Алексей Иншаков скульптор по дереву
Иншаков Алексей Алексеевич родился в селе Малая Черемшанка Колыванского района Новосибирской области 21 февраля 1960 года. Отец Иншаков Алексей Васильевич работал бригадиром полеводства во Вьюнском совхозе. Мама Александра Фёдоровна работала разнорабочим. В семье было четверо детей. В 1967 году пошёл в Мало-Черемшанскую восьмилетнюю школу. После её окончания учился во Вьюнской средней школе. В 1978 году был призван на действительную службу в ряды вооружённых сил советской армии.Службу проходил в Польской народной республике, ограниченный контингент северной группы войск в вертолётном полку 25-ой, трижды краснознамённой Одесской военно-воздушной армии, в звании сержанта. Участвовал в советско-польских учениях Щит-80. Награждён знаком отличник военно-воздушных сил, отличник боевой и политической подготовки. Демобилизовался в 1980 году.
В этом же году поступил в Колыванский сельскохозяйственный техникум на отделение агрономии. В 1982 году женился. В 1983 году окончил техникум и стал работать во Вьюнском совхозе агрономом по 1992 год. Потом работал учителем труда в Мало-Черемшанской восьмилетней школе. С 2008 года работал в Колыванском доме детского творчества мастером дополнительного производственного обучения «Декоративно – прикладное искусство резьба по дереву». Уволился по состоянию здоровья.
Иншаков Алексей Алексеевич пользуется уважением земляков и любовью в семье. У него две прекрасные дочери, которым он помог получить высшее образование, растёт внук и две внучки.
Алексей Алексеевич всегда делится своим мастерством, ведь каждому мастеру есть что рассказать: "Художественные возможности дерева неисчерпаемы. Резчик с успехом может использовать для изготовления предметов прикладного искусства и сам ствол, и кап-наросты, и наплыв-сувель.
Какую же древесину лучше всего использовать? Особенно красивы изделия из сибирского кедра, берёзы, тополя, берёзового стволового капа.
Изделия из кедра необыкновенно красивы и, что немало важно при обработке, пластичны, легко поддаются обработке – то есть обладают теми качествами, которые особенно ценны при работе в детских кружках творчества. На срезе просматриваются годичные кольца. Создаётся впечатление, будто лучи солнца пронзили древесину кедра, да так и застыли в нем навечно. Волокна при рассмотрении с разных точек переливаются, словно создают иллюзию внутреннего свечения.
В качестве примера расскажу о работе, опишу технику изготовления скульптурной работы «Иван-царевич и Василиса Прекрасная».
Работа над скульптурной композицией. Во первых нужно нарисовать композицию, наложить её на дерево, из которого будет делаться будущая работа. Берётся заготовка из выбранного для работы дерева, определяется визуально влажность, тщательно осматривается, чтобы не было трещин, сучков, прелости и толщину заготовки, чтобы она соответствовала для объёма скульптурной работы. Выбранную заготовку для нужной работы, обрабатывают.
Приходится много раз наносить карандашом основные контуры будущей скульптуры. Затем постепенно с обеих сторон нужно срезать стружки сначала крупными, а затем мелкими стамесками, осторожно, равномерно обрабатывая заготовку со всех сторон до тех пор, пока рисунок и желаемое изображение не сольются воедино. Очень важно учесть, что голову, глаза вырезают в последнюю очередь, когда прорисовывается вся фигура. Но на едва обозначенном месте расположения головы сразу карандашом наносятся глаза, уши, нос, губы. Эта технологическая точность позволяет в процессе работы постоянно видеть скульптуру в целом.
Работая с кедром, нужно учитывать направление волокон, их расположение, хрупкость. Поэтому во время стружки нужно следить за тем, чтобы не получилось нежелательных сколов. Необходимо терпение, умноженное на труд.
Результатов сразу не видно, но день ото дня всё четче вырисовываются контуры изделия. Глаза, губы, зубы, уши на скульптуре вырезают специальными стамесками «штихелями». Можно изготовить самостоятельно стамески на своё усмотрение из надфилей - на электрическом точиле. Не нужные места можно выпиливать при помощи ручной пилки или высверливать, предварительно на сверле нанести метку для глубины сверления. Метка наносится на сверло не для сквозного сверления, а для определенного углубления.
Когда работа подходит к концу, приступают к голове животного, седоков, Бабы Яги.
Вновь рассматривается скульптура со всех сторон, вносятся окончательные поправки с учётом позы животного, седок, выбирая поворот головы. На завершающем этапе работы над головой лошади, седоков, бабы яги, вооружившись моноклем, с ювелирной точностью вырезаем мелкие детали, лицо, орнаменты на одежде.
Обработанная режущим инструментом поверхность сохраняет некоторую шероховатость, поэтому требуется отшлифовать изделие. Шлифуют обычно шкурками трёх видов: крупной на материале, мелкой и бархатной на бумаге. При этом нужно не изменять геометрию созданного контура изделия, а только сглаживать и смягчать, особенно края обозначенных форм.
Во время шлифовки обнаруживаются некоторые огрехи, сделанные резцом. Их убирают стамеской, затем снова шлифуют изделия. После шлифования желательно покрыть все изделия тончайшим слоем лака, просушить. Изделие готово".
После продолжительной болезни Алексей Алексеевич умер 4 октября 2017 года
Иншакова Валентина Николаевна
Осень 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...