НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Самолёты в колыванском небе

С начала 60-х до 90-х годов в Колыванском районе было три аэродрома: Колыванский, Пономарёвский и Пихтовский. Местные мальчишки с замиранием сердца бежали на аэродром, чтобы хоть одним глазком посмотреть на взлёт и посадку самолётов Ан-2, Як-12 и вертолётов всех типов. Также здесь базировались самолёты сельхозназначения и лесоохраны.
    
А началось всё 2 февраля 1962 года, когда по решению исполкома Колыванского райсовета депутатов трудящихся было выделено по 42 га пахотной земли под аэродромы гражданской авиации в посёлке Колывань, селе Пихтовка и селе Пономарёвка. А бывший аэропорт Пихтовки, площадью 16 га, был переведён в выпасные земли Пихтовского совхоза.

Первым и единственным начальником Колыванского аэропорта с момента его сооружения и до самого закрытия был Пётр Александрович Паршин. 
Пётр Александрович живёт в Колывани и с большим теплом вспоминает те годы. «Открыли Колыванский аэропорт в 1965 году, а закрыли примерно в 1990 году, в то же время закрыли Пономарёвский и Пихтовский аэропорты. Я был начальником, вместе со мной работало шесть человек.  Билеты, кроме кассы самого аэродрома, продавались и в Новосибирске. Цены были вполне доступные: Колывань – Новосибирск – 1 рубль, Колывань – Пихтовка – 2 рубля, Колывань – Пономарёвка – 3 рубля.  В распутицу самолёты не летали, пока не высохнет поле аэродрома (а оно было травяное), вместо них в это время летали вертолёты».

А вот что вспоминает Лидия Николаевна Штерн, жительница посёлка Колывань, работавшая в те годы рядом, на метеостанции: «Аэропорт действовал как запасной, во время плохих метеоусловий самолёты делали посадку и пассажиров вывозили уже автобусом в Новосибирск. Летали самолётом Ан-2, рейс был Новосибирск – Колывань, потом пересадка и до Пихтовского аэропорта.

Летали в брежневское время 2-3 раза в день, перед закрытием - реже. Здание аэропорта состояло из нескольких комнат: пилотской, где отдыхали сотрудники (что-то типа гостиницы), зала ожидания и кассы. На втором этаже была диспетчерская».

Второй аэропорт располагался в селе Пихтовка. Вот что вспоминает Александр Иванович Гладышев: «Помню, в начале 50-х аэродром был возле железнодорожного переезда в Пихтовке по направлению в Пономарёвку. Позже располагался на выезде из Пихтовки в Колывань».

Действительно, 18 августа 1950 года на заседании исполкома Колыванского районного Совета депутатов трудящихся рассматривали вопрос о строительстве аэропорта в с. Пихтовка, во время заседания было принято решение: «В целях организации постоянной посадочной площадки для почтово-пассажирских самолётов, доставки почты и перевозки пассажиров по авиалинии Новосибирск-Колывань-Пихтовка отвести земельный участок в количестве 28-30 га и оформить товарищу Егорову до 1 сентября 1950 г. землю». Руководителем работ был назначен Неверов.
Если смотреть архивные документы от 3 сентября 1964 года, то получается, что второй аэропорт был построен в срок до 25 сентября 1964 года. Начальником ремстройучастка была Щемелева.

Кто был первым начальником Пихтовского аэропорта, пока точную информацию мы не нашли, вторым был Горбунов Михаил Трофимович, после него - Василевский Эдуард Фёдорович.

Вот что вспоминает Татьяна Михайловна Фролова, дочь Михаила Трофимовича Горбунова: «Долгое время папа с мамой проработали в аэропорту: папа - начальник, мама - кассир. Братья, Владимир и Алексей, тоже пошли по стопам отца.

Мой папа воевал и закончил войну в Корее, имеет много наград. У мамы - медаль за работу в тылу во время войны. Оба вышли на пенсию ветеранами труда. Родители были очень скромные и трудолюбивые. В пенсионном возрасте переехали в город Обь Новосибирской области (Толмачёво), чтобы быть рядом с детьми и внуками.

Трудно описать в нескольких фразах аэропорт. Деревянное здание с залом ожидания для пассажиров, кассой, комнатой радиста и начальника. Был буфет, но позже его убрали. В том же здании некоторое время находилась метеостанция. За зданием - взлётно-посадочная полоса из бетонных плит. За ней был вырыт котлован, в котором разводили карасей. С посадочной полосы часто приходилось выгонять крупный рогатый скот, чтобы самолёт сел без аварии.

Часы службы сотрудников аэропорта не нормировались, они работали до последнего вылета самолёта. А так как всегда требовались дополнительные рейсы и в летнее время летали пожарные вертолёты, то работали, насколько позволяло светлое время суток. У родителей очень много почётных грамот и благодарностей за их труд. Люди трудились не на хозяина, а во благо жизни и удобства перемещения жетелей Пихтовки и окрестных деревень».

Вспоминает бывший диспетчер аэропорта Лариса Николаевна Старостина: «В Пихтовку летал самолёт Ан-2 и периодически базировались вертолёты Ми-2, Ми-8 (на несколько дней летом по вопросам пожарной безопасности). Когда открыли первый аэродром, я не знаю, но точно помню, что потом перенесли его на другое место, ближе к деревне, так вот, он открыт в 60-е годы, а закрыт в 1993 году.

Всего в самолёте было 12 мест. Билеты можно было купить только в аэропорту. При покупке билета паспорт не требовался. В зимний период расчисткой взлётной полосы занимался совхоз. Во время распутицы, если не летали самолёты и не ходили автобусы, люди добирались из Пихтовки на тепловозе до станции Кокошино и делали пересадку на поезд до Новосибирска.

В 80-е годы в Пихтовке проживало около трёх тысяч человек, поэтому транспорт был просто необходим. Местный аэропорт в 1976 году выглядел как обычное деревянное одноэтажное здание, в нём были: зал ожидания, радиорубка, касса и метеокомната». 
До сих пор на месте старого аэропорта стоит разрушенное деревянное здание, на взлётной полосе осталась сетка, которая во времена распутицы помогала воздушному транспорту садиться...

Третий аэропорт располагался в Пономарёвке, куда летали самолёты Ан-2. Вертолёты и самолёты сельхозавиации почти не работали, а если и работали, то это были единичные случаи и они были непродолжительные, самолёты лесоохраны базировались в Пихтовке. Аэропорт начал свою работу примерно в начале 1965 года, а закрыт был в 1991 году.

Первым начальником аэропорта был Новиков Василий Павлович. Вот что вспоминает о нём Александр Иванович Гладышев: «Новиков Василий Павлович родился в марте 1927 года  в деревне Изотовка Колыванского района Новосибирской области, в конце 20-х начале 30-х сослан вместе с родителями в Пономарёвку.

Во время Великой Отечественной войны работал в Пономарёвском совхозе. С 1944 по декабрь 1952 гг. - служба в Советской Армии. В Пономарёвском совхозе работал радистом, инспектором отдела кадров. С 1965 по 1980 гг. – начальник Пономарёвского аэропорта, член КПСС с 1952 г. В 1980 году уехал  в Курундус Тогучинского района».
    
Валентина Николаевна Тверезовская была третьим начальником аэропорта, вот что она вспоминает: «Я родилась и выросла в селе Пономарёвка, закончила школу и уехала в Новосибирск, поступила в торговый техникум, после окончания которого вернулась в родное село. Проработав год, вышла замуж, родила сына.

Когда я пришла работать кассиром и техничкой, то начальником был Новиков Василий Павлович, после него пришёл Игонин, но он заболел и на этой должности пробыл совсем мало, месяцев шесть, после его смерти начальником аэропорта поставили меня, так как ещё при Новикове я закончила в Толмачёво курсы и после их окончания работала уже радиооператором и кассиром. После того как приехал в село Владимир Георгиевич Ванюкевич, вдвоём стало легче. Владимира Георгиевича поставили начальником аэропорта, и до самого закрытия, а полностью закрыли аэропорт в 1992 году, мы и работали.

Всего я трудилась там почти 21 год. 
Здание аэропорта было небольшим, всего три комнаты: зал ожидания, аппаратная, комната для вещей. Взлётная полоса - похуже, чем в Пихтовке, там хоть сетка лежала на взлётке, а у нас просто поле, которое состояло сначала из двух взлётных полос, потом одна заболотилась и осталась одна полоса.  Когда сажали пассажиров в вертолёт Ми-8 (до 10 человек), заодно отправляли в Пихтовку сливки с молоканки, а обратно получали почту и хлеб.

Кроме Ми-8 летали Ан-2 и лесопатрульный Ми-4. А ещё у нас даже было разрешение  катать школьников от Пономарёвки до Пихтовки. Учительница приведёт детей, и тех, кто не боится, мы и отправляем.  
Хорошие были годы, интересная работа и много хороших людей».   

Так же тепло вспоминает те годы последний начальник аэропорта Ванюкевич Владимир Георгиевич: «Я приехал в Пономарёвку в июне 1982 года, до этого окончил Омское лётно-техническое училище, работал в Якутии. Здание аэропорта представляло собой деревянный пятистенок, где было три комнаты: зал ожидания на 15-20 человек, весовая и касса. 
С 1982 года я был начальником Пономарёвского аэропорта. 
Каждое утро мы передавали данные по метеоусловиям.

При плохой погоде рейсы задерживали и откладывали на несколько часов. Самолёты Ан-2 доставляли пассажиров, летали по маршруту Пихтовка – Колывань – Новосибирск. Билеты продавали заранее, за неделю или за две. В день доходило до двух или трёх вылетов. Также можно было заказать за месяц билет в другой город страны. Когда желающих было больше запланированного,  то для пассажиров, не улетевших рейсовым самолётом, диспетчер порта заказывал дополнительный рейс и, как правило, заказ выполнялся».

Сегодня говоря об аэропортах района, нельзя не коснуться их роли в становлении молодого поколения тех населённых пунктов, откуда регулярно стали осуществляться авиарейсы. Сыграли ли открывшиеся авиалинии свою роль в судьбах деревенских ребятишек, в выборе дальнейшей профессии? Думается, да. 
Во многих школах района были созданы кружки авиамоделистов, один из них - в деревне Тропино.

В 1962 году в районной газете «Победа социализма» рассказывалось о ребятах, которые строили модели самолётов с бензиновыми моторчиками, планеры различных конструкций. Они научились строгать тонкие рейки, искусно выпиливать лобзиком, работать кропотливо и с выдумкой. Упорно и серьёзно готовились школьники-авиамоделисты д. Тропино к районным соревнованиям. Многие из них мечтали стать лётчиками и самолётостроителями. Может быть, у кого-то и претворилась в жизнь эта заветная мечта...

Такое далёкое от райцентра село Пономарёвка дало более 15 человек, накрепко связавших свою судьбу с авиацией. А теперь уже их дети идут по стопам своих родителей – летают на самолётах, работают в портах. Почему? Как такое стало возможным, что в некогда глухом селе столько лётчиков? Только ли открытие авиалиний и работа авиации в селе сыграли решающую роль в выборе профессии или какие-то другие факторы повлияли, к примеру, школа?

Об этом мы поговорили с Южаковым Николаем Николаевичем, уроженцем села Пономарёвка, свидетелем тех событий,  выпускником  Пономарёвской школы. 
Вот что вспоминает Николай Николаевич:  «Первым курсантом Оренбургского военного лётного училища из Пономарёвки стал Гладышев Александр Иванович. Серебряный медалист школы, он был уверен в своих знаниях. Правда, пришлось сделать несколько попыток, но в конце концов он успешно сдал экзамены, и вот он курсант военного лётного училища. Гладышев подал пример остальным ребятам, что выпускники сельских школ вполне могут конкурировать с городскими.

Следующими воплотили свою мечту о небе два выпускника 1966 года, Микрюков Сергей и Четвертухин Вячеслав, они  успешно прошли медицинскую комиссию и выдержали вступительные экзамены, но уже в Бугурусланское лётное училище гражданской авиации. После окончания  Славу оставили работать в училище инструктором, а Сергея направили в Новосибирск, где он начинал летать вторым пилотом Ан-2 на местных линиях,  а потом и командиром экипажа.

В Пономарёвке в то время ещё работал аэропорт, и Сергей частенько попадал в план полётов на Пихтовку-Пономарёвку. И когда он летел в родное село, жители всегда знали, что летит именно он: при подлёте к аэродрому Микрюков «махал» крыльями, при этом немного поддавая газку, - этого было достаточно, чтобы узнать земляка. 
В дальнейшем Сергей и Слава успешно окончили Ленинградскую академию гражданской авиации и освоили самые современные машины, стали отличниками воздушного флота,  и оба стали командирами авиаэскадрилий Ил-86 международных линий.
Только с той разницей, что Микрюков Сергей Борисович был командиром эскадрильи в Толмачёвском аэропорту г. Новосибирска, а Четвертухин Вячеслав Христьянович - в Шереметьево города Москвы.

По их стопам пошли и другие.  Кулешов Алексей Сергеевич, родившийся в деревне Жирновка и закончивший Пономарёвскую школу, всю свою трудовую деятельность посвятил  401 заводу Новосибирска, который занимался ремонтом воздушных судов. А Четвертухин Владимир, младший брат Четвертухина Славы, всю жизнь работал стюардом.

Ещё два выпускника этих же выпусков, 1965 г. и 1966 г, стали лётчиками.  Микрюков Виктор Борисович, одноклассник Гладышева и тоже серебряный медалист, поступил в престижный вуз г. Новосибирска – НЭТИ и уже после  первой сессии, сдав все экзамены на "отлично", стал Ленинским стипендиатом. Учёба ему давалась легко.

Занятия боксом принесли ему успех в спорте. Но тяга к небу всё же была сильнее. Теперь  для него ориентиром служил его младший брат Сергей, ставший курсантом лётного училища.  И несмотря на то, что в институте у него всё складывалось  успешно, Виктор решил рискнуть. Забрав документы из НЭТИ, он едет в Бугурусланское лётное училище гражданской авиации, сдаёт экзамены и становится курсантом училища. И здесь у него дела идут блестяще.

Окончив училище, он сразу поступил в Ленинградскую академию гражданской авиации. В. Микрюков прошёл путь от второго пилота Ан-2 до заместителя Генерального директора авиакомпании «Сибирь» по качеству полётов, но прежде чем занять такой высокий пост, Виктор освоил все типы самолётов, неоднократно работал в командировках за границей, не обошлось у него и без вынужденных посадок на приспособленную местность, которые, к счастью, завершились благополучно.
  
Ещё один выпускник 1966 года, Муравьёв Николай Егорович, тоже стал лётчиком, но после 3-х летней службы на подводной лодке Тихоокеанского флота. В училище Николай поступил с первого захода после службы в армии. Здоровье у него было отменное, знания – крепкие. После окончания училища Муравьёв был направлен на работу в Томскую область и всю свою жизнь посвятил местным авиалиниям.

Выпуск 1967 года. Два человека из этого выпуска становятся лётчиками. Поганов Виктор – морская авиация. Перевалов Александр летает на самых современных стратегических бомбардировщиках. Но путь в небо для этих двух молодых людей был непрост. 
По окончании школы Саша Перевалов даже не пытался поступать в лётное училище. Вопреки своей мечте о лётной форме он пришёл на один из новосибирских заводов осваивать специальность токаря-револьверщика.

Стоя у станка, он начал понимать, что это "не его". Перед глазами стояли друзья-соседи, с которыми вместе рос, дружил, учился - они уже стали курсантами лётных училищ. Узнав, что в соседнем Бердске есть аэроклуб, где можно пройти обучение, Перевалов подал заявление, и его зачислили.  После успешного окончания аэроклуба Саша поступил в Тамбовское военное лётное училище, по окончании которого вся его дальнейшая жизнь была связана со стратегическими бомбардировщиками.

Поганов Виктор, после того как медицинская комиссия не дала ему добро для поступления в лётное училище (подвёл вестибулярный аппарат), возвратился в село и начал работать помощником киномеханика. Ранее принятое решение стать лётчиком он не изменил. За год, который оставался до следующих экзаменов, он решил подготовиться к успешному прохождению медицинской комиссии...

Из подручных материалов Виктор изготавливает вращающийся стул и ежедневно чуть ли не до самоистязания тренируется – крутится вокруг своей оси. Медленно, с трудом, но поставленная цель достигнута!.. Кроме укрепления вестибулярного аппарата он ежедневно выкраивал время для общеобразовательных предметов, особенно математики.

Прошёл год. Снова сдаются документы, но... комиссия вновь не пропускает! Теперь уже с вестибулярным аппаратом всё в порядке, год упорных тренировок не прошёл даром, но обнаруживаются другие проблемы. Витя в трансе, он растерян. Неужели его мечте не суждено сбыться?.. 
Члены комиссии увидели смятение и печаль паренька, поняли силу его мечты подняться в небо. Не годен в лётчики, но штурманом быть может! 
Поступил!..

Окончив училище, В. Поганов стал работать по полученной специальности, но мечту стать лётчиком не забросил. И добился своего, вскоре переучился и стал лётчиком морской авиации. Женился. Жена - второй пилот Ан-2, вскоре стала командиром. Примеру родителей последовали два их сына. В настоящее время оба летают на Боингах, но под фамилией Гузовы (Виктор взял фамилию жены Галины).

Выпуск 1968 года. Вновь два выпускника, два закадычных друга рвутся в небо. Ванюкевич Николай идёт по стопам друзей-соседей и заканчивает то же Бугурусланское училище и так же, как все они, учится в Ленинградской академии гражданской авиации. Начинает работать на Камчатке, затем в Хабаровске, но родина тянет к себе, и он переводится в Толмачёвский аэропорт, где и летает командиром Ил-86 на международных авиалиниях в эскадрилье друга детства Микрюкова Сергея Борисовича.

Одноклассник Ванюкевича и его товарищ Фёдоров Геннадий  не проходит медкомиссию в Бугурусланское училище: доктора обнаруживают у него незначительные отклонения по цветоаномалу, но вердикт жёсткий - в приёме в лётное  училище отказать. Ему предлагают поступать в Омское лётно-техническое училище. Отказываться не стал, поступил. С тех пор работает в аэропорту г. Сургут.

Выпуск 1969 года. Панков Владимир Андреевич поступил тоже в Омское лётно-техническое училище, после окончания которого начал работать в аэропорту Толмачёво и всю свою трудовую деятельность посвятил ему. В городе Обь был избран председателем Совета депутатов, сейчас на пенсии.

В 1972 году ещё два выпускника школы, Ванюкевич Владимир и Наконечных Александр, поступают в Омское лётно-техническое училище. По окончании Владимира направляют работать в Якутию, а Александра - в Тюменскую область, где он трудится по сегодняшний день. Владимир Георгиевич Ванюкевич после 8 лет работы возвращается назад в Пономарёвку в качестве начальника местного аэропорта Он проработал там почти 30 лет.  

Худяков Игорь Васильевич, выпускник Пономарёвской школы 1982 года, - ещё один наш лётчик. В настоящее время живёт в Москве, работает на международных авиалиниях".


Жители Пономарёвки по праву гордятся своими земляками, прославившими село, школу, родителей далеко за пределами не только района, но и области.
  
 Пономарёвскую школу прошли (но закончили Вьюнскую) лётчик Третьяков Александр Ильич, его старший брат профессор Харьковского авиационного института Третьяков Владимир Ильич, лётчик морской авиации Гудков Александр Васильевич.
Выпускник 1965 года Ердиков Юрий после  службы на подводной лодке Тихоокеанского флота окончил Новосибирский институт народного хозяйства и был направлен в Казахстан для ведения работ, связанных с космосом.
   
Ещё один житель Пономарёвки, Б.М. Кижаев в середине 50-х годов прошлого столетия поступил в военное лётное училище. Но курсантом был недолго. Вскоре после его поступления в стране объявили о сокращении армии, и курсант Кижаев попал под это сокращение.
Так прервалась его лётная мечта. В гражданской жизни он стал хорошим специалистом Новосибирского приборостроительного завода. За принципиальную позицию, за высокие моральные качества, за профессионализм в работе горожане избирали его депутатом городского Совета.


Мы жили в тот период, когда полёты лётчиков, космонавтов будоражили умы и сердца всех жителей страны. Космонавты летали один за другим: Гагарин, Титов, Терешкова... Радио постоянно оповещало о достижениях в космосе, его покорители становились героями. 
Школьники бредили небом, вся окружающая действительность говорила о значимости профессии лётчика, а открытие регулярных авиалиний, общение с пилотами окончательно формировало мечту у тех молодых ребят, кто решил посвятить себя авиации.

В Пихтовке и Колывани также были выпускники лётных училищ, и мы очень надеемся, что они откликнутся и расскажут о себе.

Собирая материалы, общаясь с земляками, невольно приходишь к мысли: как бы сложно не жили люди, какие бы условия и трудности не приходилось им преодолевать – они умели жить и радоваться. Конечно, это была молодость, пора взросления, становления, но все, кто вспоминал те далёкие годы, говорили одни и те же слова: «Люди были добрее, человечнее!»...


Взмывают в небо самолёты, летают над нашим районом вертолёты, но аэропорты Колыванского района, увы, уже заросли бурьяном. И наши мальчишки уже не так часто мечтают стать лётчиками, у них сейчас в приоритете другие профессии. А из сёл, где когда-то гудел, пролетая несколько раз в день самолёт, начинает разъезжаться молодёжь. 
Конечно, не нужно отчаиваться, мы будем позитивны, будем надеяться на лучшее. Ведь наши парни из района идут в  авиационные  колледжи, кто-то из них посвятит себя небу, а кто-то станет работать на заводе им. Чкалова, - пусть мало таких, но они есть. И мы с большим удовольствием расскажем о них, ведь колыванская земля всегда гордится своими земляками.

                                             
Лилия Васильевна Потеряева


Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 15 Января 2018


Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...