Встреча с ветераном определила судьбу. Антон Кетов
Я выбрала путь учителя, и не жалею. Работаю в школе больше 25 лет, маленькая жизнь… Вижу глаза детей, слышу их звонкий смех и понимаю – какое это счастье. Счастье просто жить: идти на работу, общаться с учениками, ждать вечером встречи с семьей, играть с внуками, видеть рассветы и закаты, слышать пенье птиц, радоваться, огорчаться, сопереживать, стыдиться, гордиться и благодарить…Благодарить за то, что живем. Кого благодарить? Бога, родителей и СОЛДАТА 40-х…
Будучи ребенком, получила от своих учителей то, за что сегодня говорю «Спасибо». Спасибо за то, что научили понимать события Великой Отечественной войны. За то, что научили помнить, гордиться и любить свою страну. И это не пафос. Для меня эти слова не пустой звук.
Сегодня понимание этой проблемы как никогда является актуальным. Именно в школе закладываются основы патриотизма и гражданственности. Так было и будет. Я вспоминаю свое детство, когда впервые встретилась (в школе) с живым ветераном Великой Отечественной войны.
Это было около 30 лет назад, накануне Дня Победы. Кетов Антон Андреевич пришел в наш класс. Мы увидели невысокого мужчину, пожилого, с добрыми глазами. Он привлек наше внимание еще и тем, что его нос выглядел странно, всем не терпелось узнать, почему он такой, но стеснялись спросить. Началась беседа, учитель направлял наш разговор в нужное русло. Рассказ живого человека о событиях войны потряс меня больше, чем книги или фильмы.
Антон Андреевич просто, обыденно говорил о взрывах, о страхе, о смелости людей, что мы удивились. Потом мы поняли, почему речь его была спокойной, размеренной. Война стала частью его жизни, а значит, он принял ее. Он просто был настоящим солдатом. А о своем ранении так вообще пошутил: «Видите, ребятишки, какой у меня пятачок, нос задран кверху, это осколок прилетел. Да это полбеды, ведь у других людей и ноги, и руки отрывало снарядами, а тут нос, ну, маленько некрасивый, но жить-то можно».
Мы не заметили, как прозвенел звонок, еще долго слушали ветерана. Дома я рассказала родителям о нашей встрече, а ночью мне снилась война: я убегала и пряталась от фашистов за огородами в своей деревне, слышала плач, крики людей и немецкую речь, но страх сковал меня и не хватило духу оказать помощь этим людям. Мне было очень стыдно… Похожие сны видела еще не один раз. Я задавалась вопросами: что же видели во сне те, кто пережил эту войну? смогла бы я быть смелой и мужественной? (но часто сомневалась в себе). А Антон Андреевич смог! Воевал, бежал в атаку, был тяжело ранен, видел смерть, боль и слезы.
Какое надо иметь мужество, чтобы потом рассказывать спокойно об ужасах войны, не пугая детей. Помню каждый День Победы: односельчане у памятника, Вечный огонь, ветераны на почетных местах, труженики тыла, а мы выступаем на Митинге Победы для них и для тех, кто не вернулся с поля боя. Мне действительно кажется, что на генетическом уровне нам передается от дедов и прадедов сила и вера в людей, ненависть к фашизму и великая любовь к Отечеству.
Эта встреча мне запомнилась на всю жизнь. Тогда я решила: стану учителем, расскажу детям об этой встрече и вместе с ними продолжу важное дело, начатое моими учителями. Мечта сбылась. В качестве учителя начала работать уже в своей родной Устьянцевской средней школе в лихие 90-е. Молодая, неопытная, я работала среди настоящих, уважаемых учителей. Все мы помним эти годы, про которые говорят «не до воспитания было».
Учителей стали называть «урокодателями», т. е. провели уроки и по домам; воспитанием, мол, никто не занимается, никому ничего не нужно, время такое… Да, времена всегда разные и нелегкие, но когда я слышала о том, что в образовании занимаются только «урокодательством», что нужен специальный закон о том, чтобы школа занималась воспитанием подрастающего поколения, честно говоря, была крайне удивлена: а кто же тогда детям рассказывает о подвигах, о славе, о людях, о свершениях?! Может где-то этого и не было, а в нашей сельской школе воспитанием никогда не пренебрегали.
Даже в 90-е годы школьная жизнь кипела, несмотря на то, что однажды и наш педагогический коллектив вышел на забастовку по известной причине: полгода не платили зарплату. Но учитель всегда остается учителем. Отодвинули социальные проблемы и продолжили работать в приоритетном направлении – патриотическое воспитание. Это большая заслуга директора школы – Беляева Владимира Петровича, он посвятил образованию более 40 лет.
Наша школа работает «не для галочки», а на каждого ученика. Наши дети понимают ценность всего, что делают: помогают пожилым людям, занимаются в патриотическом клубе «Витязь» и в школьном музее. Стало традицией проводить смотры строя и песни, военно-патриотическую игру «Зарница», выставки рисунков, плакатов, уроки истории, уроки Памяти, уроки мужества, викторины, конкурсы, сочинения, стихи, исследования. Особой гордостью для ребят являются Вахта Памяти, митинги, концерты и литературно-музыкальные композиции, посвященные Великой Отечественной войне, а самое главное – встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми войны.
Пока живет наша школа – будут жить и наши традиции. К сожалению, в нашем селе уже нет ветеранов Великой Отечественной. Но все-таки, для наших учеников есть примеры мужества и героизма. Необходимо поддерживать связь прошлого с настоящим, чтобы ребята ощутили: они тоже имеют отношение к тем далеким военным событиям через своих прадедов, т. к. тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа.
В то же время, мы понимаем, что Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Мы, учителя, это поняли, когда начали сбор материалов для участия в акции «Бессмертный полк». Собирая информацию о ветеранах войны и тружениках тыла, многие ученики нашей школы говорили: «У нас никто не воевал», «Родители ничего не знают или не помнят». А в народе верно говорят: «Забыл прошлое – потерял будущее». Мы настойчиво объясняли детям, что нужно срочно беседовать с бабушками, дедушками, ведь они тоже невечные.
Была создана группа активных ребят, которым была поставлена задача посетить каждый дом, провести опрос о членах семьи – участниках Великой Отечественной войны (анкета была составлена преподавателями). Работа закипела. Нам удалось собрать огромную информацию практически о каждой семье. Было трудно, не хватало времени, не все хотели общаться, но, тем не менее, сообща, мы провели такую работу. Результат впечатляет: создан банк данных ветеранов, тружеников тыла, детей войны; собран альбом «Память» с фотографиями и документальными подтверждениями; написаны сочинения, основанные на реальных событиях.
Вот что написала одна из учениц после анкетирования в сочинении о своем прадеде (учитель истории и обществознания Горбунова И.Ю.): «Изучая события Великой Отечественной войны, у меня сформировалось мнение, схожее с мнением большинства других людей: фашистская Германия во главе с Гитлером совершила преступление века против Советского Союза и стран Европы. У меня возникало чувство сопереживания захваченным народам, но я даже не задумывалась о том, что Великая Отечественная война касается и меня.
Совсем недавно мама рассказала мне о моих прадедушках. Я была очень удивлена, когда поняла, что и мою семью война не обошла стороной. Всегда казалось, что война это что-то отдельное, не касающееся ни меня, ни моих родных, но оказалось все не так. Трое из моих прадедов воевали на фронтах войны. Они также испытывали голод, страх, переживали за жизнь родных им людей, но несмотря ни на что, они отстояли свою Родину вместе со своими товарищами. Я горжусь своими предками: Седаковым Александром Николаевичем (10.04.1920–20.12.2001), Гапонько Сергеем Ивановичем (14.11.1912 г. р.), Начаркиным Сергеем Матвеевичем (1911 г. р.)». (далее девушка подробнее рассказывала о прадеде Седакове А.Н.).
Вот отрывок из коллективной работы ребят (классный руководитель Горбунова И.Ю.): «Война… Что нынешнее поколение о ней знает? Только по фильмам, книгам мы можем представить страшные картины войны. А как было на самом деле, мы узнаём из рассказов людей, переживших войну. Нет ни одной семьи, наверное, в которую не пришла бы эта трагедия. Мы решили узнать, не коснулась ли эта война и наших семей. Начали с самого простого – беседы с родителями, бабушками, дедушками. И вот, что у нас получилось.
В нашем классе 14 человек из 12 семей, 50% ребят сумели получить информацию о ветеранах, тружениках тыла или о детях Великой Отечественной войны. Конечно, информация небольшая, так как большинства из них уже нет в живых. Именно в такие моменты начинаешь понимать, что можно и нужно знать больше о своих родных и близких, ценить время, проведенное с ними, ведь жизнь не бесконечна…» (далее они рассказывали о своих родных в годы войны).
А так ребята завершили свое исследование «Вот такие маленькие истории о наших родных людях мы сумели узнать. Уверены, что именно из миллионов таких историй складывается история Великой Отечественной войны.»
Хочется приводить и приводить подобные примеры. Отрывок из работы учителя с семьей (учитель русского языка и литературы Алеференко Л.В.) «Мой отец Киргизов В.Г. и дядя Киргизов А.Г. много слышали от своих родителей о Федоре Дмитриевиче, о том, что это был человек волевой, бесстрашный, справедливый, что в 1941 году он ушел на фронт в возрасте 39 лет, но как погиб и где похоронен они не знали, так как извещение о его смерти было утеряно прабабушкой при переезде на другое место жительства. Много лет мой отец и дядя пытались найти какие-нибудь сведения о деде.
Единственное, что помнила бабушка из похоронки, что Федор Дмитриевич погиб где-то под Сталинградом… (после переписки с военкоматом). Когда отец получил эти документы, я долго рассматривала схему «Оборонительные сражения на ближайших подступах к Сталинграду». Масштабы этого сражения огромны. Я представляла, как мой прадед отчаянно бился с врагом, идя смело в атаку. И ранен он был в одном таком тяжелом бою.
Мой прадед геройски сражался с фашистскими захватчиками на Сталинградской земле и захоронен в братской могиле на хуторе Логовский Калачевского района Волгоградской области. На этой могиле установлен памятник с мемориальной доской, на которой высечено имя моего прадеда. Я смотрела на фотографии, и странное чувство охватывало меня: по спине «бежал» холодок. Дыхание перехватило у меня, когда мой отец сказал: «Я горжусь, что у меня такой дед. Вот, дочка, наконец-то нам все стало известно о Федоре Дмитриевиче. Постараюсь, чтобы мы съездили на могилу нашего деда обязательно, это наш долг».
Еще один пример из сочинения «Весточки с фронта» по письмам участника Великой Отечественной войны сержанта Самойлика Михаила Евсеевича (учитель русского языка и литературы Беляева Н.Ф.): «Помнить о тех тяжелых временах нам помогают экспонаты, находящиеся в музее. Старинные крынки, жернова, самовары, книги, фронтовая пилотка – это далеко не полный перечень предметов, находящихся в нашем школьном музее. Но мое внимание привлекли фронтовые письма Самойлика Михаила Евсеевича. Мне ценно содержание самих писем, написанных простым или химическим карандашом. С первых их строк можно узнать автора и степень его родства к адресату, а писал он своей жене Валентине и сыну Геннадию.
Ознакомившись с содержанием писем, а их около сорока пяти, я поняла, что, несмотря на тяжёлые фронтовые будни, солдат в своих письмах искренно, заботливо выражал чувства к родственникам и надеялся вернуться домой. Как трогательно Михаил Евсеевич обращался к своей жене: «Здравствуйте, моя любимая, славная жена Валя», «Привет милая Валя!» «Здравствуй, моя милая старушка Валя», «Привет моя дорогая. Старушка!» Все эти письма – трогательные документы незабываемого времени, в них – дыхание войны, подвиг и величие ее участников»… «По этим письмам можно пройти фронтовыми дорогами солдата Михаила Евсеевича Самойлика. Умерла уже давно вдова Валентина Ивановна Самойлик. Сын Геннадий, став военным лётчиком, уехал куда-то. Жив ли он сейчас? А письма лежат, ждут…».
Конечно, это не все работы. Военную историю своих семей внукам рассказывают дети ветеранов, письма, документы, чтобы они знали, помнили и гордились погибшими и живыми, победившими в этой войне.
Около года назад в Барабинском районе проходил конкурс «Письмо ветерану». Сначала конкурс не вызвал большого интереса у ребят, но когда они поняли к кому обращаются, от желающих сказать слова благодарности ветерану войны не было отбоя: (ученица 3 класса) «Дорогие ветераны! Этот год знаменателен тем, что исполняется 70 лет Великой Победе! Я знаю, что фашистская Германия напала на нашу страну, Гитлер хотел захватить нашу большую землю и заселить ее немцами. Много погибло наших людей, счет идет на миллионы, было разрушено много сел и городов. Погибали и взрослые, и дети, ведь фашисты не щадили никого. Я благодарю вас, дорогие ветераны, за то, что вы освободили нашу Родину от фашистов. Я говорю вам большое спасибо за то, что мы живём в мирное время. Живите долго и счастливо!»
Еще одно поздравление «Здравствуйте, дорогой ветеран! Пишет Вам письмо ученица 1-го класса Устьянцевской школы Митрофанова Танечка. Примите от меня самые теплые поздравления с 70-летием победы в ВОВ!
9 мая – особенный праздник. У каждого остался свой след войны: у одних – шрамы, у других – семейные альбомы. Жестокая была война, Вы прошли все испытания и завоевали победу, чтобы у нас было мирное небо. Обещаю, что Ваш героический подвиг мы всегда будем помнить, и постараемся, чтобы те страшные годы не повторились. Большое Спасибо за Вашу смелость и храбрость, за отвагу в сражении, за то, что Вы отвоевали наше будущее. Я думаю, что Вам было страшно, но Вы любили свою Родину, и поэтому воевали с врагами. Спасибо, что Вы у нас есть. Низкий поклон Вам!»
«Дорогие ветераны! Меня зовут Ксения, я учусь в 8 классе МКОУ Устьянцевской средней общеобразовательной школы Барабинского района Новосибирской области. В этом письме я бы хотела выразить свою благодарность вам за то, что я живу на этой прекрасной планете под названием Земля, живу в свободной стране – Российской Федерации. Я четко осознаю, что если бы не вы, на нашей земле не процветала бы жизнь, а царил хаос, агрессия и жестокость. Я знаю, что фашисты не щадили никого: ни детей, ни женщин, ни стариков. Воевали все – от мала до велика. Мой прадед тоже воевал, его давно уже нет в живых, и мне очень жаль, что я его никогда не видела. Но то, что он рассказывал о Великой Отечественной войне, я знаю от своих родных. С каждым годом вас остается все меньше и меньше, уважаемые ветераны, но я от лица своего поколения хочу сказать, что мы никогда не забудем ваших отважных подвигов и поступков, не забудем того, как вы боролись за будущее своих детей, своей страны. Я от всей души поздравляю вас с Великой Победой, хочу пожелать вам счастья, здоровья, долгих лет жизни. Мечтаю о том, чтобы в будущем на нашей планете царили мир, согласие и любовь!»
Таких писем ребята написали около тридцати, свернули их треугольниками и каждый хотел бы его озвучить. Сейчас эти письма являются вспомогательным фондом школьного музея.
Осознаю, конечно, и то, что не все ребята покинут школу с огромным багажом знаний об этой страшной войне: многое зависит от семьи и от нашего общества. Но смею надеяться, что чувство патриотизма для большинства из них будет не чуждо. Мы все вместе не должны позволить, чтобы сегодня фашизм набирал обороты (примеры жестокости этой идеологии мы видим в современной Украине). Наша задача – знать историю своего государства, помнить подвиги наших предков, передавать эти знания будущим поколениям, чтобы не было попыток переписать историю нашей Великой России. Я, как учитель истории, вижу в этом и свою миссию.
Горбунова Инна Юрьевна,
учитель истории и обществознания,
МКОУ Устьянцевская СОШ Барабинского района НСО
Осень 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...