НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Коллективизация в селе Рождественка

В 30-е годы в стране возникла необходимость организовывать коллективные хозяйства в селе (колхоз). И в Рождественке все происходило почти так же, как об этом написано у М.А.Шолохова в «Поднятой целине»: зимой 1929 года проходили собрания, а уже к весне 1930 года организовался первый колхоз.

Первыми в него вступили бедняки (11 дворов), среди них Пинковы, Желеевы, Кузнецовы, Чудины. Первым председателем колхоза стал тоже питерский рабочий Шевелев, молодой энергичный парень. В зимнее время организовал молотьбу на гумнах в две смены. Достал откуда-то фонарь, непонятно на чем освещавшийся, поставили столб, и место работы было освещено.

Свели в общую кучу сначала весь скот. Но помещений не было, скот все равно держали в частных сараях, молока выдавали по 2 литра на двор. Известны нам имена следующих двух председателей колхоза: Ткаченко Михаил Анатольевич (1931 год), а после - Ермаков, бывший партизан, чудом оставшийся в живых после того, как белогвардейцы расстреливали группу активистов под Морьевкой.

Крупные кулацкие хозяйства в селе в то время были, но немного (Букины, Мартиян). Зажиточные семьи либо уехали заранее, боясь раскулачивания, либо их раскулачили и сослали сослали в «урман» ( так называли в народе северные районы)…

Середняк сомневался идти в колхоз. Долгожители села вспоминали: «До колхоза жили лучше, ели сытно, одевались добротно. Весело было в деревне». Но время диктовало свои правила. Коммунисты и комсомольцы вели агитацию в селе среди населения о том, чтобы вступать в колхоз.

Полная коллективизация единоличных хозяйств в колхоз шла несколько месяцев и закончилась в 1931-м году. Только жизнь колхозная долго не налаживалась, долго крестьяне тужили по разлаженной жизни, конфискованным лошадям, в колхозе работали за «палочки» (трудодни).

Колхоз по плану отдавал все выращенное государству (зерно, мясо, молоко, шерсть, яйца…), а колхозникам на трудодни доставались крохи или ничего. Жили бедно, впроголодь, одеться особо было не во что, в школу детям ходить было не в чем. Люди бедствовали, но уехать из деревни не могли: у колхозников не было паспортов.

Вглядываясь в факты и свидетельства 30-х годов, видно, что народ включился в новую колхозную жизнь: у людей была такая сильная привычка к труду, да ее еще поддерживал общий энтузиазм 30-х годов. Кроме того, в Рождественке несколько лет председательствует в середине 30-х замечательный председатель Кошелев Алексей Иванович (1933-1935 г.г.), и при нем наши колхозники работали очень ударно. Он сумел так организовать работу на полях и фермах, что дела в колхозе шли по пути развития. Только на ВДНХ и ВСВ наши ударники ездили ежегодно, некоторые из них не один раз!

Трактористы, полеводы 30-х. Уже зимой 1931-1932 года молодежь была направлена на 6-месячные курсы трактористов, и эта группа парней и девчат весной 1932 года на первых стальных конях въехала в село с песней «Прокати нас, Петруша на тракторе…»: Слуева Евдокия Степановна, Криворучко Иван Павлович, Назаренко Семен Сергеевич, Подгорный Григорий Фомич, Евсиков Григорий Андреевич, Балыкин Алексей Евграфович, Гудов Василий Сергеевич.

Все село вышло встречать первых трактористов и чудо- машины, трактора марки «Интер-Кейс» мощностью 20-40 лошадиных сил. Митинг на площади в центре села открыл Казаков Дорофей Ильич, председатель сельсовета. С митинга все отправились в поле, где первую борозду доверили вспахать Слуевой Е.С. Волнуясь, неровно поначалу вела она трактор, но на глазах людей в эти минуты свершалась сама История: все межи единоличных полос распахивались, и вспахивалось общее, колхозное, поле.

Труд пахарей был облегчен, но работы в колхозе всегда было много: косили пшеницу лобогрейками, молотили сначала конной, затем тракторной молотилкой. После этого зерно веяли (очищали от мусора, половы) веялкой и клейтоном - были они ручные, а за день женщинам надо было провеять 85 центнеров зерна.

Площадь зерновых составляла 3000 га. Урожайность была в разные годы разной: 1932 г. – 25 ц с гектара; 1933 г. – 18 ц с га. За работу были установлены трудодни: на трудодень до войны давали 8 кг (!) зерна.

В эти годы многим молодым семьям показывала пример в труде трудолюбивая семья молодоженов Полосухиных: с 19 лет работает бригадиром комсомолец Парфен Макарович, а его жена Мария Андреевна становится звеньевой-организатором Красных обозов по вывозу зерна на элеватор в Купино.

В 1934 г. в селе появилась первая грузовая машина, первыми шоферами стали Якишин Николай Михайлович и Демков Федор Егорович.

Уже в первые колхозные годы большое внимание уделялось повышению урожайности зерновых за счет снегозадержания (а еще за счет навоза, золы, которую ученики собирали по дворам и вывозили в поля). Снег задерживали вручную, лопатами, делая кучки из снега и огораживая их щитами из лозы. В основном эту работу выполняли женщины и подростки: в пять утра зимой выезжали на быках в поля и работали до 11 вечера… В 1935-1939 г.г. звеньевой звена по задержанию снега была Ковалева Прасковья Трофимовна.

На этом участке в 20 га испытывали разные сорта семян, выбирали лучшие. За качеством семян около 30 лет следил талантливый полевод Курило Митрофан. На семенном участке с 1939 г. и всю войну звеньевой была Горемыкина Марфа Евменовна. Урожайности на нем добивались по 25-30 ц с га.

То поколение людей было удивительно трудолюбивым, а любовь к труду и к своей земле делали их великими в работе: уже к концу 30-х годов Рождественка гремит в округе именами ударников, которые растили племенной скот: держали образцово конеферму с орловскими рысаками (заведовал ею до войны Чернов Сергей Яковлевич); свиноферма тоже была племенная, зав. ТСФ были тогда Евсиков Василий Андреевич и Брылев Дмитрий Парфенович.

Знаменитая свинарка Гладченко Мария Лукьяновна (33 года проработала свинаркой; получала по 22 поросенка от 40 чистопородных свиноматок и по 2 т мяса свинины) уже до войны не раз побывала на ВДНХ и привезла дипломы и награды (награждена пятью Золотыми медалями ВСВ (Всесоюзной сельхозвыставки) ; имела 22 Почетные грамоты, а в 50-е годы была награждена машиной «Победа»).

Участницей Всесоюзной сельхозвыставки была и бывшая в те годы свинарка Полосухина Мария Андреевна. Доярка Стасикова Евдокия Кирилловна / 8 лет работает дояркой, 30 лет - пояркой) стала участницей ВДНХ тоже в 1940 году (оказывается, на выставки в Москву наши передовики уезжали в теплушках вместе с поросятами и свиньями, с конями и коровами-рекордистками, с кормами, а там за ними ухаживали, поэтому передовики ездили не по одному, а группами).

Гремела трудовыми подвигами и овцеферма (зав ОТФ Гаврющенко М.Ф.) На 100 овцематок чабаны получали по 130-140 ягнят. Чабаны-передовики того времени: Новиков Петр Степанович, Машко Фома Евтихьевич, Нетудыхатко Евсей Емельянович, Чудин Григорий Елисеевич, Слизовский Афанас Филатович. Самолин Андрей работал на ОТФ как ветврач, был самоучка. Ассеменизатором был продолжительное время Слизовский Данил Филатович.

Для обширного колхозного хозяйства понадобились складские помещения – их поставили из самана, для коров и телят поставили коровники и телятники, скотные дворы появились для лошадей, свинофермы – для свиней, был еще обустроен большой птичник. И все это делали руками, лопатами, своими мозолями. Но вся живность была обихожена, досмотрена, управлена по-хозяйски.

Слуева Е.С. была в 1936 году делегатом Всесоюзного чрезвычайного съезда Советов, на котором голосовала за советскую Конституцию. Много раз она была на областных, всесоюзных слетах передовиков, где не раз была награждена орденами и медалями, среди них – Знак Почета.

В 30-е годы великие труженицы, доярки, руками доят по 12, 15, 20 и более коров (вручную!). У каждой из них были свои коровы-рекордистки, от каждой из которых они надаивали по 25 – 30 литров молока в день. Вот их имена: Погорельцева Евгения Савельевна, Серякова Алгинья Михайловна, Дорошенко Мария Калиновна, Амельченко Варвара Абрамовна, Гришина Александра Корнеевна, Криворучко Дарья Алексеевна. Где найти слова, чтобы через время поклониться этим женщинам, низко, до земли поклониться каждой и руки их, натруженные, опухшие от работы, поцеловать?!

Отдельно остановимся на работе цигельни. Почти 40 лет в селе был свой кирпичный заводик: с 1909 года по 1950 год. Огромные ямы недалеко от сельского кладбища, из которых бралась глина для кирпича, до сих пор напоминают об этом. До 30-х г. кирпич изготовляли частники, продавали его своим односельчанам и в другие села. В 30-е г. завод стал колхозным.

Труд на нем был ручной, очень тяжелый, но кирпич из Рождественки славился в округе хорошим качеством. Заводик представлял собой длинный сарай с печью для обжигания кирпича. Дрова для печи подвозили на быках женщины Павловская Евдокия Николаевна и Симутина Ульяна Михайловна.

Долго на цигельне работали, выполняя тяжелые непосильные нагрузки женщины: Полякова Екатерина, Гудова Ефросинья, Гибелева Мария, Давыдова Анна, Чудина Татьяна Петровна, Гарбузова Дарья Ефремовна, Иванина Мария Михайловна, Балыкина Мария Осиповна, Ковалева Прасковья. Завцигельней долго были Балыкин Афанасий Николаевич и Брылев Дмитрий Парфенович. Животноводческие помещения стали строиться на кирпичном фундаменте, кирпичными были и столбы- связки, а стены – саманные.

С 1932 г. в колхозе появилась пекарня – в ней выпекали хлеб для общественного питания. Каждый день из двух центнеров муки надо было испечь три центнера (!) хлеба. И выпекали их за сутки две женщины, а труд был ручной, тяжелый: и дрожжи делали-сушили сами, и печи топили сами, и хлеб месили и вымешивали эти золотые руки сами…

Продолжительное время пекарями трудились Чудина Татьяна Петровна, Федченко Анастасия Алексеевна, Слизовская Федора Павловна, Евсикова Федора Ивановна, Прима Агафья Андреевна, Нетудыхатко Александра Филипповна, Слизовская Мария Тимофеевна.

К середине 30-х г. пополнился отряд трактористов. Ими стали еще Павловский Степан Игнатьевич, Колосова Анна Наумовна, Слуева Аграфена Степановна, Колосова Варвара Михайловна, Полосухин Григорий Макарович, Горемыкин Владимир Гаврилович, Воликов Михаил Семенович, Самолин Захар Иванович, Дорошенко Сергей Иванович, Фирсов Иван Петрович, Николенко Сергей Ильич, Сычев Максим Мартынович, Сеничкин Иван Никифорович , Буховец Степан Демидович. Работали днем и ночью, не жалея сил, не покладая рук…

В 1933 году построили деревянный клуб, крытый пластом (он прослужил до 1960 года). В нем была библиотека и помещался сельсовет. Хорошо работала художественная самодеятельность, стенная печать, особенно когда комсоргом был Афанасьев Никита Кузьмич, боевой, энергичный парень, честный, прямой (1937-1940 г.г.). Люди мало пили или совсем не пили, но на гулянках сельских пели и плясали так, что лампы тухли!

В клубе вовсю заработала художественная самодеятельность. Работало «Окно сатиры»: в шутках, частушках, песнях – и все это местного сочинения! – звучала критика со сцены. В самодеятельность входили талантливые девушки и парни: Гладченко Вера Федоровна, Гибелева Полина Ионовна, Слуева Ульяна Федоровна, Курило Анна Митрофановна, Балыкина Мария Афанасьевна (пионервожатая школы), Павловская Анна Игнатьевна, Брылева Мария Прокопьевна, Якишина Елена Захаровна (учительница), Чащина Вера Григорьевна (учительница), Головачев Иван Кузьмич.

О деревенском оркестре. Еще с приездом в село трех братьев Павловских: Игната Гавриловича, Савелия Гавриловича, Лаврентия Гавриловича - ими, любителями-самоучками, был организован оркестр: Игнат – контрабас, Савелий – бубен, Лаврентий – скрипка. В их семейный ансамбль вошел еще один талантливый человек – Колосов Михаил Сергеевич, он играл на скрипке и на мандолине.

Почти 35 лет (до 50-х г.) ансамбль играл на свадьбах, праздничных торжествах, на отсевках и по окончании уборки в роще - играл так, что ноги сами бросались в пляс. Как любили «павловскую» музыку односельчане и все села в округе, куда их тоже приглашали часто! После стариков Павловских потом в ансамбле играли их дети: Павловский Григорий Савельевич, как и его отец, виртуозно играл на бубне.

Они могли в праздник идти по улице, играть и петь, плясать, и в эти минуты вся улица пела и плясала! Играли прекрасно русские наигрыши, «Краковяк», «Тустеп», всегда исполняли песню «На реченьку».

А как славно и слаженно пели Чудин Григорий Елисеевич, Слизовский Данил Филатьевич, Тюрин Степан! У каждого из них был сильный, красивый голос. Пели «Не вейтеся, чайки, над морем», «В воскресенье мать-старушка», «Ревела буря, гром гремел» и др. Дивные украинские песни на два голоса пели приехавшие с Украины Нетудыхатко Евсей Емельянович и Машко Фома Евтихьевич: «Рэве та стогнэ Днiпр широкий», «Распрягайтэ, хлопцi, конiв»…

В середине 30-х г. в Рождественку прибыли семьи с Украины, спасающиеся от голодомора (главы семей: Нетудыхатко Евсей, Машко Фома, Лишаенко Савва и другие). Наши люди приняли их, помогли им в первое время, так они и остались жить в Сибири, тем более здесь они встретили украинцев еще из первопоселенцев с Полтавщины и Черниговщины, подружились с ними.

Ко всему привыкает человек – так и наши деревенские люди, пережив невзгоды коллективизации, стали привыкать к колхозной жизни, работали в бригадах, на фермах, осваивали новую технику (машины и трактора). В эти годы в селе стали появляться дома-пятистенки (срубы покупали в Злыдаревке, а ставни, наличники с резьбой, украшениями везли из Казахстана).

«Эти непростые 30-е годы»…Но все, что несло новое время, в том числе и незаслуженные репрессии, не прошло стороной и мимо Рождественки. Не обошел нашу деревню и 1937 год – год репрессий: в Рождественке тоже стали искать «врагов народа», и находили (и в 30-е, и в 40 - 50-е годы безвинные рождественцы попадали в лагеря ГУЛАГа за «вредительство», за «колоски», за «веру» и др.).

Например, Евсиков Андрей Михайлович, возглавлявший когда-то сельсовет, в 1939 году был репрессирован, но вернулся домой в 1941 г. А Грешнер Степан Иосифович был репрессирован в 1937 году и расстрелян 2 ноября 1938 г. в тюрьме г. Куйбышева. Семьям репрессированных особенно трудно, морально тяжело, приходилось жить.

С 1925 года повсеместно в нашем Западно-Сибирском крае (так он назывался в то время) закрывались храмы, обезглавливались церкви, началась борьба с религией. В нашем селе церкви не было, зато с самого начала зарождения села в нем существовала баптистская община, и большое количество населения Рождественки входило в нее (до сих пор, уже второй век, эта община продолжает существовать в селе).

Когда активисты стали бороться с религией, было приказано всем, у кого есть в семье Евангелие, сдать его. С боем, плачем Евангелия были отобраны у людей, но несколько стариков ни в какую не отдавали свои святые книги - все они были арестованы и отправлены на Колыму. Среди них были Чудин Елисей Григорьевич, Гарбузов Григорий Григорьевич, Слизовский Матвей Семенович, Сафронов Константин Андреевич (расстрелян в Славгороде 7 ноября 1937 года), Усенков Захар (или Усенков Сидор Алексеевич) и другие. Домой из них почти никто не вернулся…

Точное время репрессий против них неизвестно, видимо, это было в те страшные 30-е годы – имена некоторых из них есть в списках «пораженцев» (поражены в правах), «лишенцев» середины 30-х годов (1937, 1938, 1939 годы)... В эти годы более 30 человек в Рождественке стали «лишенцами»: так называли тогда людей, лишенных избирательного права. По разным причинам их считали неблагонадежными, не лояльными советской власти, и некоторые из них прошли ГУЛАГ. Среди них мы видим и имена людей, пострадавших за веру, баптистов.

Все они были реабилитированы в хрущевскую «оттепель». (В конце 50-х годов эта история повторилась в биографии сильно верующего Доропеева Ивана Филипповича, на то время возглавляющего баптистов села: его арестовали и увезли из села, но через года - полтора отпустили. И после этого он продолжал вести собрания верующих, пользуясь огромным авторитетом у них.)

Советские праздники. На 7-е ноября и 1-е маяв селе организовывались демонстрации. Колонны членов бригад во главе с бригадиром с песнями шли на митинг в центр села (к площади у клуба), несли в руках праздничные флаги, плакаты. Площадь нарядно украшалась портретами вождей, лозунгами-призывами, знаменами, Митинг открывали коммунисты.

До войны на территории нашего сельсовета был не один колхоз, а три: колхоз им.Буденного, колхоз им.Ворошилова и колхоз «Первое Мая» (д. Шамониха). Каждый колхоз был поделен на бригады, возглавляли которые бригадиры Тюрин Степан, Амельченко Николай Семенович, Полосухин Парфен Макарович, Алешин Борис Афанасьевич, Гришин Роман Дмитриевич.

Председатели колхоза менялись очень часто – за 10 лет до войны их было 13! Первых трех сменили Климов, Кошелев А.И., Сафронов, Зимин, Серяков, Сидорюк, Слуева. В организационном плане в работе с населением им помогали члены правления колхоза и председатели, секретари сельсовета. До войны предсельсовета были Гришин Яков Иванович, Сахутин Василий, Федоров, Самсоненко, а секретарями – Протащук Анна Федоровна, Демкова Ульяна Федоровна, Моргунов Иван Максимович.

Итак, десять лет колхозной жизни завершились 1941 годом.

Трудолюбие, мудрость, крестьянская смекалка, основательность, разумное отношение к природе, друг к другу так и чувствуются в каждом факте прошлой жизни. Таким прошлым, такими предками мы по праву гордимся!

Такие люди, толковые, сноровистые, ответственные, умеющие принять то, что дарует человеку судьба или то, чем она его испытывает, все это великое и красивое поколение оказалось на пороге многотрудного, трагического испытания – впереди была война. Великая Отечественная война.


Дата публикации: 29 Сентября 2017


Вам нравится? 6 Да / 1 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...