. Мать моя, Пелагея Дмитриевна, оставалась дома, нас выращивала, воспитывала. Когда подняла, пришло время учиться.

Тогда не было грамоты никакой, все были не грамотные. В одно время появился на деревне Корнилово учитель. Общество решило нанять его за оплату с каждого ученика.

Начало обучения проходило в частном доме. Я быстро осваивал грамотность. Зиму проучился, а на другую зиму сменился учитель. В деревню приехала девоха – учительница. Вскоре пришлось бросить занятия, надо было помогать родителям. У отца я был единственным сыном. Помощи от отца не всегда можно было ждать, высланные им деньги на покрытие нужд не всегда хватало. Мать сама имела заработок, ей приходилось наниматься к зажиточным, да и я уже стал помощником, то дрова наколю, то побороню, копны перевезу.

Старшая сестра, Любовь Ильинична, также работала по найму у богатых людей. Когда отец возвращался на лето домой, то обращался к богатею с просьбой дать в долг муки, зерна за отработку. Отрабатывать в страдное время приходилось мне, матери, сестре. Косили, жали.

Как - то собрался отец ехать в Томск, и вздумал везти с собою и меня, чтобы устроить на работу. Приехали. Повел меня по торговым лавкам. Привел в рыбную. Хозяин согласился взять и по окончанию торговли повел к себе домой. Работа оказалась не такой и легкой: нужно было заготавливать лед. Лед кололи, возили на двух лошадях, когда набили погреба льдом, хозяин со мною рассчитался.

Затем отец устроил меня рабочим. Работодатель оказался из благородных, его нужно было называть барин, а его жену барыня. Барин, Николаев была его фамилия, занимал большую должность в губернском управлении. Идет на службу по своей работе, я его сопровождаю, несу портфель, а он идет с тростью в руках. Подходит время обеда, а я в это время что-нибудь делаю во дворе, барыня посылает в управление за хозяином, еще сопровождал их в город за покупками.

В дальнейшем я у многих купцов работал, но описывать в отдельности каждого не буду. Хочется остановиться на том времени, когда работал в колбасной лавке, где делали колбасу, ветчину, коптили окорочка. Питание было относительное хорошее.

Жил в кондитерской, где пекли хлебные изделия: печенье, сайки, булки. Я был развозчиком, развозил булки, сайки в большие учреждения, университеты, в семинарии. Развезу, затем помогаю кондитеру в работе. На следующую зиму я уже самостоятельно ездил в Томск, зиму проработал, а на лето домой.

В 1916 году был призван на военную службу в Томск, служба давалась легко.

В феврале 1917 году началась революция. В этот день нас вывели на занятия. Рядовой Костин скомандовал, чтобы мы возвращались в казарму. Прибежал ротный командир, кричал, почему сорвали занятия, на что Костин ответил, что сегодня праздник. Наш полк №18 первым выступил, все пошли по городу, везде музыка, народ.

Время было военное, все на фронт. Меня оставили для охраны в городе, но в марте 1917 был отправлен на фронт. Наш эшелон прибыл ночью в Болотную, я соскочил и решил попрощаться с родными. Вернувшись, не застал эшелона. Только в Москве удалось нагнать его. Прибыли в Ригу, а дальше до Балтийского моря.

В одном из сражений был контужен. Направили в лазарет. После лечения в Литву, а оттуда по месту жительства Томскую губернию Болотнинской волости. В Болотной сдал в военное управление документы. В Корнилово прибыл в декабре 1917 года. Многое изменилось с приходом новой власти, жили единолично. В 1918 году женился, взял беднячку, с малых лет батрачила на людей.

В 1919 году Колчак вел отступление на восток через деревню Корнилово. Две недели колчаковцы требовали лошадей, вреда большого не делали. По прибытию разместились по домам. Колчаковцы нашли у меня революционную книжку. Утром приказали запрячь лошадь и отправляться в путь. Впереди показался Мариинский тракт. И на этот раз повезло, меня отпустили, дали пропуск.

После всего я стал жить самостоятельно, работали с женой, родились три дочери: Шура, Дуся, Полина и сын Владимир.

Первая моя должность - ведал кассой взаимопомощи. Был секретарем, а когда вступил в колхоз «Вперед к коммунизму» в 1932 году, то мне поручили почту. Сначала я содержал почту на дому, ко мне ездили за ней из Большеречки, Курдановки.

Болотнинское почтовое отделение сделало запрос на отдельный дом в Корнилово. Председатель сельсовета ответил, что нет свободных домов. Почта обосновалась в Большеречке. Пятнадцать лет я ездил на велосипеде за ней в Большеречку.

Был в колхозе несколько лет кассиром, в ревизионной комиссии, сельским судьей и народным заседателем при суде, был избран депутатом, четыре раза награжден Почетной грамотой исполкома Болотнинского района».

Заканчивая рассказ о человеке, жившего в нашем селе, ничем неприметного, хочется пожелать прожить каждому из нас, так, как закончил свое повествование Корней Ильич « … я жизнь свою провел до глубокой старости. Не имел ни какой вражды, почитал отца, мать, престарелых людей. Ни разу не судился и так меня никто не оскорблял».

Руководитель школьным музеем МКОУ Корниловская СОШ О.И. Елгина


Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 10 Мая 2018

Автор: Ёлгина Ольга


Вам нравится? 4 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...